Статья по дефектологии на тему "Преемственность в обучении решению текстовых задач по математике учащихся с задержкой психического развития в 4-5 классах"
Оценка 5

Статья по дефектологии на тему "Преемственность в обучении решению текстовых задач по математике учащихся с задержкой психического развития в 4-5 классах"

Оценка 5
Лекции
doc
математика +1
05.04.2020
Статья по дефектологии на тему "Преемственность в обучении решению текстовых задач по математике учащихся с задержкой психического развития в 4-5 классах"
В условиях современного образования можно наблюдать несоответствие предъявляемых требований к выпускникам начальной школы и учащимся 5 класса средней школы, несмотря на то, что это одни и те же дети. В этих условиях учащиеся попадают в так называемые психологопедагогические «ножницы». Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Преемственность в обучении решению текстовых задач в 4 и 5 классах средней школы».
статья.doc

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны необходимо обеспечивать достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой,- учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приёмов учебной деятельности, опираться на уже, сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, одновременно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников.

Преемственность является одной из сторон любого процесса развития, она обеспечивает переход от прошлого к будущему, от низшего к высшему, от старого к новому.

Преемственность понимают по-разному. Одни рассматривают её как связь между предметами в процессе обучения ( физика и математика, математика и черчение, математика 3 и 5 класса), другие, как простое использование полученных ранее знаний при дальнейшем изучении того же самого предмета, третьи как постоянство единообразия требований, предъявляемых учащимся при переходе из класса в класс. Но как бы не понималась преемственность, разговоры о ней всегда вызывают некоторую настороженность и тревогу. Ведь считается, что если процесс обучения в школе протекает удовлетворительно от первого до последнего класса, если осуществляется плавный переход между отдельными звеньями, то в  этой школе нет проблемы преемственности, что в этой школе проблема преемственности решена.

Правильное понимание преемственности может принести пользу при организации всего процесса обучения в школе и его отдельных этапов. Более глубокое понимание проблемы преемственности может стать серьёзным орудием в методических исследованиях. Оно поможет лучше понять многие вопросы, и в частности такие, как вопрос о повторении в процессе обучении, вопрос о линейном и концентрическом построении курсов и др.

Анализ состояния научной разработки проблемы преемственности в обучении позволяет сделать вывод о том, что преемственность в обучении является сложным гносеологическим понятием, затрагивающим различные аспекты:

- философские, определяющие данное понятие как

         а) категорию для обозначения происходящего при любом развитии процесса (Г. Н. Исаенко);

         б) единство старого и нового (В. К.Чалоян);

         в) связь между различными этапами развития (Э. А. Баллер);

- педагогические, понимающие преемственность как

         а) принцип

            1. систематичности и последовательности (Ю. К. Бабанский);

            2. любой системы, отражающий последовательность учебно-воспитательной работы (А. А. Люблинская);

           3. общепедагогический (А. Г. Мороз, Н. О. Дарский, А. Ф. Ломизов);

         б) многоаспектное социально-педагогическое явление, общепедагогический закон (С. М. Годник);

         в) взаимосвязь

            1. между уроками, темами разделами (Н. К. Крупская);

            2. учителя и ученика, заключающаяся в умении учителя опираться на имеющиеся у ученика знания (В. А. Сухомлинский);

         г) связь вообще; способ совершенствования учебного процесса: используется взаимосвязь понятий «преемственность» и «доступность», они рассматриваются, как условия взаимной релизации (Ш. И. Ганелин).

- психологические, считающие преемственность

         а) развитием во времени системы знаний (Б. Г. Ананьев);

         б) взаимосвязью старых и новых знаний, являющихся основой развития мышления и памяти (Д. Н. Богоявленский, Л. В. Занков).

На сегодняшний день проблема преемственности остаётся актуальной. Всеобщей стала одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с шести лет, а начальная школа снова оказалась четырёхлетней. Для успешного решения проблемы прежде всего следует полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся, сформулированные в программах начальной и средней школ. Но важно также согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщённых фактов, правил, законов, постепенную адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения.

Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомится со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, за своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиям, вместе с учителем начальной школы составить и провести игровую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывает существование ряда достаточно распространённых проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьного курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3(4)-х классах, тек и в системе дальнейшей работы с классом.

Сформулируем проблемы, требующие разрешения в рамках преемственности на занятиях математике:

- Общеучебные умения и навыки, элементы развития: неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей, недостаточная тренированность долговременной механической памяти.

- Специальные математические знания, умения и навыки: недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно ), ошибки в письменном делении многозначных чисел, ошибки в письменном умножении многозначных чисел, слабое знание правил порядка выполнения действий(в том числе и в выражениях со скобками), недостаточные умения решать текстовые задачи(даже в 1-2 действия), недостаточное развитие графических умений, недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

 


При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым

Оно поможет лучше понять многие вопросы, и в частности такие, как вопрос о повторении в процессе обучении, вопрос о линейном и концентрическом построении курсов и…

Оно поможет лучше понять многие вопросы, и в частности такие, как вопрос о повторении в процессе обучении, вопрос о линейном и концентрическом построении курсов и…

Ш. И. Ганелин). - психологические, считающие преемственность а) развитием во времени системы знаний (Б

Ш. И. Ганелин). - психологические, считающие преемственность а) развитием во времени системы знаний (Б

При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время…

При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020