Подходы к инклюзии в коррекционном образовании.
Меркушева Т.Н., Ончукова С.А.
ГКОУ «Магаданский областной центр
образования № 2» п. Ола
Ключевые понятия: инклюзия, коррекционное образование, социальная адаптация, социальная инклюзия, толерантность, тьютор.
Если проанализировать за последние года главный журнал Института коррекционной педагогики «Дефектология», интернет-источники то очень много материалов посвящено именно инклюзивному образованию. Педагогов готовят к тому, что инклюзивное образование станет ведущим в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Так что же такое инклюзия?
В новом несокращенном словаре Вебстера инклюзия определяется как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого» [1 , с.6]. Таким образом, инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.[4, с.237-238]
Впервые концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева в 2010-м году; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании». Однако, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях зачатки инклюзии внедрены уже давно. Известно, что в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с умственной отсталостью разной степени, в том числе дети-инвалиды, которые распределены в классы соответственно возрасту. Таким образом, состав обучающихся в классе неоднороден. В группы детей с легкой степенью отсталости включены дети с умеренной и тяжелой, а также со сложной структурой дефекта. Поэтому, в целях эффективного обучения, осуществления личностно-ориентированного подхода, системного подхода к формированию личности ребенка, максимального учета психофизиологических особенностей детей, всестороннего развития педагоги школ используют в работе индивидуальные программы обучения детей - инвалидов, составленные на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации МСЭ. Ведется работа по индивидуальным программам развития на каждого обучающегося, в которых отслеживается динамика развития учащихся и определяется индивидуальный образовательный маршрут. Такая модель обучения, основанная на совместной учебной и досуговой деятельности детей с различными интеллектуальными нарушениями, позволяет ускорить процесс адаптации их в образовательной среде, улучшить социально – бытовую ориентировку, более качественно сформировать навыки, необходимые в повседневной жизни.
В некоторых коррекционных школах VIII вида созданы специальные классы для детей с глубокой степенью отсталости «Особый ребенок», наполняемостью не более 5 человек. Работа в этих классах осуществляется на основе разработанного учебного плана специального класса для детей с глубокой умственной отсталостью.
Специальные классы открыты в помещениях, оборудованных с учетом специфики детей с глубокой умственной отсталостью. Обучение детей строго индивидуализировано, направлено на развитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию нарушений психофизического развития.
Опыт работы с детьми данной категории показывает, что целенаправленная коррекционно - воспитательная работа с детьми дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств и познавательной деятельности.
Обучающиеся приобретают навыки гигиены и самообслуживания, коммуникативные навыки. Становятся более инициативными и самостоятельными, адекватными в различных ситуациях. Принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Поэтому, учитывая, что инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования, то можно говорить о том, что включение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в образовательный процесс совместно с детьми с легкими степенью умственной отсталости является своего рода инклюзией в коррекционном образовании.
Эта модель обучения достаточно эффективна, но существуют и сложности. Не во всех специальных учреждениях VIII вида есть тьюторы. В то время, когда тьютор играет ключевую роль в программе инклюзии, он координирует взаимодействие между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем (учителем) и родителями. С одной стороны, тьютору важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, а с другой стороны, научить окружающих (взрослых, сверстников) с пониманием относиться к его особенностям. При отсутствии же тьютора, учитель планирует и организует работу на уроке с детьми одновременно с разной степенью усвоения учебного материала, по разным учебным программам, что не позволяет в полной мере осуществить более качественное образование каждого учащегося класса.
Кроме этого, во многих коррекционных школах на данный момент не созданы условия для обучения детей с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательных функций. Такие дети-инвалиды обучаются индивидуально на дому. Создание специальных условий для обучения их в школе позволит: избежать пребывания детей – инвалидов длительный срок в интернатных учреждениях; создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками; формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов; эффективно решать проблемы социальной адаптации и интеграции с обществом детей – инвалидов.
Учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций нуждаются в специальной мебели, комплексном дооборудовании различных зон учебного заведения.
Только комплексное оснащение учебного учреждения позволит сделать его доступным для обучения инвалидов с опорно-двигательными нарушениями.
Несмотря на то, что идея инклюзии подразумевает подстройку всей образовательной среды под конкретного (и каждого) ребёнка-инвалида, подстроить среду под ребенка с умственной отсталостью не так просто. В коррекционных образовательных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только в предметно-практической направленности, то есть для использования в повседневной жизни. Нет ни химии, ни физики, как таковых, как в общеобразовательных школах – они изучаются в рамках естествознания. Ученикам не преподают алгебру – они просто не могут её усвоить. При этом в коррекционных учреждениях VIII вида обязательны специальные занятия по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п.
Внедрение инклюзии начали с обеспечения “физической” доступности образовательных учреждений. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательных функций это очень хорошо. Только данная категория детей – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья, включение которых в общий образовательный процесс ограничивается дооборудованием зон учебного заведения.
Совсем другое дело — дети с выраженными психическими отклонениями, неспособные усваивать типовую образовательную программу. Контингент детей, включенных в общеобразовательный класс, может быть достаточно разным и специфичным.
Между тем, в нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное — профессию. Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д.
Необходима инклюзия не образовательная, затрудняющая получение качественного образования и коррекции, а инклюзия социальная: включение инвалидов в социальные процессы и отношения, путем установления тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёхина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К.. Инклюзивное образование. /М.:Центр «Школьная книга», 2010.-№1.-с. 6.
2. Малафеев Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке./ Н.Н. Малафеев// Дефектология.-2010.-№6-с.9-10
3. Назарова Н. «Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» /Н. Назарова//Коррекционная педагогика.-2010.-№4.-с.8-16
4. Шурупова М.В., Орехова И.Л.Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении/ «Вестник Челябинского государственного педагогического университета».- 2013г. – №11-с.237-238
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.