Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы
Предметные:
научатся: называть специфические особенно-сти жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, ха-рактеризовать героя про-изведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художе-ственные средства выра-зительности
У р о к и 59–60. Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.
Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное
иллюстрирование.
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости,
сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать
положительные качества в процессе коллективной работы
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
н а у ч а т с я : называть
специфические
особенности жанра
литературной сказки,
выделять главную мысль
произведения под
руководством учителя,
характеризовать героя
произведения на основе
его намерений и
поступков, находить в
тексте художественные
средства выразительности
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : портрет С. Т. Аксакова, иллюстрации к сказке
Метапредметные:
Познавательные: определять основную идею
произведения (эпического и лирического), выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению
учебной задачи урока в минигруппе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения
темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего
высказывания; опираться на собственный нравственный
опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Личностные:
осознанно
готовиться к урокам
литературного
чтения, выполнять
задания,
формулировать свои
вопросы и задания
для одноклассников
Этап
урока
I.
Актуализ
ация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе.
– Дома у вас, ребята, была возможность
еще раз перенестись в XIX век,
побывать в богатом купеческом доме и
удивительном дворце «зверя лесного,
чуда морского» вместе с героями
сказки С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек». Какой же эпизод сказки вас
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома
работе. Учащиеся читают отрывок,
который им понравился больше
всего
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
Осуществля
ть
актуализаци
ю личного
жизненного
опыта
1Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
тронул больше всего, заставил
волноваться, переживать за героев или,
наоборот, радоваться
за них?
Задает вопросы по выставке книг.
Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока.
– Рассмотрите выставку книг. Что
общего у этих книг? На какие две
группы можно распределить эти
сказки?
– Как отличить русскую народную
сказку от литературной? Есть ли на
выставке книг сказка, которую мы с
вами читаем? Кто ее автор?
– Сегодня у нас итоговое занятие по
сказке
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Будем исследовать, анализировать
сказки, находить взаимосвязи
литературной сказки с народной
сказкой. Выясним, какие выразительные
средства использовал Аксаков в своей
сказке, дадим характеристику героям,
определим главный внутренний смысл
сказки.
– Прочитайте пословицу, которая
является эпиграфом к нашему уроку.
Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
– Прочитайте тему урока. Определите
цели урока, используя опорные слова
Организует работу по теме урока.
Задает
вопросы.
– Какие художественные средства
использует автор в сказке?
II.
Сообщени
е темы
урока.
Определе
ние целей
урока
III.
Художест
венные
средства,
которые
Обсуждают тему урока. Отвечают
на вопросы учителя, формулируют
цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения.
– Книги можно разделить на русские
народные сказки и на авторские, или
литературные, сказки.
Принимать и
сохранять
учебную
цель и
задачу.
Анализирова
ть, находить
общее и
различия,
делать
выводы.
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывани
е в устной
форме
Объясняют смысл пословицы
«Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
– В конце урока мы определим, что
хотел нам сказать С. Т. Аксаков в
своей сказке
Отвечают на вопросы учителя.
Подтверждают свое мнение
строчками из текста.
– Автор использует в сказке такие
художественные средства, как
Осуществля
ть анализ
произведени
я. Осознанно
и
2Этап
урока
использов
ал С. Т.
Аксаков
Содержание деятельности учителя
– Сравнение – это когда один предмет
сравниваем с другим предметом.
Найдите в тексте сравнения.
– Олицетворение – перенос признаков
живого существа на неживой предмет.
Найдите в тексте олицетворения.
– Эпитет – это образное определение
предмета, явления в виде сравнения.
Метафора – это скрытое сравнение.
Признак метафоры – ее можно
пересказать с помощью слов «как» и
«похож». Найдите в тексте эпитеты и
метафоры.
– Сказку сказывает ключница Пелагея,
а ее речь богата пословицами,
поговорками да прибаутками. Какие вы
нашли в сказке пословицы?
– Читая волшебные сказки, мы
встречаем сказочные выражения,
которые есть во многих сказках.
Найдите в сказке сказочные выражения,
которые указывают на
неопределенность пути и длительность
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
олицетворения, сравнения,
эпитеты.
– Автор часто использует союзы как,
словно, как будто. Аксаков пишет:
«Свет, как от месяца полного, как от
солнца… светло в темную ночь, как
среди дня белого», «словно деревья
расступаются», «будто зарево огонь»,
«запах от цветка… ровно струя
бежит», «как у беркута».
– В сказке мы нашли приемы
олицетворения: «струя бежит»,
«земля зашаталась», «вылетел
цветочек», «явились яства»,
«появились словеса», «пришли
сумерки», «опустилось солнышко»,
«стояла тишина», «шумели ключи»,
«зверь закручинился», «затряслась
земля».
– Мы нашли эпитеты и метафоры,
которые делают сказку поэтичной,
выразительной, музыкальной. Их в
сказке очень много, например:
красавицы писаные, дочери пригожие,
серебряной парчи, красоту
поднебесную, венца самоцветного,
хрусталя беспорочного, батюшка
родимый, крепче прежнего, аленький
цветочек, заветный гостинец, по лесу
дремучему, непроездному, зайцу
косому, смерть неминучая, чертог
королевский, богатство несказанное,
на белом свете, голосом диким,
заповедный цветок, сыру землю, горе
сердешное, тело безобразное, часу
урочного, солнышко красное, глаза
совиные, руки кривые, нос крючком и
т. д.
Читают пословицы из сказки:
«Богатство – дело наживное»,
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
произвольно
строить
речевое
высказывани
е в устной
форме,
обосновыват
ь свое
мнение.
Согласовыва
ть усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариват
ься и
приходить к
общему
мнению при
работе в
паре.
Строить
понятные
для
собеседника
высказывани
я
3Этап
урока
Содержание деятельности учителя
времени
Перечитывание текста сказки с
предварительным заданием.
– Назовите признаки народной сказки.
– Докажите, что в сказке Аксакова есть
все черты народной сказки.
IV. Черты
народной
сказки в
сказке С.
Т.
Аксакова
«Аленьки
й
цветочек»
– В сказке «Аленький цветочек» есть
черты народной сказки: есть волшебные
силы, предметы, добро побеждает зло
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
«Двух смертей не бывать, а одной не
миновать», «От страха зуб на зуб не
попадал».
Читают сказочные выражения: «За
тридевять земель, в тридевятое
царство, в тридесятое
государство», «Поворотился он
назад – нельзя идти, направоналево
– нельзя идти, сунулся вперед –
дорога торная», «Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело
делается», «Долго ли, мало ли
времени»
Перечитывают текст
произведения. Отвечают на вопросы
учителя. Высказывают
предположения.
– В народной сказке можно выделить
зачин, присказку, концовку.
– Зачин помогает узнать, кто будет
героем сказки. «В некотором царстве,
в некотором государстве жилбыл
купец, именитый человек. Много у
него было всякого богатства, и было у
того купца
три дочери, все три – красавицы
писаные, а меньшая – лучше всех».
Так начинается сказка Аксакова. В
русской народной сказке «Сивка
бурка» зачин такой: «Жилбыл
старик, и было у него три сына: двое
умных, а третий – Иванушка
дурачок».
– Есть присказка: «много ли мало ли
времени прошло…», «скоро сказка
сказывается, да не скоро дело
делается».
– Есть также концовка. Сказка
«Аленький цветочек» заканчивается
так: «И нимало не медля принялись
Осуществля
ть анализ
объектов с
опорой на
визуализаци
ю, выделять
последовате
льность
развития
сюжета.
Адекватно
использоват
ь речевые
средства для
решения
различных
коммуникат
ивных задач.
Делать
выводы
4Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
веселым пирком да за свадебку. И
стали жить да поживать, добра
наживать.
Я сама там была, пивомед пила, по
усам текло, да в рот не попало». В
«Сивкебурке»: «Тут веселым пирком
да за свадебку! Я на том пиру был,
медпиво пил, по усам текло, да в рот
не попало»
Перечитывают текст
произведения. Отвечают на вопросы
учителя. Высказывают предполо
жения.
– Суффиксальный способ
образования: алый цветок – аленький
(суффикс еньк) цветочек (суффикс
ек). В этих словах суффиксы
уменьшительноласкательные, они
меняют значение слов: это чтото
нежное, хрупкое, беззащитное.
– Младшая растила добро и любовь.
Мы это видим. А старшие вырастили
злобу, зависть. Не вырос в их душах
аленький цветочек, не расцвел.
– Аленький цветочек – это Любовь,
Добро, Милосердие.
– Милосердным называют доброго,
отзывчивого, сердечного человека,
готового помочь в любую минуту,
простить когото из сострадания,
человеколюбия.
Выразительн
о читать.
Понимать
на слух
ответы
обуча
ющихся.
Слушать
собеседника
.
Формулиров
ать свое
мнение и
позицию.
Строить
монологичес
кие
высказывани
я
5
V. Анализ
названия
сказки
Организует проблемную беседу.
– Почему сказка называется «Аленький
цветочек»? Разберите слова «аленький»
и «цветочек» по составу, определите
способ образования. Меняется ли
значение слова?
– Докажите примером из сказки.
– Аленький цветочек как символ
проходит через всю сказку. Докажите
строчками из текста.
– Нет ли у этого постоянного эпитета
переносного смысла? Попробуем его
раскрыть. Прочитайте слова самого С.
Т. Аксакова: «Цветок не вырастет без
семени. Так же и душа человека.
Человек не рождается с готовой душой.
Он ее сам растит. Семена Любви,
Добра, Благодарности, Милосердия
посеяны в душе каждого человека.
Посеяны они были и у сестер. Но ведь
семена растить надо». Как вы поняли
эти слова?
– Одинаково ли растили их дочери
купца? Вырос ли в душах старших
сестер аленький цветочек? Или это что
то другое?
– Что же такое «аленький цветочек»?
– Какого человека называют
милосердным?Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
– Рассмотрите состав слова
«милосердие». Подберите
однокоренные слова.
– Кому адресуем эти слова?
– Нужно ли сегодня быть верным,
благодарным, не стыдиться совершать
добро, не бояться любить людей?
Подумайте.
– Где его искать? В тридевятом
царстве?
– Какой же смысл вложил писатель в
образ волшебного аленького цветочка?
VI.
Домашне
е задание
VII. Итог
урока.
Рефлекси
я
Объясняет домашнее задание.
Подготовить пересказ наиболее
понравившегося отрывка из сказки,
сделать к нему рисунок
Оценка результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и
чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися. Учитель
предлагает оценить работу на уроке.
Проводит беседу:
– Что особенно заинтересовало вас во
время урока? Что нового узнали на
уроке?
– Чем авторская сказка отличается от
– Милосердие – сложное слово.
Милость, сердечность, сердечный.
– Эти слова относятся к меньшой
дочери. Она жертвует собой во имя
покоя, счастья другого. Младшая
дочь купца искала и нашла свой
цветочек аленький.
– Не надо далеко ходить: он посеян в
душе каж
дого человека. Важно только, чтобы
пророс
и расцвел.
– Аленький цветочек – символ
настоящей преобразующей любви.
Настоящая любовь видит душу
человека, его внутреннюю, скрытую
от глаз, красоту. Под ее воздействием
любимый человек преображается –
становится красивее, лучше, добрее.
Любовь, доброта и сострадание –
самые главные человеческие чувства.
Они могут изменить не только
человека, которого мы любим, но и
мир вокруг сделать лучше, чище,
красивее
Внимательно слушают, задают
уточняющие
вопросы
Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.
– Главное в сказке – доброта и любовь
Сохранять
учебные
задачи
Осуществля
ть
самоконтрол
ь учебной
деятельност
и
6Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируем
ые способы
деятельност
и учащегося
народной сказки? Что общего во всех
сказках?
– Какова главная мысль этой сказки?
Чему был посвящен урок и тема?
– Владимир Солоухин в своем очерке
«Аксаковские места» пишет о сказке
«Аленький цветочек»: «Главное в ней –
доброта и любовь. И то, что нехорошие
чувства: жадность, зависть, себялюбие
– не торжествуют, а черное зло
побеждено. Чем побеждено? Любовью,
Добром, Благодарностью. Эти качества
живут в душе человека, они суть души
и ее лучшие побуждения. Онито и есть
тот аленький цветочек, который посеян
в душе каждого человека, важно
только, чтобы он пророс и расцветал».
– Помните, что аленький цветок
приносит удачу только смелым,
добрым, бескорыстным людям. Пусть
этот цветок напоминает вам о
сострадании, верности и любви к
окружающим вас людям
7