Формирование учебно-познавательных компетенций младшего школьника
Алфёрова Ольга Петровна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия №10
г Воронеж
Одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности, готовой не только жить в современной действительности, в стремительно меняющихся экономических и социальных условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Цель образования - способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни России. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием на практике. Одной из ключевых компетенций школьника, на мой взгляд, является учебно-познавательная компетенция. Для формирования учебно-познавательной компетенции существуют направления: содержание учебного предмета и организация познавательной деятельности. Как известно, роль познавательного интереса в обучении очень велика: он содействует успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию пытливой, активной, творческой личности, столь необходимой современному обществу.
Для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников урок математики располагает значительными возможностями. Прежде всего, учебный материал возбуждает интерес учащихся, является новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Поэтому на уроках математики использую приемы, которые позволяют создавать ситуации удивления. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться только яркими фактами. Для поддержания познавательного интереса стараюсь учить школьников умению в знакомом видеть новое. При ознакомлении с учебным материалом помогают поддерживать познавательный интерес игровые моменты, которые помогают снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят учеников в условия поиска, пробуждают интерес к победе, формируют нравственные качества личности. В своей практике использую для формирования учебно- познавательной компетенции творческие задания. Например: составить кроссворд, ребус, викторину к уроку; составить карточку для соседа по парте или друга по заданной теме; нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для этого рисунка; придумать сказку и др.
Готовясь к уроку, стараюсь подобрать такой материал, который сможет обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика. В этом мне помогают нестандартные, логические задачи, задачи-головоломки, задачи с использованием краеведческого материала. Такие задания включаю в урок ежеурочно и результат виден: мои воспитанники с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня, продолжают обучение в среднем звене в классах с математическим уклоном.
Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, которые вызывают сознательную потребность учения и создающие внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов действия. Исследовательская деятельность школьников также является активным методом формирования учебно-познавательной деятельности. Во время организации такой работы стараюсь держать «паузу незнания», чтобы включить учащихся в дискуссию. Стараюсь вовлечь в эту работу весь класс, каждый ученик имеет право на свою точку зрения. Каждый ответ проверяется как возможный вариант. Так постепенно дети отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки. Самостоятельно размышляя над проблемой, школьники предлагают свой способ решения данной проблемы, намечают этапы решения проблемы, что позволяет учителю перейти от фронтальной работы к творческой учебно-исследовательской деятельности.
Использую в работе метод информационно-коммуникативных технологий, что также является методом формирования учебно-познавательной компетенции школьников. Самостоятельное создание презентаций к урокам, поиск в интернете материала к уроку на заданную тему, компьютерное тестирование, все это способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках ученики работают увлеченно, с интересом, и учебный материал усваивается на более качественном уровне. Применение на уроках компьютерного тестирования позволяет ученику получить объективную картину усвоения учебного материала и сразу видеть результат , а не на следующем уроке, когда оценка за выполненную работу уже теряет свою актуальность.
Начиная с 1 класса стараюсь развивать у учащихся навык самооценки, умение анализировать свои знания и незнания. Приучаю детей «видеть себя со стороны», не считать свою точку зрения единственно правильной. Для формирования у учащихся навыка самооценки важно научить соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться к точке зрения товарищей. Считаю важным навык взаимооценивания работ друг друга, сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарищей. Часто использую на уроках прием, когда учащиеся сравнивают свою работу с алгоритмом и после этого проводят повторное оценивание работы. Такая работа также позволяет формировать учебно-познавательную компетенцию школьников.
Таким образом, используя в работе вышеперечисленные приёмы, учителю удается формировать у школьников учебно-познавательную компетенцию, а учащиеся работают на уроках активно и увлеченно, у них развивается любознательность, познавательный интерес, ученик становится субъектом учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.