Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Оценка 4.6

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Оценка 4.6
Семинары
doc
русская литература
Взрослым
16.01.2017
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше.
готовый докл.doc
Духовно­нравственное воспитание учащихся на уроках  русского языка и литературы.      Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на  будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из  большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно­нравственного образования  и воспитания. Духовно­нравственный запас, оставленный нашими предками, почти  исчерпан.           Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные  духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и  образовании идеологической пустоты.          Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи.  Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,   агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы,  стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.          Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в  социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее  возрождение России.          Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших  детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.  А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению  полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая  традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и  этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать  эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка  и литературы.          Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.          Во­первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во­ вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не  секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем  наполовину обеспечен.          По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение;  духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение  этих правил, поведение.          Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;          2)  церковный.          В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само  существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.          Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в  обществе тесно взаимосвязаны: там,  где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно­нравственного образования одинаково полезно как  учителю, так и ученику.          Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу.   Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может  быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь  человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю  нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть  построена на тех же  принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие  высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности,  способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать  в духовном становлении своих учеников.          Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно­нравственного  воспитания учащихся.             Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.  Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но  беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу  можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з­ и с­  полезно бывает рассказать, что приставка  без­ в русском языке обозначала отсутствие  чего­то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с  написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы  запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают  самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно  сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности,  хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в  непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о  чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Изучая «Слово о полку Игореве» мы . учителя, привыкли больше говорить о гражданской  позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о  честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня  и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие  трагедии. В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к  выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все,  он не  может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от  прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность ­ любовь отцов к детям,  наследующим лучшее в них. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей,  всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ,  интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения  мира, понять и познать себя как представителя русской нации.        Велика роль уроков литературы  в духовно­нравственном развитии школьников, ведь  «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение  нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное  чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово  воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может  окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что­то хорошее, помогает  осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.           «Ничто, кроме литературы, говорил П.М.Неменский, ­ не может передать опыт  чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение  пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым  человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества». (слайд4)   Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель  – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется  процесс самопознания, через познание других.   Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания литературы,  сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного  влияния.   Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход,  учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.              Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и  огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова,  формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно,  воспитывает его эстетический вкус.   Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок  понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.  Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское  отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет  способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения  искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их  нравственных идеалов.      Итак, учитель­словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше  осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство  слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности,  общечеловеческой нравственности.   Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде  всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет  главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел  воспитывать своим предметом», ­ писал он.                 Таким образом, духовно ­ нравственное воспитание ­ это создание условий для  воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность и нравственность ­ понятия, существующие в неразрывном единстве. При их  отсутствии начинается распад личности и культуры.  « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким,  низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», ­ говорил Аристотель.  Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он  добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой  его характера».  Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет  главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел  воспитывать своим предметом», ­ писал он. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной  психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому  слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по  содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных  направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики,  политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное ­  проблема души и духа человека и целого народа. Духовно­нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является  важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе,  умении наслаждаться окружающим миром. Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно­ личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что  будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного  человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия  составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать  учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей  позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор,  работать с ценностями.  Формированию духовно­нравственных представлений и нравственного опыта способствует  сообщение детям знаний о моральных качествах человека.  Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на  боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами.

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017