Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Проблема нарушений чтения и письма у детей исследуется уже более ста лет. Однако и до настоящего времени многие вопросы остаются неразработанными и спорными.
Современные исследования нарушений письма являются разносторонними. Расстройства письменной речи изучаются в клиническом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом, психолого - педагогическом и других аспектах.
Каждый из этих аспектов рассмотрения позволяет углубить понимание сущности, симптоматики, выявить структуру общего дефекта.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигальный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связанно с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня её развития. Процесс письма включает большое количество операций. А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции письма:
конспект.docx
Проблема нарушений чтения и письма у детей исследуется уже более ста лет. Однако и до
настоящего времени многие вопросы остаются неразработанными и спорными.
Современные исследования нарушений письма являются разносторонними. Расстройства
письменной речи изучаются в клиническом, психологическом, лингвистическом,
психолингвистическом, психолого педагогическом и других аспектах.
Каждый из этих аспектов рассмотрения позволяет углубить понимание сущности,
симптоматики, выявить структуру общего дефекта.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо
представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В
нем принимают участие различные анализаторы речеслуховой, речедвигательный,
зрительный, общедвигальный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь
и взаимообусловленность.
Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером
письма. Письмо тесно связанно с процессом устной речи и осуществляется на основе
достаточно высокого уровня её развития. Процесс письма включает большое количество
операций. А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие
операции письма:
1. Письмо начинается с мотива, побуждения, задачи. Человек знает, для чего он
пишет.
2. Смысловое программирование будущего связанного высказывания.
3. Анализ звуковой структуры слова. Для этого нужно определить звуковую структуру
слова, последовательность и место каждого звука. Большую роль играет
проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.
4. Следующая операция – соотношение выделенной из слова фонемы с определенным
«Дисграфия у младших школьников»
(Виды дисграфии)
зрительным образом буквы.
5. Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведения с помощью
движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки
осуществляется кинестетический контроль. Несформированность какой – либо из
указанных операций может вызывать нарушение процесса овладения письмом,
дисграфию.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и
повторяющихся ошибках в процессе письма, которое обусловлено несформированностью
высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Возможна определённая классификация дисграфии в зависимости от того, какой
анализатор первично пострадал (слуховой, зрительный, речедвигательный).
Проявления расстройств чтения и письма у детей разнообразны и в отличие от
нарушений устной речи требуют иного подхода, как в понимании структур дефекта, так и в
плане лечебно – педагогической помощи.
Существует несколько классификаций дисграфий.
Классификация дисграфий осуществляется на основе различных критериев: с учётом
нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Рассмотрим классификации по наружным механизмам
С. Борель – Мезонни выделяла:
Нарушения чтения и письма, связанные с несформированностью слухового
восприятия;
1 Нарушения чтения и письма, связанные
с нарушением зрительно –
пространственных функций;
Смешанные виды дисграфии.
О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии:
Акустическую (недостаточное развитие звукового анализа и синтеза);
Оптическую (отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными
звуками);
В различные моменты буквы воспринимаются по – разному, наиболее часто смешиваются
такие рукописные буквыкак п – н, п – и, у – и, ц – щ, ш – и, м – л, б – д, п – т, н
– к.
Моторную (характерны трудности движения руки во время письма);
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит
несформированность определённых операций процесса письма.
Выделяют следующие виды дисграфий:
Артикулярно – акустическая (в основе её лежит отражение неправильного
произношения на письме, неправильное проговаривание «бы», вместо «был»;
учащиеся « сышит» «слышит», допускают замены, пропуски звуков).
Допускается искажение, например: с – ш – ш – ч – произносится как один искаженный
вариант.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (связана с нарушенной
слуховой дифференциацией звуков). Проявляется в заменах букв ( заменяются –
свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их
состав (ч –т, ч – ш, ц – т ); в неправильном обозначении твердых и мягких
согласных
( «писмо», «лубит», «лижа»); заменяются гласные даже в ударном положении : оу (туча
– « точа»); е – и (лес – «лис»); смешиваются буквы л – к, б – в, п – н, хотя
произношение этих звуков является нормальным.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (в основе лежит
нарушение языкового анализа и синтеза : деления предложений на слова, слогового
и фонематического анализа и синтеза; искажение структуры слова и предложения).
Характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант –
«дикат»), пропуски гласных (дома – «дма»), перестановки букв (окно – «коно»),
перестановки букв (таскали «тасакали»), перестановки слогов. Нарушение деления
предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании
слов, особенно предлогов («вдоме», раздельное написание слов, дополнение букв).
Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя
речи. В связной письменной речи последовательность предложений не всегда
соответствует последовательности описываемых событий. На уровне
предложений аграмматизмы на письме
проявляются в искажении
морфологической структуры слова,
суффиксов,
(захлебнулась – «нахлебнулась», козлята – «козленки»), изменений падежных
окончаний («много деревов»), нарушении предложных конструкций, изменение
падежа местоимений (« около ним») числа существ.,
нарушение
последовательности слов в предложении.
замене префиксов,
Оптическая дисграфия проявляется в заменах и искажениях букв на письме,
например: « т на ш», « в на д» заменяются ; ( и – ш, п – т, х ж, л – м) : !,
зеркальное написание букв (эжик – ёжик).
Все эти работы можно наблюдать в письменных работах учащихся.
2 Таким образом при дисграфии учащиеся делают такие специфические ошибки, как:
ошибки на уровне буквы и слога: пропуск букв и слогов;
Замены букв ( наблюдается смешение букв – обозначается то верно, то
ошибочно); Допускают такие смешения: д – т, з – е, б – е, в – ф, ж – ш, г –
к, е – ю, г – х – к, р – л, с –ш, зж,сш, ч – ш, ч – ц, ч – т, ц – т, ц – е, с – е, с
–о, у – ц – з, л – и, м – ш, т – ш, в – д.
Перестановка букв и слогов (является трудностью анализа последовательности
звуков в слове)
Вставка гласных букв при стечении согласных («ноябарь»).
Ошибки на уровне слова;
Раздельное написание частей слова;
Слитное написание служебных слов;
Ошибки на уровне предложения (словосочетания) – отсутствие обозначения
границ предложений;
Нередки случаи несогласованности членов предложения в роде,
числе, падеже (« наступило ночь»);
Трудности в употреблении предлогов (опущение их или замена);
Не улавливают категориальных различий частей речи.
Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в
методике коррекционной работы по их устранению много общего.
На коррекционных занятиях и на уроках русского языка приходится отводить большое
внимание дисграфии, т.к. это является важным при ликвидации пробелов по русскому
языку и чтению.
Коррекция тесно связана с воспитанием фонематического слуха и звукового анализа.
Ученик должен усвоить, что единицей устной речи является слог. Его учат осознавать
звуковую последовательность слогов, выделять ударный слог и число слогов в слове,
определять и дифференцировать фонемы русского языка, устанавливать их
последовательность.
Приходиться учить выделять значимую часть слова, подбирать родственные слова,
определять лексический смысл слов и отграничивать его от грамматического,
правильно определять границы слов в предложениях, сопоставлять пунктуально с
интонацией текста.
Дисграфия сопровождается расстройствами в овладении письменной речью, с другой –
трудностями использования орфографических правил. Применение правил требует
достаточно высокого уровня и усвоения языковых закономерностей, сформированности
языковых обобщений.
Так как ошибки у учащихся имеют стойкий характер, то помимо уроков по русскому
языку, работы над ними ведутся на занятиях по логопедии и коррекционных занятиях.
Приведу в пример лишь часть заданий, которые включаю в занятия по устранению
дисграфии. Задания выбираются в зависимости от вида дисграфии.
1. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза главным
является:
а) – умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Этому помогают такие задания: придумать предложение по сюжетной картине и
определить в нем количество слов, составить графическую схему предложения; определить
место слов в предложении; выделить предложение из текста с определённым количеством
слов.
б) – развитие слогового анализа и синтеза.
3 Детям трудно даётся понятие слог и звук. Трудно усваивается правило: сколько гласных,
столько и слогов. При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные
средства (отхлопать, отстучать, назвать их количество). Рекомендуются задания:
назвать гласные в слове ( лужа, пила); записать только гласные, выделить гласные звуки
и соответствующие буквы; разложить картинки под определённым гласным.
определить количество слогов в слове; выделить первый слог из картинок; определить
пропущенный слог в слове с помощью картинок (ка…даш); составить слово из слогов,
данных в беспорядке.
в) – развитие фонематического анализа и синтеза.
Виды работ: поднять букву если слышим звук в слове, найти картинку с этим звуком,
добавить слог (ро.); записать все гласные, согласные этого слова; назвать первый и
последний звуки; показать соответствующую букву; « речевое лото», вставить
пропущенные буквы в слова: ви . ка; подобрать слова, в которых заданный звук был бы на
1, 2, 3 месте ( шуба, уши, кошка); добавить различное количество звуков к одному и тому
же слогу, чтобы получилось слово; подобрать слова на каждый звук; преобразовать слова;
составить различные слова из букв одного слова; слово – загадка; назвать слово, в котором
звуки расположены в обратном порядке (нос – сон); ребус; какой звук убежал; расставить
картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии (цепочки
слов).
Огромную роль играет проговаривание.
2. Устранение аграмматической дисграфии
1 этап.
Формирование диалогической речи (работа по карточке – ответы на вопросы);
Формирование монологической речи (составление рассказа по серии сюжет
картинок + предложение в беспорядке; затем даются картинки в беспорядке
+предложения в беспорядке).
2 этап. Составление коротких рассказов по наглядности, по серии сюжетных картинок;
составление без наглядности; длинных текстов с опорой на наглядность; без опоры на
наглядность.
3 этап. Самостоятельный рассказ (по содержанию известных сказок; на основе событий
недавнего прошлого составление рассказа – описания; рассказа – рассуждения;
рассказа о предстоящих событиях).
Все рассказы сначала в устной форме, затем в письменной.
Виды заданий: составление схемы предложения; (девочка бежит) подбор предложений к
схеме, придумывание предложений по обобщенному значению; составление
предложений из слов в начальной форме (ребята) зима кататься на лыжи).
2).Работа над словоизменением.
1 этап.
Задания.
(существительные единственного и множественного числа) записать слово,
обозначить один или много предметов, добавить последнюю букву в слово, под
изображением нескольких предметов, подобрать окончания (прежде во
множественном числе с ударным окончанием; затем безударным);
Образовать косвенный падеж единственного числа существительных без
предлогов (В. п., Р.п., Д. п., Т. п.)
Работа с предлогами в, на, под, за, от, перед, около.
Согласование существительных и глаголов множественного числа в
настоящем времени ( составить словосочетание по картине, добавить слова в
4 2 этап.
предложение); (лежит ложка, лежат ….) добавить окончание сущ. или гл. в
тексте.
Дифференциация наст. и прош. времени глаголов несов. вида
Согласование сущ, и гл. прош.вр. в роде ( добавить сущ.или гл. в предложении),
( качался, качалась); добавить буквы ( упал стул; упал девочка).
Согласование сущ. и прил. В И. п. ед. ч. (м, ж, ср. р.)
Задание: выделить общую часть в название цвета, определить окончание прилаг.,
добавить букву в словосочетаниях (весёл…девочка), выбрать картинки, которые
соответствуют данному прилагательному.
3 этап.
Согл. сущ. и прилагательного в косв. падежах ед. ч. (без предлогов В. Д. Т. Р; с
предлогами Т. П. В. Д.)
Согл. сущ. и прилаг. в косв. падежах мн. ч. без предлогов; с предлогами.
Согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Задания
Изменить словосочетание (бабушка даёт внучке), (красная лента) вставить в предложения
словосочетание; назв. неправ. слово и его правильную форму; записать окончание
3).Работа над словообразованием
Задания: образовать сущ. по картинке с помощью очк, ик, чик, ечк, ниц; записать
названия детёнышей животных, образовать сущ. от прилаг.( из чего сделано); образовать
возвратные глаголы ся; работа над однокоренными словами (выбрать родственные
слова: лед, лётчик, ледяной) записать общую часть родственных слов, выбрать из текста
родственные слова, выписать различную часть в родственных словах.
3. Устранение оптической дисграфии.Можно включать задания по устранению
оптической дисграфии на развивающих играх, на уроках русского языка во
время минуток отдыха.
Работа проводится над:
1. – развитием зрительного восприятия, узнаванием цвета, формы и величины;
2. – расширением объёма и уточнением зрительной памяти;
3. – формированием пространственных представлений;
4. – развитием зрительного анализа и синтеза.
Задания: игра « Чего не стало?», « Что изменилось?»: запомнить буквы, цифры или
фигуры, затем выбрать среди других; написать буквы справа или слева от вертикальной
линии: нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки
кружок; сложить из палочек фигуру (по образцу, по памяти); найти букву в ряду
сходных (предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например: ла, лм,
ад, вр, вз.): найти букву из ряда графически сходных (ЛНИЩЦГ): подобрать буквы
различного шрифта, наложенные друг на друга: найти букву из недописанных букв:
использование графической схемы; реконструируй букву, добавь недостающий элемент
до буквы, из одной буквы сделай другую, преобразовать, убрать недостающий элемент
(В З); сравнить буквы среди правильно и зеркально написанных (Рq; ИN; ИЛ); работа
над предлогами (сначала, в, на, за, под, затем над, около, из – за, из под, через, между,
к, от).
1. Работа ведется над каждым предлогом отдельно;
2.
Отрабатываются два предлога;
3. Уточняется значение предлога;
4. Найти картинки с предлогом;
5 5. Составить предложение и выполнить действия;
6. Дифференциация предлогов на, в, под используется игра в лото.
4. Устранение фонематической дисграфии.
Учащиеся правильно произносят звуки, но только плохо их различают на слух.
Работа идёт по различным направлениям: над звонкими, глухими; твёрдыми,
мягкими; свистящими, шипящими; аффрикатами. Даются задания: выделить звук из
слова; предложения; определить место звука в слове; тексте; диктант слогов (ша, жо, жа,
шо, шо жа, жо ша, жо шу, шо жу,шу жо,жу шо); разбор слов квазиомонимов ( Журка,
Шурка); составление графических схем; вставить пропущенные буквы; выборочные
диктанты.
Дифференциация в словах, предложениях, в связных текстах. При
устранении нарушений письменной речи у школьников необходимо учитывать
психопатологические особенности; развивать различные психические функции, начиная с
самых элементарных форм.
Коррекция дисграфии тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так широко используется сравнение
фонетически близких звуков (при устранении акустической, фонематической дисграфии);
анализ структуры предложения, звуко – слоговой структуры слова (при устранении
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза); развитие зрительно –
пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дисграфии).
6
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.