Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"
Оценка 4.7

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Оценка 4.7
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
16.05.2018
Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"
В статье рассматривается важность и необходимость преподавания курса ОРКСЭ в современной школе, значимость духовно-нравственного воспитания школьников. В работе затронута проблема духовного состояния современных детей, деликатности преподавания курса, а также говорится о возможностях, которые предоставляет курс ОРКСЭ для участников учебно-воспитательного процесса. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы религиозных культур и светской этики, моральные нормы, нравственные ценности, культурные традиции, учебно-воспитательный процесс.Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса "ОРКСЭ"
Статья.doc
Ольга Николаевна Гаврилова (Россия, г. Липецк) ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ  НА УРОКАХ КУРСА ОРКСЭ В статье рассматривается важность и необходимость преподавания курса ОРКСЭ в современной школе, значимость  духовно­нравственного воспитания школьников. В работе затронута   проблема     духовного   состояния   современных   детей,   деликатности преподавания курса, а также  говорится о  возможностях, которые предоставляет курс ОРКСЭ для участников учебно­воспитательного процесса. Ключевые   слова: духовно­нравственное   воспитание,   основы   религиозных   культур   и светской   этики,   моральные   нормы,   нравственные   ценности,   культурные   традиции, учебно­воспитательный процесс. OLGA NIKOLAEVNA GAVRILOVA (Russia, Lipetsk) THE SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE LESSONS OF THE COURSE “FUNDAMENTALS 0F RELIGIOUS CULTURES  AND SECULAR ETHICS” The article deals with the importance and necessity of teaching course FRCSE in modern school, the importance of spiritual and moral education of students. The paper touches upon the problem of the spiritual state of modern children, the delicacy of teaching the course, as well as the opportunities offered by the course FRCSE for participants in the educational process. Keywords:  spiritual and moral education, foundations of religious cultures and secular ethics, moral norms, moral values, cultural traditions, educational process. Россия   имеет   многовековую   историю   и   богатейший   опыт   духовно­ нравственного воспитания детей. В основе духовно­нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование   цельной,   высоконравственной   личности;   развитие   навыков благочестия и воспитания добродетелей. На всем историческом пути русский народ   свято   хранил   лучшие   культурные   и   социальные   традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались   из   поколения   в   поколение.   В   наши   дни   затяжной   российский политический   и   социально­экономический   кризис   усугубился   кризисом   духа, кризисом   воспитания, кризисом  человека,  а создавшийся  при  этом духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической обреченности. За   последние   годы   наша   система   образования   дала   сильный   крен   в   сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном   здоровье   своих   учеников.   Такое   обучение,   без   воспитания,   не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению   эмоциональных   и   духовно­нравственных   качеств   личности.   Нет необходимости   копировать   какие­то   западные   модели   образования.   Важно сохранить   основы,   принципы   фундаментальности   и   духовности   российского образования.   Нельзя   разрушать   многовековых,   благотворных   традиций отечественной   школы,   сложившейся   в   том   числе,   и   даже   во   многом   под благотворным влиянием Русской Православной Церкви. Современный   подросток   находится   в   беспредельном   информационном   и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.   На   него   воздействуют   потоки   информации,   получаемой   благодаря Интернету,   телевидению,   компьютерным   играм   и   т.д.   Воспитательное   и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации   нередко   является   доминирующим   в   процессе   развития   и воспитания.   Вопрос   духовно­нравственного   воспитания   подрастающего поколения   является   одной   из   ключевых   проблем,   стоящих   перед   каждым родителем,   обществом   и   государством   в   целом.   Школьник   живет   иллюзией свободы.   Снятие   многих   ограничений   и   запретов   в   виртуальных, информационных   средах   сопровождается   падением   доверия   к   ребенку   со стороны взрослых. Культура и нравственность требуют постоянного внимания со стороны общества, поскольку любое отклонение приводит к замене базовых ценностей,   требующих   достаточных   усилий   от   личности   для   их   выполнения, более   простыми   представлениями,   не   связанными   с   внутренним   духовным ростом.   В   настоящее   время   обозначилась   острая   проблема   –   моральная деградация общества, разрушение фундамента нравственности. Принимая во внимание происходящие процессы, педагоги школы стремятся к приобщению учащихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.   Реализация   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики» является   своеобразной   основой   духовно­нравственного   воспитания   учащихся. Занятия   по   курсу   ОРКСЭ   призваны   способствовать   развитию   у   учащихся уважительного   отношения   к   нормам,   правилам   и   запретам,   воспитывать ценностное   отношение   к   жизни,   родителям,   духовному,   к   межличностным отношениям. Цель учебного курса   «Основы религиозных культур и светской этики»: формирование   у   школьника   мотиваций   к   осознанному   нравственному поведению,   основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и   религиозных традиций   многонационального   народа   России,   а   также   к   диалогу   с представителями   других   культур   и   мировоззрений.   Изучение   предметной области   должно обеспечить:   воспитание способности к духовному развитию, нравственному   самосовершенствованию;   воспитание   веротерпимости, уважительного   отношения   к   религиозным   чувствам,   взглядам   людей   или   их отсутствию;   знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному   самоограничению   в   поступках,   поведении,   расточительном потребительстве;     формирование   представлений   об   основах   светской   этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и   человечества,   в   становлении   гражданского   общества   и   российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;     формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Единство   и   согласие   через   диалог   культур   и   есть   ощутимый   результат учебно­воспитательного процесса в рамках предмета ОРКСЭ. Изучение  ОРКСЭ ­   это   принципиальный   шаг   воссоединения   обучения   и   воспитания.   При   этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.   Основные   принципы   курса:   светский   характер,   культурологический подход,   преобладание   воспитательного   аспекта,   акцент   на   активных (интерактивных)   формах   преподавания,   проектных   методах   работы, необходимости и возможности  сотрудничества  с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности,   постоянного   диалога, доброжелательности,   личного   неравнодушия   и заинтересованности.   Освоение   курса   должно   обеспечить:   понимание духовности,   нравственности,   морально   ответственного   поведения   для   жизни человека,   семьи,   общества;   знание   основных   норм   морали,   понимание   их значения для жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения   к   традиционным   религиям   и   их   представителям;   формирование первоначального   представления   об   отечественной   религиозно­культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия; укрепление духовной преемственности поколений.  Следует отметить, что ведение курса ОРКСЭ выражается в грамотном и целесообразном   использовании   инновационных   педагогических   технологий; особом уважительном  стиле педагогического общения с учащимися; высокой степени общей культуры педагога и эрудиции в различных сферах; умении четко выстроить   структуру   урока,   определить   его   ведущую   идею;     комплексной реализации целей и задач не только на определенных этапах урока, но и на всем его   протяжении;     умении   организовать   проблемный   диалог,     мотивировать учащихся на решение той или иной учебной ситуации; свободной манере ведения урока,   умении   импровизировать,   откликаться   на   поставленные   учащимися вопросы и проблемы, не уклоняясь от основной цели урока. К   изучению   ОРКСЭ     необходимо   относиться   как   к   дополнительному средству   нравственного   развития   ребенка.   Воспитание   учащегося осуществляется   на   уроках   средствами   учебного   содержания,   через   диалоги учителя   и   ученика,   учеников   друг   с   другом,   в   творческой   деятельности (подготовка   учащимися   творческих   заданий),   во   внеучебной   и   учебной деятельности (проведение праздников).  На уроках педагог беседует с ребенком о   нравственности,   но   если   родители   не   проявят   интереса   к   поднятым проблемам,   не   сформулируют   для   ребенка   родительскую   нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Нравственно­ориентированный   курс   открывает   перед   родителями,   другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с   ребенком.   Когда   ребенок   впервые   по­взрослому   начинает   смотреть   на окружающий   мир   и   оценивать   свое   место   в   нем,   он   особенно   нуждается   в духовной   связи   со   взрослым,   родным   для   него   человеком.   Главное   ­   найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как   наиболее   значимое.   Этот   учебный   курс   позволяет   заметно   расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему   нравственно   ориентированному   характеру.     У   каждого   взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание   предмета ОРКСЭ. Назначение предмета ­ помочь   ребенку   в   решении   его   личностных,   возрастных,   образовательных проблем,   создать   условия   для   его   духовно­нравственного   развития.   Мы привыкли   в   своих   воспитательных   усилиях   руководствоваться   здравым смыслом,   раз   и   навсегда   найденными   методами.   Но   времена   изменились, изменилась   наша   жизнь,   должны   меняться   и   мы   сами.   Равенство   позиций   в диалоге достигается в том случае, если учитель старается видеть мир в самых разных его формах глазами своих учеников. Попытка встать на позицию ребенка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но   к   ошибкам   и   заблуждениям   детей   следует   относиться   с   уважением   и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая   их   достоинства.   Вопросы,   затрагиваемые   курсом   ОРКСЭ,   требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтвержденным опытом других людей. Учитель воспитывает школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к   человеку,   чьи   взгляды   отличаются   от   его   собственных.   Нельзя   научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включен в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор.  Успешное   решение   воспитательных   задач возможно   только   в   согласованном   взаимодействии   семьи   и   школы.   Предмет ОРКСЭ   рассчитан   на   педагогическое   партнерство   учителей   и   родителей. Хочется верить, что уроки ОРКСЭ – уроки добра, доверия, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"

Статья "Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018