Статья "Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников"
Оценка 5

Статья "Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников"

Оценка 5
Лекции
doc
математика
1 кл—4 кл
10.02.2022
Статья "Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников"
Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников
статья.doc

Формирование учебно-познавательных компетенций младшего школьника

Алфёрова Ольга Петровна,

учитель начальных классов,

МБОУ гимназия №10

г Воронеж

 

       Одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности, готовой не только жить в современной действительности, в стремительно меняющихся экономических и социальных условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Цель образования - способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни России. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием на практике. Одной из ключевых компетенций школьника, на мой взгляд,  является учебно-познавательная компетенция. Для формирования учебно-познавательной компетенции существуют направления: содержание учебного предмета и организация познавательной деятельности. Как известно, роль познавательного интереса в обучении очень велика: он содействует успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию пытливой, активной, творческой личности, столь необходимой современному обществу.

       Для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников урок математики располагает значительными возможностями. Прежде всего, учебный материал возбуждает интерес учащихся, является новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Поэтому на уроках математики использую приемы, которые позволяют создавать ситуации удивления.  Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться только яркими фактами. Для поддержания познавательного интереса  стараюсь учить школьников умению в знакомом видеть новое. При ознакомлении с учебным материалом помогают поддерживать познавательный интерес игровые моменты, которые помогают снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят учеников в условия поиска, пробуждают интерес к победе, формируют нравственные качества личности. В своей практике использую для формирования  учебно- познавательной компетенции творческие задания. Например: составить кроссворд, ребус, викторину к уроку; составить карточку для соседа по парте или друга по заданной теме; нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для этого рисунка; придумать сказку и др.

       Готовясь к уроку, стараюсь подобрать такой материал, который сможет обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика.  В этом мне помогают нестандартные, логические задачи, задачи-головоломки, задачи с использованием краеведческого материала. Такие задания включаю в урок ежеурочно и результат виден: мои воспитанники с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня, продолжают обучение в среднем звене в классах с математическим уклоном.

     Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, которые вызывают сознательную потребность учения и создающие внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов действия.  Исследовательская деятельность школьников также является активным методом формирования учебно-познавательной деятельности. Во время организации такой работы стараюсь держать «паузу незнания», чтобы включить учащихся в дискуссию. Стараюсь вовлечь в эту работу весь класс, каждый ученик имеет право на свою точку зрения. Каждый ответ проверяется как возможный вариант. Так постепенно дети отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки. Самостоятельно размышляя над проблемой, школьники предлагают свой способ решения  данной проблемы, намечают этапы решения проблемы, что позволяет учителю перейти от фронтальной работы к творческой учебно-исследовательской деятельности.

     Использую в работе метод информационно-коммуникативных технологий, что также является методом формирования учебно-познавательной компетенции школьников. Самостоятельное создание презентаций к урокам, поиск в интернете материала к уроку на заданную тему, компьютерное тестирование, все это способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках ученики работают увлеченно, с интересом, и учебный материал усваивается на более качественном уровне.  Применение на уроках компьютерного тестирования позволяет ученику получить объективную картину усвоения учебного материала и сразу видеть результат , а не на следующем уроке, когда оценка за выполненную работу уже теряет свою актуальность.

     Начиная с 1 класса стараюсь развивать у учащихся навык самооценки, умение анализировать свои знания и незнания. Приучаю детей «видеть себя со стороны», не считать свою точку зрения единственно правильной. Для формирования у учащихся  навыка самооценки важно научить соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться к точке зрения товарищей. Считаю важным навык взаимооценивания работ друг друга, сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарищей. Часто использую на уроках прием, когда учащиеся сравнивают свою работу с алгоритмом и после этого проводят повторное оценивание работы. Такая работа также позволяет формировать учебно-познавательную компетенцию школьников.

     Таким образом, используя в работе вышеперечисленные приёмы, учителю удается формировать у школьников учебно-познавательную компетенцию, а учащиеся работают на уроках активно и увлеченно, у них развивается любознательность, познавательный интерес, ученик становится субъектом учебной деятельности.


Формирование учебно-познавательных компетенций младшего школьника

Формирование учебно-познавательных компетенций младшего школьника

Использую в работе метод информационно-коммуникативных технологий, что также является методом формирования учебно-познавательной компетенции школьников

Использую в работе метод информационно-коммуникативных технологий, что также является методом формирования учебно-познавательной компетенции школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022