"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Старый замок.docx
Тема урока музыки "М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки (Cтарый замок)" Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной  сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, расширить знания   учащихся о музыкальных инструментах (рояль). Задачи: Обучающая: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку. Продолжить знакомство с клавишным инструментом – рояль, с его выразительными  возможностями. Развивающие:  развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух;  развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным  произведением;  развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную  позицию относительно стиля композитора. Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке композитора  Модеста Петровича Мусоргского, желание слушать её не только на уроке, но и  вне его. Коммуникативная:  понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной. Регулятивные:  оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и  сформированным внутренним критериям  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учета характера сделанных ошибок. Этапы урока Планируемая деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся Организационный момент Активная  деятельность  учащихся   Музыкальное приветствие учителя.   Это человек, который очень  размашисто ходит; он рассматривает  что­то, останавливается и снова  прохаживается. На выставке, в музее, в парке,  рассматривая скульптуры. Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам   портрет   человека,   занятого   очень интересным   и   необычным   делом.  Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.  Откуда он и что делает?      так Где можно останавливаться и прохаживаться не спеша?     ходить, снова    Итак,   мы   на   выставке,   на   которой много   посетителей,   в   их   числе композитор,   написавший   эту   музыку. Можно   ли   по   ее   интонации   узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.   Да,  это   музыка   русского   композитора   Называется М. «Прогулка» (Портрет композитора).   Мусоргского.   П.    Модест   Петрович   Мусоргский отправился на выставку картин своего друга   –   художника   Виктора Александровича   Гартмана.   Ходил   поДети читают определения со слайда (Рыцари, прекрасные дамы, старинные  замки). Активизация  слушательской  деятельности выставке   от   картины   к   картине, задерживаясь   на   том,   что   его волновало.   Из   представленных   на выставке рисунков,   архитектурных   планов,   проектов, эскизов   Мусоргского   заинтересовали 10 сюжетов.  400    Эти   10   сюжетов   Гартмана   и вдохновили   Мусоргского   на   создание фортепианной   сюиты   «Картинки   с выставки».   Нарисованные   картины превратились   в  музыкальные,  зажили новой   жизнью,   музыкальные   картины зазвучали   намного   ярче   и   красочнее,   Композитор чем   нарисованные. первоначально свое произведение   «Гартман».   Название «Картинки   с   выставки»   появилось позже. назвал      Фортепианная     сюита   «Картинки   с выставки».   Слово   сюита   обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.        Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес.  Мысленно  перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.  Какие   ассоциации   возникают   у   вас при звучании слова Средневековье?  Да,   Средневековье   –   это   времена замков,   рыцарей,   прекрасных   дам, трубадуров. Трубадуры   воспевали   рыцарскую любовь,   Для аккомпанемента трубадурам служили   виола,   арфа   и   другие инструменты (иллюстрации). Трубадур   сам  исполнял  свои  песни, часто   в   сопровождении   менестреля (странствующего профессионального музыканта­инструменталиста и певца,   находящегося   на   службе   у трубадура).   радость   жизни.  Музыка,   которую   мы   послушаем, называется   «Старый   замок».   К названию   пьесы   композитор   сделал   «Старый   замок   – примечание: Средневековый     перед которым трубадур поет песню». замок,      Слушая   пьесу, аккомпанемент. напоминает? настроение?     вслушайтесь   в   Что   он   тебе здесь Какое    О   чем   поет   свою   песню   трубадур? (Нужно   вслушаться   в   звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями   в   средней   части, задуматься   последними   надАктивизация  исполнительской деятельности Коллективная  исполнительская деятельность звуками).   Сейчас   я   предлагаю   «Песню современного трубадура»    Из какого мультфильма эта песня?   Что   изображают   звуки   во вступлении?  Почему   юношу   называют трубадуром?  Разучивание «Песни трубадура».  Подведение итога Древние   замки,   старые   песни   трубадуров,   еще   хранящие   былые   чувства   и стремления…   Однако   эти   чувства   и   стремления   утратили   для   нас   свое   жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для   нас   притягательном   и   поэтичном.   (Именно   этот   образ   давно   отшумевшей эпохи,   древних   стен,   которые   когда­   то   видели   трубадуров,   слышали   их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»). Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».