Статья "Использование мнемонических приёмов при изучении словарных слов"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 06.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

методическая разработка
Иконка файла материала Приложение 1.Методическая разработка мнемонические приемы.doc

                   

Использование мнемонических приёмов при изучении словарных слов.    

 

 

 

            Автор Берсенёва С.И.,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №46» г. Рязани

 


  Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника или мнемотехника - это искусство запоминания  или – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.

        

                 

  Мышление учащихся начальной школы носит наглядно - образный характер, оно опирается на конкретные представления и образы. К.Д. Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Не секрет, что дети легко и быстро запоминают то, что им интересно, что вызывает у них сильные чувства. Чувства оказывают большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.                        

                           

  Психологами выделены наиболее эффективные методы организации мнемонической  деятельности учащихся при усвоении слов с непроверяемыми написаниями. Это метод графических  ассоциаций, звуковых ассоциаций и комбинированный метод.

 

 

 

                      

 

  При применении метода графических  ассоциаций составляется рисунок, обозначающий слово и в нем обыгрывается запоминаемая буква. Эта буква может быть любого размера и шрифта, печатная или письменная, главное, она должна быть яркая, необычная, запоминающаяся и вызывать определенные эмоции.

Рисунок должен хорошо запоминаться и легко вспоминаться, а это значит, он должен опираться на образы и ассоциации. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

 

                        

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

   Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа. Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления. Детям очень нравится придумывать рисунки и подбирать «родственников» к словарным словам. Такая работа превращает запоминание словарных слов в увлекательное занятие.

               


 


    

 

Все слова дети записывают и зарисовывают в словарик. Словарики ведутся с 1класса.

 

             

         

 

 

 

Запоминание слова проходит в 3 этапа:

 

- запись слова («от руки», т.к. у всех развита мышечная (моторная)

память, и записывая, ребенок запоминает, даже не желая этого);

 

-запоминание(используя ассоциативные образы);

 

-использование этого слова в речи и письме.

 

 

  Существуют немало других способов уярчить орфограмму. Интересен приём укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова для того, чтобы заучить несколько словарных слов.  Один из вариантов объединения слов в одну связку - выстраивание незамысловатого сюжета.

 

 

 

 

 

  Чтобы запомнить написание слов “шёл”, “чёрный”, “жёлтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще.

- Кто нарисован? Ежик.

- Какая буква стоит в начале слова?

-Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква.

-Какой по цвету ежик? (Черный)

-Во что одет? В желтый плащ.

-Что делал? Шел.

-На доске появляются слова с выделенной буквой е.

-Повторим. ШЁл чЁрный Ёжик в жЁлтом плаще.

 

                Следующий прием – «Словарные прятки».

Надо найти в слове другое слово.

            

 

 

              

 

 

 

           

 

 

 

 

Затем детям предлагаются шуточные вопросы – загадки. Ребята должны сами найти слова, в которых спряталось другое слово.

 

                

 

Приём « Объяснялки»

 

           

             

 

 

 Прием «Монтаж слова из двух частей других слов»

 

        

 

 

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций.

 

Стихи, рифмовки слов способствуют более эффективному  и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.

 

                    Чтобы слово не зубрить,
                      Попусту не мучиться.

                     Сочиняем мы подсказки.
                       Всё у нас получится.

 

                  

 

             

 

 

ГУЛЯЕТ АЛЛА ПО АЛЛЕЕ –

ДВЕ БУКВЫ «Л» ПИШИ СКОРЕЕ!

 

 

Комбинированный метод - это использование при запоминании словарных слов и графических и звуковых ассоциаций одновременно.

Сап-сап- сапоги

Сапоги, сапожки,

Этот с правой, этот с левой ножки.

В первом слоге пишем А,

 слово трудное пока,

Напишу его я верно,

 ведь писать с ошибкой скверно

 

                          

 

Чтоб не обиделась корова и не прокисло молоко

 Мы оба этих дружных слова напишем в корне с буквой О

                           

                        20091120_144618.jpg

В слове яблоко два О,
 похожие на колесо,

может быть  поэтому

и круглое оно.

 

                           

 

 

Карандаш мы поточили,
 букву А в нем получили.

 

                           

 

 

 

 

 

В комбинированном методе  можно  также одновременно использовать  и этимологическую справку, и графические ассоциации.

 

 

                                 

   

 

                               

                           

 

 

 

                     

 

                           

 

 

 

  Все эти мнемонические приёмы   я по крупицам собирала и рисовала много лет. Что-то придумывала сама, что-то находила в разных источниках.  А сейчас существуют уже готовые мнемонические словари, в которых словарные слова даются  с готовыми  объяснялками и проверялками. Одним из таких словарей является «Веселый мнемонический словарь» Куропатниной Т.И.

 

                        

 

   Мнемонические приёмы я использую не только на уроках русского языка. Очень интересны эти приемы при запоминании правил на уроках математики. Все учителя начальных классов знают, как трудно дети запоминают  правило нахождения уменьшаемого, вычитаемого, делимого и делителя.

 Я попробовала,  используя приемы мнемотехники, облегчить ученикам запоминание этих правил.

 

       

 

            

               

 

 

                    

 

         

 

 

  Приемы обучения запоминанию слов и правил с помощью мнемотехник активизируют познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарят радость от общения с буквой, правилом. И слово, и правило становятся ребенку другом, из-за них не будет разочарований, неудач, слез. Приемы снижают  нагрузку на природную память учащихся. Возможности, которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.

И, конечно же,  значительно повышается результативность работы.