Статья "Интенсивное обучение правописанию"
Оценка 4.8

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
русский язык
9 кл
01.10.2017
Статья "Интенсивное обучение правописанию"
Значение учебного предмета в школьной программе определяется не только ролью соответствующей науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, но и его значением и возможностями в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Мы, словесники, преподаем особые предметы, где обучение и воспитание – неразрывное единое целое, где общение с книгой предполагает общение с жизнью, с людьми. Работая в школе 30 лет учителем русского языка и литературы, замечала, что многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а ведь свободное владение родным языком – надежная основа в его жизни, труде, творческой деятельности. Современный урок немыслим без практической направленности и личностно-ориентированного подхода. Совершенствуя учебно- познавательную мотивацию на уроках русского языка и литературы, стимулирую деятельность учащихся посредством инновационных технологий, ориентирующих учащихся на самостоятельный выбор оптимального способа решения орфографической или пунктуационной задачи.Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение практической направленности преподавания русского языка и литературы, привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного обучения, самоанализа и саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей опыта является обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, что позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения и закрепления материала. Длительность работы над опытом.
Доклад по метод теме doc.doc
Тема: Интенсивное обучение правописанию с  элементами опережающего обучения как эффективная  форма повышения практической направленности  преподавания русскому языку. Значение учебного предмета в школьной программе определяется не  только ролью соответствующей науки в жизни современного общества, ее  влиянием на темпы развития научно­технического прогресса, но и его  значением и возможностями в духовно­нравственном воспитании  подрастающего поколения. Мы, словесники, преподаем особые предметы,  где обучение и воспитание – неразрывное единое целое, где общение с  книгой предполагает общение с жизнью, с людьми. Работая в школе  30 лет учителем русского языка и литературы,  замечала, что многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а  ведь свободное владение родным языком – надежная основа в его жизни,  труде, творческой деятельности. Современный урок немыслим без практической направленности и  личностно­ориентированного подхода. Совершенствуя учебно­ познавательную мотивацию на уроках русского языка и литературы,  стимулирую деятельность учащихся посредством инновационных  технологий, ориентирующих учащихся на самостоятельный выбор оптимального способа решения  орфографической или пунктуационной  задачи. Актуальность опыта Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение  практической направленности преподавания русского языка и литературы,  привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного  обучения, самоанализа и саморегуляции учебно­познавательной  деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей опыта является обучение орфографии  и пунктуации на основе обобщенно­сопоставительных правил, что позволяет  представить изучаемый материал в группах, объединенных по  опознавательным признакам или по единому основанию. В результате  происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения  правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность  усвоения и закрепления материала.  Длительность работы над опытом.  Над темой опыта работаю в течение последних пяти лет.  Диапазон опыта  Диапазон опыта «Интенсивное обучение правописанию» достаточно  широк. Он не вмещается в жесткие рамки учебного времени, урока, а  органично переплетается с внеклассной и внеурочной работой, позволяет  использовать материал, направленный на духовно­нравственное воспитание  личности. Такая взаимосвязь стала средством повышения мотивации учения и  развития мышления школьников, позволяет им со значительно меньшими  нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения  информации Теоретическая база опыта  В своей практической деятельности на протяжении более 15 лет, я  использую идею опережающего обучения С.Н. Лысенковой и более 5 лет  методику интенсивного обучения правописанию Т.Я. Фроловой.  Опережающее обучение позволяет осуществлять перспективное обучение,  включение в работу трудных вопросов курса, обеспечивать резерв времени,  осуществлять индивидуальный подход. Технология интенсивного обучения  орфографии и пунктуации направлена на формирование практических  навыков путем преодоления интерференции, на ограничение объема  изучаемого материала, разгрузку памяти, освобождение времени для  повторения.  Степень новизны Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и  региональную и федеральную политику в области образования.  Опыт позволяет структурировать учебную программу, осуществлять  комбинацию известной методики. Он предусматривает изучение материала в порядке,  предлагаемом действующей программой. Вместе с тем он позволяет использовать повторение орфограмм на пунктуационной основе, а освоение  пунктуационных правил при попутном повторении орфографического  материала. В результате ученику легче осознать орфографические и  пунктуационные правила как проявление законов фонетики,  словообразования, морфологии, синтаксиса, так как закрепление навыков  правописания проводится на уровне обобщенно­сопоставительного правила.  Это позволяет усилить практическую направленность изучения русского  языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся. Технология опыта Целью своего опыта ставлю: повышение практической  направленности обучения русского языка Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих  задач: представить орфографию и пунктуацию в системе, усилить обобщающее значение теории; организовать попутное повторение в виде стройной научной  системы; создание условий для формирования практических навыков  грамотного письма путем преодоления интерференции  перспективно и одновременно в ограничении объема изучаемого  материала; облегчение сложных разделов, освобождение от длинной цепочки  рассуждений путем использования алгоритмов; углубление знаний учащихся; обеспечить развитие индивидуальных, интеллектуальных  способностей и творческой инициативы, исследовательской  деятельности учащихся. Организация учебно­воспитательного процесса: Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и  осмысление передовых методов и технологий, создание собственной  творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку и литературе. Работая в  школе много лет учителем – словесником, с болью отмечала, что, покидая  стены школы, многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а  ведь свободное владение родным языком – надежная основа каждого  человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как поднять  преподавание русского языка на новый качественный уровень,  соответствующий условиям и требованиям современного общества, как  усилить практическую направленность обучения русскому языку, как повысить эффективность  каждого урока? Известно, что универсальных  методик преподавания не существует. То, что дает блестящие результаты у  одного, не становится эталоном, образцом для остальных, и в первую очередь  потому, что за каждой авторской программой стоит яркая индивидуальность,  творческий метод которой не тиражируется. Сегодня возрастает роль  каждого отдельно взятого учителя, его умение найти себя, свой почерк, свое  лицо. Стремление добиться высоких результатов в языковой,  коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся подтолкнуло  меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема  результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир  инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в  свою практику. Несколько лет назад я познакомилась с опытом московской  учительницы С.Н. Лысенковой, изложенным в статье «Когда легко учиться», опубликованной в книге «Педагогический поиск» под редакцией  И.Н.Баженовой. В статье поднималась идея опережающего обучения,  помогающего осуществить перспективное обучение, т.е. попутное включение  в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к  изучаемому в данный момент материалу. Получив своих пятиклассников,  первоначально определила темы, где логично, без искусственной  натянутости можно использовать опережающее обучение. Итак, тема «Имя прилагательное», анализирую весь материал по  данной части речи, отбираю темы, где уместно использовать идею  опережающего обучения. Уже на первом уроке, предлагая учащимся образовать имена  прилагательные от существительных (осень – осенний, обед – обеденный,  серебро – серебряный), выделяя суффиксы, с помощью которых они  образуются, предлагаю глаголы и суффиксы действительных и  страдательных причастий, и учащиеся образуют слова, отвечающие на  вопросы какой? какая? какое? какие? Например, читать – читающий,  читавший, прочитанный. Определяем общее у прилагательных и у слов,  образованных от глагола, чем они различаются. Термин «причастие» пока не  употребляю, но акцентирую внимание на том, что, кроме прилагательного,  есть еще часть речи, обозначающая признак, но этот признак особенный – по  действию. Тема «Глагол». Закрепляя глагол как часть речи, обращаю внимание  учащихся на то, что от него с помощью специальных суффиксов образуются  две части речи – причастие и деепричастие. Предлагаю образовать эти новые  части речи, выделяя суффиксы, пробуя найти в них глагольные признаки.  Учащиеся работают с интересом. В тренировочных упражнениях учебника «Русский язык» (5 класс),  авторами которого являются М.Г.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, встречаются и причастия, и деепричастия. На них акцентируется  внимание, проводится их анализ. Знакомимся с одиночным причастием и причастием с зависимым  словом, определяем их роль в предложении.  Например, в упражнении 275 встречается причастие переливающийся (звон),  определяем, от какой части речи оно образовано, с помощью какого  суффикса, на какой вопрос отвечает, каким членом выступает в  предложении. В упражнении 250 находим с помощью наводящих вопросов  учителя причастие с зависимым словом (очарованные песней). Сообщаю  учащимся, что это причастный оборот. Находим существительное, к  которому он относится, определяем место причастного оборота к  определяемому слову. Аналогичная работа проводится и с деепричастием.  Пока ребятам не все понятно, но по глазам вижу – интересно. А как учитель,  я понимаю, как необходима эта работа. За долгие годы работы я пришла к выводу, что необходимо искать  новые формы и методы обучения орфографии и пунктуации. Так я пришла к  методике Фроловой Т.Я. Обучение орфографии и пунктуации проводится на  основе обобщенно­сопоставительных правил. Учащимся сложно запомнить и  усвоить большой объем правил, изучаемых разрозненно. Методика Фроловой  позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по  опознавательным признакам или по единому основанию. В результате  происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения  правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность  усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков  системой актуального повторения. 1 1 Т.Я.Фролова Методика интенсивного обучения правописанию. Симферополь «Таврида»  2006Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило  позволяет снять проблему взаимосмешивания – интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный  знак – шипящий на конце слова, позволяет объединить восемь частных  правил в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа. 2 В таблицах «Использование образовательных технологий в процессе  обучения предмету» и «Разработка и использование общественно  признанной авторской методики» отражена моя работа в этом направлении.3 Практически это выглядит так. В 6 классе ученики легко усваивают  правила «Н­НН в именах прилагательных», но сколько проблем возникает в  7 классе, когда на тот же опознавательный сигнал накладывается новая  информация в виде громоздкого правила. А если предложить учащимся  орфографические правила в обобщенном виде, т.е. алгоритм. Опережающее  обучение уже сделало свое дело: учащиеся умеют выделять в тексте  причастие и отличать его от прилагательного, они уже видят зависимое слово  у причастия. Предложенный алгоритм предотвращает разрушающее действие  интерференции, учит порядку рассуждения в пределах сводного правила, т.е.  дает возможность работать по четко заданной программе, шаг за шагом  2 Т.Я.Фролова. Русский язык в рисунках. Симферополь «Таврия» 2005 3 Приложение № 1, № 2приближаясь к решению орфографической задачи, разгружает память, что в условиях перегрузки наших учащихся очень важно. Защищенные от влияния интерференции орфографические правила  легко раскладываются по полочкам памяти и так же легко извлекаются не  только при помощи алгоритмов, но и при помощи мнемотехнических  приемов – рифмованных правил и правил­помощников. Предлагая ученику  вспомогательные приемы запоминания, мы стремимся помочь ему удержать  информацию в долговременной памяти. Рифмованная формулировка должна  быть четкой и лаконичной.  Методика Т.Я.Фроловой позволяет использовать такие современные  образовательные технологии, как информационно­коммуникативные,  здоровьесберегающие, осуществлять личностно­ориентированный подход.  Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о  способе применения правила на основе алгоритма­формулы, схемы. А  учащиеся с наглядно­образным типом мышления рассказывают о способе  применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах  порядок применения правила. Таким детям можно предложить создание  своего варианта иллюстрации способа применения правила, вовлекая их  таким образом в процесс сотворчества. Систематически на уроках используются таблицы, схемы, рифмовки,  без которых немыслима методика интенсивного обучения правописанию. 4 4 Т.Я.Фролова. Русский язык в рисунках. Симферополь «Таврия» 2005Использование  информационно­коммуникативных технологий в  процессе обучения в обобщенном виде представлено в таблице5 . Серьезную проверку система работы учителя прошла при введении  Единого государственного экзамена по русскому языку. Вот тут­то и  проявились все наши учительские пробелы и недоработки. Третье задание  (С) вызывало особую тревогу. В течение учебного года все усилия были  направлены на подготовку учащихся к выполнению этого задания. Я  пыталась найти эффективные методы работы. На мой взгляд, им оказался  групповой метод, работа в команде. Класс делила на 3 группы, предлагала  всем один текст, но у каждой группы была своя задача: первая группа  определяла тему, идею, тип речи, стиль исходного текста, вторая – изобразительные средства, их роль, третья формулировала личностное  отношение. В конце урока каждая группа отчитывалась о проделанной  работе. В итоге у нас оформлялось готовое сочинение­рецензия, которое тут  же комментировалось учителем. На следующем уроке задание для групп  менялось. В результате каждая группа отрабатывала все три части исходного  текста, приобретая необходимые навыки и умения. У меня, учителя, была  еще одна важная задача – научить слабого, и в команде это получалось. А затем следовала самостоятельная работа с индивидуальным текстом для  каждого, и ребята чувствовали себя уверенно, потому что навыки уже были  наработаны в группе. Работа по воспитанию любви к родному краю, его культуре должна  вестись в системе, во взаимосвязи учебной и внеклассной работы. Учитель только тогда сможет достичь результатов, когда достучится к  сердцу каждого ученика, а это возможно только при индивидуально – личностном подходе к детям, при внедрении в свою работу педагогики  сотрудничества. Хотелось бы вспомнить слова Януша Корчака из книги «Как  любить ребенка»: «Не деспотичные распоряжения, не навязанная  дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в  сотрудничество, совместную жизнь» ­ вот что должно определять наше  общение с детьми. Никого ненужно убеждать в том, что именно учитель  создает основу сотрудничества, и здесь, конечно, огромную роль играет  личность учителя, его духовный мир, доброжелательность и терпимость,  высокий профессионализм и влюбленность в свой предмет. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на  равных. У нас же зачастую процесс обучения построен таким образом, что  ученик – всегда фигура ведомая. На каждом уроке мы подробно объясняем, что, как, в какой  последовательности он должен делать и какой результат  должен получить в конце. Но гораздо эффективнее «педагогика встречных  усилий», когда процесс освоения новых знаний основывается на  взаимоподдержке обеих сторон – учителя и ученика. Позитивные результаты работы учителя подтверждает и ведение  факультативов, кружков.7 Работа предметника не ограничивается только уроками, потому что  учитель – это еще и классный руководитель, который гуманизирует  отношения между детьми в коллективе, способствует формированию  нравственных идеалов и духовных ориентиров, организует социальные  отношения, систему самоуправления. В основе воспитательной работы лежат  идеи Щурковой Н.Е. и Степанова Е.Н. о личностно­ориентированном  подходе в воспитании учащихся и Караковского В.А. о формировании  общечеловеческих ценностей. Учебно­воспитательная работа в Красногвардейской средней школе  строится на основе концепции «Воспитание гармонично развитой личности  на основе краеведения и принципах общечеловеческих моральных  ценностей». Особое внимание уделяется духовно­нравственному  воспитанию.  Памятной для меня и ребят была экскурсия на мемориальный комплекс  «Курская дуга». Предварительно я предложила учащимся подготовить  выступления об этом историческом сражении, о героях Курской битвы. Для старшеклассников мы с ребятами подготовили и провели вечер  «Люблю тебя, мой край родной», на который пригласили интересных  творческих людей нашего поселка. С большим вниманием ребята  рассматривали замечательные пейзажи художника В.В. Михайличенко,  человека удивительной скромности, доброты и таланта. С живым интересом  учащиеся слушали стихи А.Т. Харыбина о родных просторах, о реке Тихая  Сосна, о нашем поселке. Со своими книгами познакомил ребят В.У.  Калуцкий. Его книги «Дело о небесном летании» и «Литерный отряд НКВД,  или посох Ивана Сусанина» не оставили ребят равнодушными. А  выступление детского фольклорного ансамбля из села Казацкое никого не  оставило равнодушным. К 9 Мая по традиции мы проводили Урок мужества, на который  пригласили М.П. Лозенко, участника Курской битвы. Это была интересная  встреча представителей двух поколений ­ участника сражения и тех, во имя  кого лилась кровь, гибли люди. М.П. Лозенко делился своими  воспоминаниями, ребята ­ впечатлениями, полученными на экскурсии. А  когда на уроке русского языка мы обратились к сочинению на тему «Они  защищали Родину», многие ребята писали об Огненной дуге и о нашем земляке М.П. Лозенко. Незабываемы наши поездки в областной театр имени Щепкина. Перед  поездкой в театр мы познакомились с жизнью М.С. Щепкина, с его  7 Приложение № 5творческой биографией. А потом эта совершенно особенная атмосфера  театра, это состояние души ребят и их благодарные лица. Мы посмотрели  пьесу А. Чехова «Вишневый сад» и А. Островского «Свои люди ­ сочтемся». Общие дела очень сплачивают коллектив, превращая его в команду  единомышленников. На едином порыве мы готовили с ребятами  выступление агитбригады «Наркотикам – нет» и вечер «Подвиг любви»  Вся воспитательная работа классного руководителя основана на тесной  связи с родителями. Неоценимую помощь учителю в течение всех лет  обучения и воспитания учащихся оказывал родительский комитет. Благодаря  тесному сотрудничеству семьи и школы, работа по профилактике таких  социальных заболеваний, как алкоголизм, наркомания и СПИД, дала свои  положительные результаты. В классе нет трудных подростков состоящих на  учете за правонарушение в ОВД. Особое внимание в воспитательной работе  уделялось реализации такого направления, как «Здоровье». На протяжении  всех лет обучения учащиеся входили в состав школьной команды по футболу  и баскетболу, класс занимал призовые места в смотре строя и песни.  Хорошие спортивные показатели имеют учащиеся в 2006 году. Например,  Ельчанинов Виктор в прыжках в длину занял первое место в районе и второе  место – в области.  На протяжении всех лет обучения классный руководитель стремился к  воспитанию у учащихся социальной и гражданской зрелости, подтверждение  тому активное участие учащихся класса в органах ученического школьного  самоуправления.  Результаты данной работы нашли отражение в таблице о внеурочной  деятельности. Учитель, классный руководитель не должен работать изолированно.  Насколько эффективней будет его работа, результаты работы, если будет  осуществляться тесное взаимодействие с другими учреждениями:  библиотекой, музеем, музыкальной школой, домом творчества.  Сотрудничество с данными учреждениями приносит большой результат:  расширяется кругозор детей, формируются их эстетические вкусы,  развивается духовный мир. Давняя дружба у меня сложилась с районным краеведческим музеем.  Значение совместно организованных встреч, конференций, экскурсий,  посещение различных выставок трудно переоценить.  Работа учителя – это не только работа с детьми, но и общение с  коллегами на школьных, районных методических объединениях, где  происходит обмен опытом, знакомство с инновационными технологиями, что  способствует росту профессионального мастерства учителя. На районных  методических объединениях я делилась с коллегами опытом использования  литературного краеведения, методики опережающего обучения С.Н.  Лысенковой, проводила урок для молодых учителей района, где показала  использование данной методики на практике. Большую методическую  помощь оказывают учителю курсы повышения квалификации и  профессиональной переподготовки специалистов в белгородском региональном институте. В 2003  году я прошла курсы по программе  «Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе». В 2006  году ­ курсы по проблеме «Методика интенсивного обучения  правописанию».  Моему профессиональному росту способствует и работа в экспертной  группе по проверке задания Единого государственного экзамена, и участие в  областной конференции, и опубликование моего выступления в сборнике  методических материалов.  Пройден большой профессиональный путь исканий, есть определенные  наработки на основе разумного использования инновационных технологий,  сложилась своя система работы. Все это и привело меня к решению об участии в 2006 году во Всероссийском конкурсе «Педагогические  инновации». Я стараюсь жить активной общественной жизнью, быть не просто  свидетелем, но и участником значимых социальных, культурных событий в  жизни нашего поселка. В 2006 году такими событиями, несомненно, были  районная конференция по книге белгородского писателя О.Е. Кириллова  «Отечества ради» и открытие выставки картин замечательного местного  художника В.В.Михайличенко. Мне посчастливилось поделиться и своими  впечатлениями о книге, и воспоминаниями о В.В.Михайличенко, его  личности, и таланте.  Каждому учителю важно осознавать, что его труд замечен, оценен. В  1994 году я была награждена значком «Отличник народного просвещения».  В 2005 году получила Благодарность губернатора Белгородской области  Савченко Е.С. Эти высокие награды ко многому обязывают, и учитель, по­ настоящему любящий свою профессию, готов двигаться вперед, следуя  принципам Е.Н.Ильина: «Если урок – общение, а не просто работа,  искусство, а не часы в расписании, то почаще спрашивайте себя: зачем иду  на урок? Мы идем к детям, чтобы они были лучше, добрее, гуманнее многих  из нас, сильнее и мужественнее, чем мы с вами, чтобы умели выходить из  любых тупиков, идя в перед, а не пятясь назад».Библиографический список 1. Донченко Г.Х. Шаг… Еще шаг. // журнал «Русский язык и  литература в средних учебных заведениях УССР», 1990 г., № 6. 2. Косоговский А.И. Зарифмуем…правила. // журнал «Русский язык и  литература в средних учебных заведениях УССР», 1988 г. № 6. 3. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М. «Педагогика», 1998 г. 4. Прохоренко К.И. Не ограничиваться гроздочкой примеров. //  журнал «Русский язык в школе», 1990 г. № 5. 5. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь,  2005 г. 6. Фролова Т.Я. Преодоление интерференции при обучении  орфографии. // журнал «Русский язык в школе», 1995 г., №5. 7. Фролова Т.Я. Интенсивное освоение норм правописания. // журнал  «Русский язык в школе», 2002 г., № 4 8. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при  обучении правилосообразным действиям. // журнал «Русский язык в  школе», 2003 г., № 5.

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"

Статья "Интенсивное обучение правописанию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017