Статья "Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой"
Оценка 4.7

Статья "Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
16.08.2024
Статья "Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой"
ст 1.docx

Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой

 

Аннотация

В статье рассматривается проблема эстетического развития младших школьников по средствам их обучения декоративно-прикладной деятельности.  Определены показатели эстетического развития учащихся, принципы их обучения декоративно-прикладной деятельности.   А также рассмотрены некоторые техники бумагопластики, как наиболее доступного вида декоративно-прикладной деятельности учащихся данного возраста.

Ключевые слова: эстетическое развитие, декоративно-прикладное творчество, бумагопластика.

Эстетическое   развитие –целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности (восприятия и понимания прекрасного в ней).

Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры личности.  Эстетическое   развитие значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию, становление   эстетического отношения к окружающей действительности.  

Важнейшее значение в эстетическом развитии личности имеет её приобщение   к самостоятельной декоративно-прикладной деятельности. Наиболее благоприятным для такого приобщения является младший школьный возраст. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает   непосредственный   интерес   к   жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Благодаря красоте ребёнок часто интуитивно тянется к добру.

Показателями эстетического развития детей младшего школьного возраста выступают: беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.

     Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.

      Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

    Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

     Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

     Точность – способность совершенствовать идеи и придавать законченный вид своему творческому продукту.

     Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности

и доводить их до конца.  

Наиболее эффективным средством развития способностей к

восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности является

использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми.

Под декоративно-прикладным искусством понимается – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

Его специфика   заключается в  

– развитии способности нестандартно мыслить;

– готовности к активности творческого характера;

– формировании умения создавать креативные продукты собственной деятельности;

–формировании эстетического отношения к миру.

Задача эстетического развития детей по средствам декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании должна заключаться в том, чтобы систематически развивать необходимые для занятий способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а также формировать потребности в творчестве и общении с искусством.

Все обучение основам декоративно-прикладного искусства должно опираться на следующие принципы:

- связь занятий с современными требованиями общества к искусству и его роли в организации художественной среды;

-развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;

-формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественную оформленную вещь;

-сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Декоративно-прикладная деятельность многогранна и разнообразна. При этом наиболее доступным видом декоративно-прикладной деятельности для учащихся младшего школьного возраста является бумагопластика. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги - бумагопластике обуславливается тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. 

Бумагопластика  техника создания полу объёмных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. Любая работа с бумагой: складывание, вырезание   дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы.

Одной из излюбленных детьми техник в этой области является аппликация. В процессе занятий ею дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают, развивается чувство цвета, симметрии, ритма и на этой основе формируется художественный вкус. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения и мысли, так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются основными признаками предмета.

Не менее интересной техникой является квиллинг (бумагокручение) – это искусство создания объемных или плоских изделий из длинных узких бумажных полосок, скрученных в спиральки (их также называют модулями, роллами).

Квиллинг предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.  Этот вид творчества очень полезен для развития мелкой моторики рук, усидчивости, фантазии. При обучении квиллингу у ребенка не только формируются творческие способности, он получает практические умения и навыки, но и учится аккуратности, внимательности, умению доводить начатое дело до конца.

Эффективным средством эстетического развития младших школьников является и техника «оригами».  Она очень интересна и занимательна.  Её особенность заключается в том, что из обычного бумажного листа, без клея и ножниц, без подручных средств можно смастерить все, что угодно.

Данная техника:

- стимулирует развитие памяти, внимания, пространственного воображения;

- развивает творческие способности детей и художественный вкус, активизирует их фантазию и воображение;

-  способствует совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда.

В процессе выполнения оригами взаимодействует, как левое, так и правое полушарие головного мозга, поскольку идет одновременный контроль над движениями обеих рук, что положительно сказывается на активности и ведет к позитивному изменению целого ряда психических показателей.

Таким образом, в процессе создания младшими школьниками предметов декоративно-прикладного творчества вообще, и из бумаги, в частности, закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о прекрасном, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается их творческое стремление детей преобразовывать мир.  

 

 

 


 

Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой

Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой

Наиболее эффективным средством развития способностей к восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности является использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми

Наиболее эффективным средством развития способностей к восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности является использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми

Одной из излюбленных детьми техник в этой области является аппликация

Одной из излюбленных детьми техник в этой области является аппликация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2024