Статья "Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ."
Оценка 4.8

Статья "Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ."

Оценка 4.8
Лекции
doc
математика
СCУЗ, ВУЗ
14.02.2024
Статья "Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ."
Статья ВЕЛИЧИНЫ Сидельникова.doc

 

Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ.

Н.М Сидельникова

Краевое государственное казенное

общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы «Школа  № 2»,

г. Комсомольска-на-Амуре

 

В начальных классах для детей с ОВЗ рассматриваются следующие величины:

Длина, площадь, масса, емкость, время и другие. Величины – важнейшее понятие математики, развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью.

Изучаются с 1 по 4 классы, в тесной связи с изучением целых чисел,  новые единицы измерения вводится вслед за введением соответственных счетных единиц Образование, запись и чтение именованных чисел изучается параллельно с нумерацией отвлеченных чисел.

Измерительные и графические работы, как наглядное средство, используется при решении задач. (Проводятся конкретные задачи и упражнения на величина)

 

Характеристика методики изучения величин учениками 1-4классов с ОВЗ.
Математическое понятие, возникшее в древности- является величина. Представление о величине связано с формированием представлений  о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту. Величина это особые  свойства реальных объектов или явлений окружающего мира, это его относительная характеристика, подчёркивающая отдельных частей и определяющая его место среди однородных.
       длина, масса, время, объём, площадь и другие величины, которые характеризуются, только числовым значением. В математике рассматривают ещё величины, характеризующиеся не только числом, но и направлением (сила, ускорение, напряжённость электрического поля и др.)
Свойства величины:
Ø   Сравнимость –это определение величины только на основе сравнения.
Ø   Относительность- это характеристика величины является относительной и зависит от отобранных для сравнения объектов, один и тот же предмет может быть определён как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается. 
Ø   Изменчивость-это изменчивость величин, можно объяснить тем, чтоих возможно складывать, умножать на число.
Ø   Измеряемость – это измерение , которое даёт возможность характеризовать величину к сравнению чисел.
Ученик с ОВЗ,  окончивший начальную школу согласно ФГОС НОО должен научиться читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр). Ребёнок получит возможность научиться: классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; · выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
 
Общие этапы при изучении величин детьми с ОВЗ
v    Уточнение имеющихся у детей  с ОВЗ представлений о данной величине. 
v   Сравнение однородных величин .
v   Ознакомление детей  с ОВЗ с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором.
v   Развитие и формирование измерительных умений и навыков.
v   Складывать и вычитать однородные величины, которые выражаются в единицах одного наименования.
v   Ознакомление детей с ОВЗ с новыми единицами величины, перевод однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, перевод величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
v   7. Складывать и вычитать величины, выраженных в единицах двух наименований.
v   8.Умножать  и делить величины на число.
 
Методика изучения  длины и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ.
Значение этих этапов можно раскрыть на примере ознакомления младших школьников с ОВЗ с понятием длина и единицами её измерения.
Подготовительной работой к введению понятия длины отрезка должны быть упражнения следующего характера. 
v    уточнение отношения длиннее – короче, шире – уже, дальше – ближе. 
v    сравнения предметов по длине (кто выше? что толще? что длиннее?).
v   ознакомление с прямой линией и отрезком как «носителями» линейной протяженности.
v    представления о равных и неравных отрезках (сравнивание на глаз).
Уже на данном этапе   можно предложить ученикам сравнить длину ручки и карандаша, которые лежат у них на столах. Можно при сравнении использовать прием приложения. Детям  с ТНР после этого можно предложить сравнить по картинке длину ручки и кисточки (ручка короче, кисточка длиннее), сравнить длину красного карандаша и синей ручки (красный карандаш короче, а ручка синяя длиннее). В данном случае дети  с ОВЗ используют сравнение длин предметов «на глаз», т.к. изображения не получается сравнить ни наложением, ни приложением.
 1 этап- при введении  понятия «длина» внимание учащихся  обращается на сам термин «длина».  С первого класса происходит знакомство  детьми с ОВЗ с понятием длина.  Потом представления учеников с  ТНР с ОВЗ  уточняются: нарисованные предметы обладают свойством, которое называется длина. По длине сравниваются предметы и отрезки. На рисунке должно быть чётко видно, какой отрезок  или предмет длиннее, а какой короче. Такие способы сравнения («на глаз», наложением и приложением) называют не опосредованным способом сравнения. 
2 этап- для сравнения  отрезков, по длине применяются опосредованные способы сравнения-использование мерок.
Знакомясь, со способом сравнения длины отрезков с помощью мерок, учитель, организует  практическую  работу. Для этой работы дети с ТНР используют полоски
v   из различных материалов, 
v   различных цветов, 
v   различной длины как модели отрезков.
Ученики  с ОВЗ сравнивают длины отрезков с помощью различных мерок. Меркой могут быть: 
v   узкие полоски бумаги, 
v   широкие, 
v   палочки из разного материала и имеющие разную длину. 
Используя  различные мерки, для измерения одного отрезка, ученики получают различные числовые результаты. При  выполнении практических упражнений важно, чтобы ученики  с ТНР с ОВЗ поняли зависимость числового результата от величины той мерки, с помощью которой измеряется этот отрезок. Например: на доске учитель чертит отрезок и несколько учащихся измеряют его по очереди полосками разной длины. Оля – красной полоской, Ваня – зеленой и Саша– белой. Поэтому у Оли в этот отрезок вместилось 6 мерок, у Вани- 3, у Саши-1. Дети С ТНР заметили, что каждый ученик был бы прав, если бы указал в ответе единицу измерения: 6 красных полосок, 3 зелёных, 1 белую, точно такую же работу можно провести и   по индивидуальным карточкам, на которых начерчен один и тот же отрезок. 
  После выполнения  замеров у ребят с ТНР возникает проблема, как же в таком случае договориться, как  же измерять длину, и чем, чтобы при измерении равных отрезков у всех получались одинаковые данные? В результате приходят к выводу, что для этого необходима единая единица  измерения длины. Такой единицей измерения является сантиметр.
 3 этап- учитель показывает модель сантиметра в виде узкой бумажной полоски, части спички, пластика, кусочка цветной проволоки длиной 1 см. Сантиметр сравнивают с шириной пальца, с длиной двух клеточек тетради. Затем учитель знакомит учащихся с ОВЗ с  линейкой, с правилами пользования этим инструментом для измерения длин отрезков. На парту каждого ученика кладётся модель сантиметра, изготовленная учителем заранее. Далее эти задачи решаются при помощи масштабной линейки, которую  и сами дети могут разметить. При откладывании отрезков данной длины по линейке на первом этапе ученик должен сначала «прошагать» этот отрезок по сантиметрам, только потом приступить к черчению. Итак, первой единицей измерения отрезков (при изучении чисел от 1 до 10) является 1 см. 
 4 этап- учитель предлагает начертить дома еще один отрезок длиной 1 см и изготовить его модель из цветной бумаги, пластика или проволоки. При помощи  такой модели ученики с ОВЗ научатся решать следующие задачи:
1.Измерить необходимый отрезок. 
2. Начертить отрезок заданной длины. 
    5 этап -изучения длины, дети с ОВЗ   переходят к выполнению упражнений, которые могут иметь такую формулировку: 
v   Каким инструментом можно измерить длину отрезков? 
v   Какие правила будем соблюдать при измерении длины отрезков линейкой? 
v   Найдите длину отрезка слева, справа. 
После этого учитель проводит работу по ознакомлению учащихся с построением сантиметра в тетради.  Работая по  стандартным клеточкам отрезок длиной 1 см построить не сложно.  
Последовательность работы: 
v   учитель предлагает детям  с ОВЗ поставить точку в любом углу клеточки, 
v   после этого отступить от нее 2 клеточки (вправо, влево, вверх или вниз), 
v   поставить следующую точку и соединить их отрезком, 
v   полученный  отрезок и будет равен 1 см.  
Важно   обратить внимание детей  на то, что 1 см они  должны уметь показать не только от 0 до 1, но и от любого деления: от 4 до 5, от 8 до 9. Кроме того, ученикам с ОВЗ  необходимо видеть не только горизонтальные отрезки и измерять их длину. Расположение отрезков обязательно должно изменяться. Это же относится и к цвету карандаша, которым он начерчен. Вначале длины отрезков должны выражаться целым числом сантиметров.
 6 этап- ознакомление со следующей единицей измерения длины – дециметр, который вводится при изучении чисел от 11 до 20. Мотивацией является необходимость измерять соответствующие длины (длину парты, стола). Моделью сантиметра измерять  длину парты измерять долго, поэтому  необходима новая единица измерения.
  Дети и учитель вместе  с помощью прикладывания просчитывает, сколько сантиметров в 1 дециметре. Итак: 1 дм = 10 см и, наоборот, 10 см = 1 дм. Для того, чтобы ученики лучше запомнили протяженность 1 дм, необходимо, каждому из них изготовить из плотной бумаги дециметр, вырезав его, измерить им ленту, бечевку и другие предметы. Дети знакомятся с обозначением дециметра при числах 1 дм, 2 дм и т.д. Моделью дециметра измеряют отрезки, содержащие лишь целое число дм, а потом – дм и см с использованием уже двух мерок – дми.см. В результате получают составное именованное число. Рассматриваем выражение одних именованных чисел через другие. 13 см = … дм … см. Рассуждения проводятся на основе нумерации чисел в пределах 20. 1 дм = 10 см = 1 десяток см. Следовательно, дециметров будет столько же, сколько десятков в числе 13. В числе 13 один десяток и 3 единицы. Значит 13 см = 1 дм 3 см.
7 этап. 
При изучении чисел от 21 до 100,ученики знакомятся со следующей единицей измерения длины, метром. Для того чтобы введести новую единицу измерения  необходимо  измерить длину и ширину класса, коридора и т.д. Измеряя ширину и длину класса уже знакомыми единицами длины сантиметром и дециметром, ученики видят, что это очень неудобно, получаются большие числа. Педагог может попросить несколько учащихся измерить длину и ширину класса шагами и результаты измерений, т.е. количество  получившихся шагов, записать на доске. Поэтому длину и ширину класса ученики вначале определяют шагами. Учащиеся  считают количество шагов, уложившихся по ширине или длине класса. Затем можно измерить длину и ширину класса веревкой. Дети растягивают веревку и считают количество шагов от начала до конца веревки.  Результаты получившихся шагов  ученики запишут на доске, учитель обращает их внимание на то, что эти результаты у всех мерявших класс разные. Почему они разные? Потому что у всех разные шаги! Для измерения нужна новая единица. Затем учащимся демонстрируется деревянный метр, предметы длиной в 1 м. Нужно провести практическую работу по измерению длины и ширины класса деревянным метром не с нуля, а с начала линейки, так же можно продемонстрировать  ученикам рулетку, складной метр, портняжный «метр». Кроме того, можно предложить детям дома  сделать самим метр или купить в магазине. Из дерева можно сделать метр (деревянная линейка длиной 1 м), из металла (метр металлический), из клеенки, из бечевки, из пластиковой рейки и т.д. Надо  обратить их внимание, что не  нужно относить длину 1 м только к одному предмету, например к деревянной линейке. Необходимо, чтобы дети поняли, что метр – это определенное расстояние, протяженность. Во время изучения  данной темы можно так же использовать элемент игры.  Например, применить «муравьиные», «лилипутские», «мамины», «папины», «мышкины», обычные и «гигантские» шаги, а также  понаблюдать вместе с детьми с ОВЗ, затем, что чем больше мерка, тем меньше результат и наоборот. Ну а если же всем взять одинаковые шаги и определить ими длину, – то получатся одинаковые числа. Можно вспомнить мультфильм «Тридцать восемь попугаев», где длина удава измерялась и в «попугаях» и в «мартышках» и в «слонятах». При этом интересно  будет выяснить, прав ли был удав, когда сказал: «А в попугаях-то я гораздо длиннее!»?
Таким образом, ознакомившись с единицами измерения длины – сантиметром, дециметром, метром, школьники с ОВЗ  учатся выражать длину не одной, а несколькими единицами измерения.
 

Библиографический список:

1.Трофименко Ю.В., Пинкина С.И. Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики// Аспекты и тенденции педагогической науки материалы 2-й Международной научной конференции.2017г.

2.Фёдорова Е.Л.Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики//Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2015г.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изучение величин в начальной школе детьми с

Изучение величин в начальной школе детьми с

В математике рассматривают ещё величины, характеризующиеся не только числом, но и направлением (сила, ускорение, напряжённость электрического поля и др

В математике рассматривают ещё величины, характеризующиеся не только числом, но и направлением (сила, ускорение, напряжённость электрического поля и др

Сравнение однородных величин . v

Сравнение однородных величин . v

В данном случае дети с ОВЗ используют сравнение длин предметов «на глаз», т

В данном случае дети с ОВЗ используют сравнение длин предметов «на глаз», т

Например: на доске учитель чертит отрезок и несколько учащихся измеряют его по очереди полосками разной длины

Например: на доске учитель чертит отрезок и несколько учащихся измеряют его по очереди полосками разной длины

ОВЗ переходят к выполнению упражнений, которые могут иметь такую формулировку: v

ОВЗ переходят к выполнению упражнений, которые могут иметь такую формулировку: v

Дети знакомятся с обозначением дециметра при числах 1 дм, 2 дм и т

Дети знакомятся с обозначением дециметра при числах 1 дм, 2 дм и т

Кроме того, можно предложить детям дома сделать самим метр или купить в магазине

Кроме того, можно предложить детям дома сделать самим метр или купить в магазине

Статья "Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ."

Статья "Изучение величин в начальной школе детьми с ОВЗ."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024