Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)
Оценка 5

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.11.2017
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)
Данный материал является методической разработкой урока литературы в 6 классе. Урок построен в форме исследования художественных текстов, призван научить шестиклассников сравнивать стихотворные произведения, определять средства художественной выразительности, формулировать идею произведения. Творческое задание предполагает развитие образного мышления учащихся посредством создания иллюстраций к стихотворениям.Урок литературы в 6 классе, обучение анализу художественного текста
сравнительный анализ стихотворений зимний вечер и зимнее утро.docx
Урок литературы в 6 классе Учитель Жерноклеева Е.А. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер", "Зимнее утро" Цели:  выявить сходства и различия стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”;  прививать детям любовь к поэзии; развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя; учить самооценке; слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику, адекватно на нее  реагировать. Ход урока 1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку. 2) Звуковая разминка. Прочитайте слова, записанные на доске. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Начните с выделенного слова. ведёт, мраморная, в, парка, аллею, арка. ­ Что за предложение у вас получилось? Чтение скороговорки. (С разной интонацией). 3) Проверка домашнего задания. (подготовить выразительное чтение стихотворений Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер” и  выучить одно из них  наизусть).  Выразительное чтение стихотворений. Сейчас мы поработаем в парах: вполголоса вы расскажете выученные стихи друг другу и оцените друг друга. А потом послушаем некоторых из вас.  4) Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу со стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний  вечер”. ­ Ребята, кто считает, что эти стихотворения чем­то похожи? А чем они могут быть похожи? ­ А теперь, кто считает, что эти стихотворения абсолютно разные? Почему вы так думаете?  Сейчас мы сравним эти стихотворения, чтобы потом высказать своё мнение об этих стихах. Для этого  нужно выполнить ряд заданий. Работать будем по вариантам:  1 вариант – над стихотворением “Зимнее утро”,  2 вариант – над стихотворением “Зимний вечер”.  Результаты проведённой работы будем записывать в таблицу. А в конце урока  подведём итог нашей работе и сделаем вывод.         1. Тема 2. Словесная иллюстрация к стихотворению  (что я представляю, когда читаю это  стихотворение)  «ЗИМНЕЕ УТРО»   Прекрасное утро  1­ая строфа: бело­голубой снег,  переливающийся на  солнце всеми  цветами радуги;  вдали – лес, справа  берег речки,  соперничающей со  снегом в блеске.   «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» Мрачный вечер  За окном  небольшого домика  – метель, всё черно,  только одно ярко­ желтое, оранжевое  пятно луны, в  комнате у окна  сидит няня около  веретена и поэт беседует с ней эпитеты, повторы,  олицетворения,   сравнения, инверся,  риторический  вопрос,  аллитерация. Лексика  просторечная, слова  с уменьшительно­ ласкательными  суффиксами  чувства поэта ­  печаль, тревога, но и надежда на лучшее В комнате, из окна  которой виден  зимний пейзаж, тоже  солнечный блеск, но  его оттенки –  золотистый,  янтарный. 2­ая строфа:  Темное небо,  пронизанное  снежными вихрями и покрытое тучами, а в середине – желтое  пятно (луна). Эти два пейзажа очень  контрастны эпитеты, сравнения,  повторы,метафоры,  инверсии,  восклицания,  антитеза,  аллитерация. Устаревшие слова,  книжная лексика,  глаголы  повелительного  наклонения поэт восхищен  красотой зимнего  утра, настроение у  поэта бодрое,  веселое, ничем не  омраченное 3. Средства выразительности  (с примерами – цитатами) 4. Особенности лексики 5. Художественная идея  (основная мысль стихотворения) 6. Моё настроение от стихотворения 5) Работа над темой урока.  1 задание – Укажите, какое время года описывает поэт. 2 задание – Запишите, какое состояние природы описывает автор. В стихотворениях “Зимний вечер” и “Зимнее утро” встречаются обращения, благодаря которым мы  можем понять отношение лирического героя к адресатам этих стихов.  3 задание ­ Найти в текстах стихотворений слова­обращения. Слова, использованные Пушкиным в стихах, помогают нам понять внутреннее состояние лирического  героя.  4 задание – выписать слова с положительной окраской. Слова с положительной окраской способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья.  5 задание – выписать слова с отрицательной, негативной окраской. Слова с отрицательной окраской показывают, что герою тоскливо, грустно. 6) Подведение итога выполненной работы. Чем же похожи эти стихи и чем отличаются? Запишем наши выводы под таблицей. 1. Сходства: ­ один и тот же автор; ­ описывается время года – зима (общая тема); ­ автор выражает свои чувства к зимней природе (через ее восприятие); ­ используются для авторского замысла различные тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры,  сравнения); ­ используются различные стилистические фигуры (повтор, инверсия, риторические вопросы,  антитеза). 2. Различия ­описывается разное время суток (В «Зимнем утре» ­ утро, в «Зимнем вечере» ­ вечер); ­идейный замысел ( в «Зимнем утре» выражается жизнерадостное настроение, а в «Зимнем  вечере» ­ грустное, печальное, но с надеждой на иные чувства); ­ годы написания (1825 г. – « Зимний вечер» , 1829 г. – «Зимнее утро»); ­ различна роль тропов и стилистических фигур для выражения авторского замысла; ­ размер стиха («Зимнее утро» написано ямбом, а «Зимний вечер» ­ хореем); ­ цветовое оформление звуков и букв; Сравнение этих стихотворений показало, что с помощью слов можно показать разные состояния  природы, состояние души автора. За это умение и ценится во всём мире творчество А.С. Пушкина.  7) Домашнее задание: творческая работа. Перед вами абсолютно одинаковые картинки. Ваша задача – по­разному их раскрасить.  1­ую – как иллюстрацию к  стихотворению “Зимнее утро”,  2­ую – как иллюстрацию к стихотворению “Зимний вечер”.  Подумайте, какие краски выбрать для этого. Выберите строки из стихотворения, которые больше  всего соответствуют вашей картинке, подпишите их под рисунком. 8) Рефлексия: А теперь оцените свою работу на уроке. Напишите несколько предложений, начиная со слов:  На уроке я узнал.... Я понял, как..... Мне понравилось.....

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер" и "Зимнее утро" (6 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.