Добрый день, уважаемые коллеги!
Начну свой доклад со слов великого русского учёного-гуманиста Николая Рериха:
Я хочу более подробно остановиться на втором этапе курсов «Практика в школе», в рамках которого мы должны были провести серию 4 последовательных уроков, объединённых одним общим разделом.
С первого дня, при планировании уроков, мы чувствовали большую разницу между традиционной и новой структурой планирования урока. Если раньше мы писали два плана, то теперь нам предстояло написать три плана: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Долгосрочным называется всем нам известный годовой план.
Хочу более подробно остановиться на среднесрочном планирований. Данный вид планирования оказался для нас новшеством и представлял собой процесс трансляций учебной программы в серию последовательных уроков, в которой все семь модулей Программы интегрированы в практику преподавания в классе. В свою очередь каждый учитель самостоятельно использует среднесрочную последовательность для планирования от- дельных уроков для каждого конкретного класса.
Цель среднесрочного планирования или планирования серии последовательных уроков заключается в следующем:
- организация последовательности этапов работы;
- интегрирование семи модулей в практику преподавания в классе;
-определение цели преподавания и обучения каждого урока;
- утверждение методики измерения результатов преподавания и обучения;
- определение задач обучения и преподавания с целью достижения ожидаемых результатов;
- обеспечение целенаправленной положительной динамики на протяжении всех этапов обучения;
- стратегическое планирование с целью вовлечения в процесс обучения всех учащихся.
Планирование, преподавание и рефлексия по серии 4 последовательных уроков являются ключевыми моментами Программы, в которой основной акцент проставлен не на развитии теоретических знаний, а на совершенствовании практики преподавания и обучения посредством внедрения новых концепций и актуализации рефлексии и их влияние на практику.
Серия последовательных уроков предоставляет возможность учителям внедрять идеи Программы в свою практику преподавания с учётом произошедших влияний, изменений на данную практику, в связи с чем преподавание серии последовательных уроков является основой для оценивания Программы.
После среднесрочного плана учителем разрабатывается краткосрочный план урока. Краткосрочный план-это тот же подробный поурочный план урока с деятельностью учителя и ученика, разделённый на четыре графы. Представляю вашему вниманию краткосрочный план одного урока.
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.
Цель урока: сформировать понятие об условном наклонении глагола.
Задачи урока:
- сформировать навыки определения способов образования условного наклонения;
- формировать навыки находить по свойственным признакам глаголы условного наклонения в тексте;
- формировать навыки оценивания по критериям;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- учебник : «Русский язык», 6 класс. Ладыженская Т.А.;
-раздаточный материал: флипчарты, маркеры, ножницы, стикеры, таблички с названиями команд «Волшебники», «Колдуны», «волшебная палочка» для диалога, флипчарты со смайликами;
-интерактивная доска.
Форма работы: групповая, работа в парах, самостоятельная работа, стратегия «Драма»
Тип урока :комбинированный.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой. Тренинг. Деление на 2 группы.
3. Творческая работа учащихся.
4. Проверка домашнего задания.
5. Подведение к теме.
6. Сообщение темы урока.
7. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
8. Закрепление нового материала.
9. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Оценивание.
№ |
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты обучения |
1. |
Организационный Момент |
Учитель приветствует учащихся |
Здороваются с учителем |
Организация учащихся |
Более конкретно на данном уроке я остановлюсь позже.
Закончив с планами, нам предстояло провести по ним уроки, а доказательством проведения уроков была видеосъёмка.
Всё новое вызывает интерес у детей. На уроках, проведенных по новой методике, у учеников постепенно начала повышаться мотивация, взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик приобрели новый положительный характер. Мы стали прислушиваться к мнениям друг друга, потому что я всегда помнила, что в центре моего обучения стоят мои ученики. Понимая, что нужно вызвать интерес к своему предмету, для того, чтобы ученик мог самостоятельно продвигаться в своём развитии, добывать знания и предоставлять свободу мышления. Используя новые методы в обучении, я принимаю участие в воспитании нового поколения молодёжи, которые будут креативно настроены на жизнь, которые сумеют легко преодолевать любые барьеры и принимать самостоятельные решения. Мне, как учителю, необходимо отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как ученик думает и учится. Для этого я создавала такую среду, чтобы ученик на уроке не принимал пассивно информацию, а активно участвовал в учебном процессе.
На протяжении четырёх уроков я внедряла идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, которые являются новыми подходами в преподавании и обучении.
Изменения на уроках дети восприняли с
удивлением. Дети и без того любили мои уроки, им не бывало скучно, но внедрение
обыкновенного тренинга(метод активного обучения, направленный на развитие
знаний, умений и навыков) по созданию коллаборативной среды(подход к
обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая
общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели)приятно
удивило моих детей.
Первый вопрос, с которым они встретили меня на следующем уроке, был:«-Тренинг будем проводить?» Я всё больше убеждалась, что разнообразные тренинги в начале урока эмоционально положительно заряжают обстановку в группе, повышают мотивацию к изучению предмета, способствуют развитию креативности, помогает побороть в себе чувство беспокойства, неуверенности. На своих уроках я применяла разнообразные виды тренингов: «Круг доброты», «Продолжи мысль», «Домики, жители, землетрясение», «Паровозики», «Кубик-рубик».
На всех проведённых мной 4 уроках велась групповая работа. То есть в начале урока после тренинга учитель делил класс на 2 или 3 группы. Как же проходил процесс деления на группы? Каждый учитель делит класс по разному. На своих уроках я применяла метод деления с помощью конфет, раздавала детям три вида конфет и по ним дети делились на три группы и рассаживались так же отдельно. На втором уроке у меня было 2 группы «Колдунов» и «Волшебников», дети разделились поочерёдно произнося название групп. Деление на группы вызвало особый интерес у детей. Я учитывала, что выбранная мной групповая форма помогает привлечь к работе слабых учеников, они старательно выполняли свою часть работы: рисовали постер, выступали устно в презентациях и их глаза горели желанием проявить способности. Работа в группе вызывает здоровый дух соперничества, так как на каждом уроке каждая группа создавала постер и защищала его всей группой, мы называем такой вид работы презентацией, за которую противоположная группа выставляла оценки. Но презентации обнаружили и некоторые проблемы: языковой барьер, несформированность навыков публичного выступления, нехватка времени, так как они не могли привыкнуть к такому критерию выполнения задания, как регламент. Результатом такой работы было то, что дети стали прислушиваться к мнениям друг друга, стали проявлять самостоятельность, тихие и пассивные ученики начали принимать участие в групповых работах при разработке постера(оформленный плакат, используемый в учебных целях) , выступать в презентациях(донесение до аудиторий какой либо информаций). Каждому из них хотелось выговориться, пообщаться, чувствуя, поддержку друг друга, ощущая свою значимость в кругу друзей и класса.
Отдельно хочу остановиться на оценивании. Оценивание-это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. На третьем уроке я включила в действие «Листок учёта знаний», который был разработан, опираясь на знания, полученные на курсах.
Он включает в себя оценивание учеником всей проделанной на уроке работы. По критериям, изложенным в листе учёта знаний, дети легко смогли выполнить самооценивание и взаимооценивание. Листок содержит критерии оценивания учителя, в целях прозрачности оценивания для учащихся, так как, подсчитывая свои баллы, дети старались улучшить итог своей работы в качественную сторону.
На этом уроке детям понравилось сверять и проверять друг у друга выполненное задание. Здесь есть свои плюсы, учитель возлагает свою обязанность и ответственность на ученика, которому эта работа нравится.
На четвёртом уроке я добавила критерии к новым заданиям, и в начале урока раздала «Листок учёта знаний». Дети уже знали алгоритм работы с ним и без вопросов приняли задание по оцениванию. Они поняли, что каждая их работа приносит им прибыль в виде балла, а балл это суммативная(итоговая) оценка учителя за урок. В результате такого оценивания я экономила время, дети видели и оценивали результат своей работы, они с удовольствием выполняли эту работу, выступая в роли оценщиков своей работы и работы другого ученика. Я поняла, важность значения оценивания в учебном процессе и убедилась, что могу доверить оценивание самим учащимся.
Далее хочу остановиться на таком виде как устное формативное оценивание, которое включает в себя устную похвалу учителя или ученика. Я часто употребляю в своём лексиконе такие слова, как: «молодец, отлично, хорошо, подумай ещё, прекрасно, умница» и считаю, что они влияют на эмоциональный настрой моих учащихся, на поддержку со стороны учителя. Также на своих уроках, на этапе защиты презентации, я использовала метод критического друга, который даёт одну звезду и одно пожелание. Так как эта работа новая для моих детей, выступал один ученик с группы. Эта работа развивает критическое мышление детей, помогает им развивать свою речь.
Ещё один вид оценивания я применила на первом уроке - это оценивание выступления одноклассника по конфетам, когда ученик дарит свою конфету тому, чьё выступление ему понравилось больше других с объяснением за что он её дарит. Когда дети делились на две группы, учитывая их возрастную особенность, я раздала всем по две конфеты, объясняя тем, что одну конфету можно съесть самому, а другую оставить. И всё равно дети стали спорить, кому попала конфета лучше, дети не хотели легко расставаться с любимым лакомством. Этот тип оценивания помогает в развитии речи, способствует улучшению критического мышления учащихся, даёт возможность увидеть лучшие качества в себе и других.
Ещё один вид оценивания, на котором я хочу остановиться это рефлексия, которая даёт возможность учащимся анализировать собственную работу. Та как я считаю, что ученики должны научиться самооценке для того, чтобы они могли понимать цель своего учения и достижения успеха на уроке. Я применяла рефлексию как обязательный завершающий этап своих уроков, как обратную связь, которая должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она даёт представление о том, как прошёл процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика.
Каждый урок заканчивался рефлексией(этап учебного занятия на котором полученные знания сопоставляются с уже имеющимися и конструируются в собственное понимание) учащихся.
В конце первого урока я раздала детям стикеры и попросила подумать и написать ответы на вопросы: Что повторили?
Что узнали?
Что понравилось?
Что было трудно?
Затем прикрепить их к улыбающемуся или печальному смайлику.
Рефлексией следующего урока было «Дерево знаний». Условия рефлексий были следующие: раздав стикеры, попросила детей прикрепить их на стволе, ветвях или корне дерева.
На третьем уроке я применила два облачка: «облако удачи» и соответственно «облако разочарования». В итоге этой работы я сделала вывод, что всем урок понравился и понятен.
На последнем уроке я использовала рефлексию «светофор», отличие этой рефлексии от предыдущих в том, что цвет стикера дети выбрали сами, ответили на вопросы и прикрепили их на глазик светофора.
Применяя на своих уроках различные виды оценивания, я пришла к выводу, что с помощью формативного и суммативного оценивания, через разработку определённых критериев по оцениванию, ученики начинают обладать чётким пониманием процесса обучения.
Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого своего ученика, и поняла всю её важность и значение в учебном процессе, увидела, что могу доверить эту работу самим учащимся. В своей дальнейшей работе, планируя уроки, я продолжу применение данных форм оценивания, более тщательно продумывая их этапы.
Моим ученикам необходимо видеть результат своей работы на каждом уроке, при этом самим участвовать в оценивании.
Чтобы вы имели представление о сказанном, я бы хотела более подробно остановиться на 2 уроке из серии 4 последовательных.
На практике я пересмотрела свою преподавательскую деятельность, так как ознакомилась с новыми технологиями обучения. Анализируя, свое обучение по Программе, акцентируя внимание на основной задаче программы - «помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику», я пришла к выводу, что данные модули актуальны и соответствуют как моим потребностям, как педагога, так и учеников, которые понимают приоритет важности способов работы с информацией над ее содержанием.
Современный мир требует, чтобы знания постоянно обновлялись, поэтому учителям необходим в огромном потоке информации выбирать для себя нужное, анализировать и делать верные выводы.
В дальнейшей работе я планирую:
-продумывать процесс урока так, чтобы ученик принимал участие на всех этапах, начиная от определения темы, постановки целей и заканчивая анализом результата обучения;
-использовать различные варианты результатов деятельности детей;
повышать внутреннюю мотивацию учеников, используя современные технологии;
-применять формативное и суммативное оценивание, направленное на обучение;
-расширять критерии для выявления одаренности и развивать их.
Несомненно, эти изменения будут возможны, если у учителя есть методическая и административная поддержка, способные направить деятельность учителя в нужное русло.
Я пришла к выводу, что сегодня нужно преподавать по- новому. И поэтому акцентировала внимание на задаваемые мной вопросы, создавая диалог учитель-ученик, ученик-ученик. Мои вопросы низкого порядка (простые вопросы)стали вопросами высокого порядка (это вопросы развивающие и проблемно-поисковые). Учащимся стало намного интереснее искать ответы на такие вопросы, так как они требуют размышлений и рассуждений. Я увидела, что мои ученики умеют исследовать, анализировать, а ведь совсем недавно они, в основном своём большинстве, были замкнутыми и закрытыми. Сейчас я понимаю, что конечный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о каких-либо событиях, фактах, а то, как он сам сможет их понять и охарактеризовать. Я имею в виду самостоятельный, хорошо спланированный труд детей, незаметно регулируемый учителем. Я поняла, что нужно уходить от традиционных стереотипов и давать детям возможность ошибаться, и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило мои педагогический взгляд на обучение и принципы работы с детьми, определив другое направление в обучении и развитии детей.
«-Будущее нашего государства в руках сегодняшних учеников, а будущее учеников в руках учителей!»
Желаю успехов в новом учебном году! Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.