Эстетическое развитие младших школьников по средствам занятий бумагопластикой
Аннотация
В статье рассматривается проблема эстетического развития младших школьников по средствам их обучения декоративно-прикладной деятельности. Определены показатели эстетического развития учащихся, принципы их обучения декоративно-прикладной деятельности. А также рассмотрены некоторые техники бумагопластики, как наиболее доступного вида декоративно-прикладной деятельности учащихся данного возраста.
Ключевые слова: эстетическое развитие, декоративно-прикладное творчество, бумагопластика.
Эстетическое развитие –целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности (восприятия и понимания прекрасного в ней).
Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры личности. Эстетическое развитие значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию, становление эстетического отношения к окружающей действительности.
Важнейшее значение в эстетическом развитии личности имеет её приобщение к самостоятельной декоративно-прикладной деятельности. Наиболее благоприятным для такого приобщения является младший школьный возраст. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Благодаря красоте ребёнок часто интуитивно тянется к добру.
Показателями эстетического развития детей младшего школьного возраста выступают: беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать идеи и придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности
и доводить их до конца.
Наиболее эффективным средством развития способностей к
восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности является
использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми.
Под декоративно-прикладным искусством понимается – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Его специфика заключается в
– развитии способности нестандартно мыслить;
– готовности к активности творческого характера;
– формировании умения создавать креативные продукты собственной деятельности;
–формировании эстетического отношения к миру.
Задача эстетического развития детей по средствам декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании должна заключаться в том, чтобы систематически развивать необходимые для занятий способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а также формировать потребности в творчестве и общении с искусством.
Все обучение основам декоративно-прикладного искусства должно опираться на следующие принципы:
- связь занятий с современными требованиями общества к искусству и его роли в организации художественной среды;
-развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;
-формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественную оформленную вещь;
-сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Декоративно-прикладная деятельность многогранна и разнообразна. При этом наиболее доступным видом декоративно-прикладной деятельности для учащихся младшего школьного возраста является бумагопластика. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги - бумагопластике обуславливается тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.
Бумагопластика – техника создания полу объёмных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. Любая работа с бумагой: складывание, вырезание дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы.
Одной из излюбленных детьми техник в этой области является аппликация. В процессе занятий ею дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают, развивается чувство цвета, симметрии, ритма и на этой основе формируется художественный вкус. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения и мысли, так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются основными признаками предмета.
Не менее интересной техникой является квиллинг (бумагокручение) – это искусство создания объемных или плоских изделий из длинных узких бумажных полосок, скрученных в спиральки (их также называют модулями, роллами).
Квиллинг предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Этот вид творчества очень полезен для развития мелкой моторики рук, усидчивости, фантазии. При обучении квиллингу у ребенка не только формируются творческие способности, он получает практические умения и навыки, но и учится аккуратности, внимательности, умению доводить начатое дело до конца.
Эффективным средством эстетического развития младших школьников является и техника «оригами». Она очень интересна и занимательна. Её особенность заключается в том, что из обычного бумажного листа, без клея и ножниц, без подручных средств можно смастерить все, что угодно.
Данная техника:
- стимулирует развитие памяти, внимания, пространственного воображения;
- развивает творческие способности детей и художественный вкус, активизирует их фантазию и воображение;
- способствует совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда.
В процессе выполнения оригами взаимодействует, как левое, так и правое полушарие головного мозга, поскольку идет одновременный контроль над движениями обеих рук, что положительно сказывается на активности и ведет к позитивному изменению целого ряда психических показателей.
Таким образом, в процессе создания младшими школьниками предметов декоративно-прикладного творчества вообще, и из бумаги, в частности, закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о прекрасном, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается их творческое стремление детей преобразовывать мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.