Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала
Оценка 4.9

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык
5 кл—11 кл
23.04.2018
Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала
В наше время в обществе актуальной стала проблема сохранения народной культурно-исторической самобытности Росси, её природных богатств, нравственных ценностей народа. Поэтому задача современной школы – развитие у учащихся любви к своему родному краю, расширение их кругозора, развитие любознательности по отношению к истории и развитию своего народа, своей малой Родины. Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости? Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает использование краеведческого материала на уроках, что повышает активность, самостоятельность учащихся, делает уроки более живыми, интересными, творческими. Рассмотрим использование краеведческого материала на уроках русского языка. Готовясь к любому уроку, учитель стремится отобрать такие задания, которые не только бы «работали» на изучаемое правило, но и затрагивали душу ученика, заинтересовывали его, активизировали деятельность учащихся.
калейдоскоп.doc
Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала              Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.  Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.  Д.С.Лихачёв В наше время в обществе актуальной стала проблема сохранения народной  культурно­исторической самобытности Росси, её природных богатств, нравственных  ценностей народа. Поэтому задача современной школы – развитие у учащихся любви к  своему родному краю, расширение их кругозора, развитие любознательности по отношению к истории и развитию своего народа, своей малой Родины.  Одна из насущных проблем современного общества ­ возрождение духовности,  национального самосознания.  Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как  воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости? Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает  использование краеведческого материала на уроках, что повышает активность,  самостоятельность учащихся, делает уроки более живыми, интересными, творческими.  Рассмотрим использование краеведческого материала на уроках русского языка. Готовясь к любому уроку, учитель стремится отобрать такие задания, которые не  только бы «работали» на изучаемое правило, но и затрагивали душу ученика,  заинтересовывали его, активизировали  деятельность учащихся. Что же ярко и точно запоминается нашим детям? То, что их окружает, что они  привыкли видеть каждый день, но раскрытое по­новому, с новой для учащихся точки  зрения. Такую возможность полезно использовать, соединив воедино знание  орфографических правил и представления учеников о родном крае. Возможны следующие пути использования краеведческого материала на уроках  русского языка: – Организация  в классе различных выставок;  – использование на уроке сообщений и сочинений, написанных на местном материале; – использование краеведческих текстов на уроках русского языка;  ­ выполнение, а затем использование результатов самостоятельной, творческой работы  краеведческого характера Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст.  Работа над связным текстом историко­краеведческого характера позволяет органично  сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов  (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка  интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения школьников  к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее экстралингвистическим путем, то есть  через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего ­ факты культуры  родного края.            Цель использования краеведческого  материала на уроках русского языка – это  формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских  умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию своей  малой родины.                Нам хотелось бы поделиться опытом работы введения краеведческого материала в структуру урока русского языка.              1. Одним из путей решения названной задачи является регулярно проводимая на  уроках русского языка лексическая работа, в том числе работа с топонимами своей  местности ­ «этимологические этюды» в начале урока. Учащиеся готовят небольшие  сообщения (1­3 минуты) о топонимах (географических названиях): Вичуга, Кинешма, Плёс, Лух, Палех, Холуй, Голчаново, Баскаково и т.д.  Географические названия – это история.  Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтому учитель­словесник должен  способствовать формированию у школьников национального самосознания, приобщению их к культуре народа. Обращение на уроке к этимологическому анализу топонима неизменно  вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с  непривычной стороны, «подогревает» интерес не только к слову, к изучению языка, но и к  истории своего края.                 2. Подбор текстов писателей и поэтов ивановского края для работы над   лингвистической темой урока воспитывает чувство уважения к культурному наследию  родной земли. 1) 8 класс «Обособленные члены предложения», этап повторения. Предлагаем  учащимся указать обособленные члены предложения в  отрывке из стихотворения  К.Д. Бальмонта «Август», выявить их стилистическую функцию в тексте.  Спрашиваем, что ребятам известно о жизни  и творчестве поэта. Напоминаем, что  Константин Дмитриевич  Бальмонт, поэт с мировым именем,  наш земляк. АВГУСТ  Как ясен август, нежный и спокойный, Сознавший мимолетность красоты. Позолотив древесные листы, Он чувства заключил в порядок стройный. 2) 7 класс «Деепричастный оборот», самостоятельная работа.  Выпишите номер (а)  предложения (й) с деепричастным оборотом (текст из рассказа В.В. Бердышева  «Гроза в лесу»). С творчеством  этого писателя ученики хорошо знакомы: Виталий  Всеволодович неоднократно проводил творческие встречи с детьми и родителями в  нашей школе, организовывал литературно­музыкальные вечера, выставки своих  произведений. Предлагаем ребятам вспомнить рассказы В.В. Бердышева и их  тематику. 1.…Однажды я попал в грозу, колеся по лесным тропинкам на велосипеде где­то  между Шуей и Кохмой. 2.Ничего необычного в той грозе не было. 3.Гроза как гроза. 4.Переждал её под деревом, даже не слезая с велосипеда. 5.Как только дождь  поутих и раскаты грома стали удаляться, вышел из укрытия и потихоньку побрёл  лесом дальше разведывать эти края. 6. Я тогда ещё только­только начинал  знакомиться с этими местами ,не зная в ту пору ни огромного болота, ни  удивительной тропы к нему, ни грибного леса почти у самой автострады, у деревни Вятчинки... 3) Повторение орфографии ( тема«Имя прилагательное: н­нн в суффиксах  прилагательных» 6 кл., этап актуализации знаний). Предлагаем ученикам выразительно  прочитать текст стихотворения, восстановить деформированный текст, графически  обозначить орфограммы. Демонстрируем герб Палеха – сказочную Жар­птицу.  Интересуемся, известно ли детям , что посёлок Палех находится на территории  Ивановской области, а палехская лаковая миниатюра известна во всём мире. Таким  образом, мы не только повторяем правила орфографии, но и воспитываем в детях  чувство гордости за свой край. ПАЛЕХ Плещутся звезды в мерцающих  далях, Светится снег, хоть в ладони бери. Сказочный Палех, загадочный Палех Скачет на тройке в отсветах зари. Ожили краски и в душу запали, Ру (сс, с) ким напевом заслушался мир. Сколько кудесников вырастил Палех Сколько диковин красою залил! Вешне  ( е, и )   солнце в шкатулке хранится, Не увядает стари ( нн , н  )ый секрет. Кисти взлетают, как крылья жар­птицы, Палех рисует России портрет. ( Е. Синявский ) 3. Подбор текстов историко­краеведческой тематики способствует расширению  кругозора школьников, формированию любознательности по отношению к  истории  и развитию нашего края.    1) 6 класс «Количественные и порядковые числительные», этап поиска выхода из  затруднения.  Предлагаем учащимся выписать числительные, разделив их по  значению на две группы. Исходя из значения (порядок при счёте и количество)  делим на порядковые и количественные. Просим указать синтаксическую функцию  выписанных числительных, выявить непостоянные морфологические признаки.  Делаем вывод о разрядах числительных по значению, составляем опорную схему.  Город Иваново расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы, на берегах реки Уводь, в 318 км к северо­востоку от Москвы. Первое упоминание о селе Иваново относится к  1561 году. В 1741 году крестьянин Григорий Бутримов построил первую в Иванове  мануфактуру, затем появились мануфактуры Грачева и Гарелина. Это положило  начало развитию в Иванове легкой промышленности ­ сначала полотняной, а затем  ситценабивной и хлопчатобумажной. В 1848 году начала работать бумагопрядильная фабрика. В 1853 году возле Иваново возникает Вознесенский посад, который был  объединен с селом Ивановом в 1871 году в город Иваново­Вознесенск Шуйского уезда  Владимирской губернии. К этому времени Иваново стало самым крупным центром  хлопчатобумажной промышленности России. 6 класс «Н­НН в суффиксах имён прилагательных». Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону.  Предлагаем самостоятельную работу с дифференцированным заданием, проверяем  базовую часть по эталону, заслушиваем ответы тех ребят, кто выбрал задания повышенной  сложности. «3» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы  «4» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, приведите  примеры (не менее 2 слов) на изученную орфограмму  «5» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, составьте   предложение, используя выписанные слова.  Искусство  лаковой росписи зародилось в монастырях.        В XVI веке Троице­Cергиев  монастырь становиться центром художестве..ой деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревя..ая  посуда, сверкавшая яркими  красками и серебря..ыми переливами.         Огне..ая красота Хохломы, торжестве..ая роспись Палеха, изысканность  Гжели  берут своё начало  в православных монастырях Древней Руси.  4.  Использование на уроках текстов о людях, прославивших наш край, помогает  сформировать у учащихся чувство гордости за своих земляков. 5 класс «Имена существительные собственные и нарицательные», этап закрепления  изученного. Предлагаем ребятам прочитать текст, определить его стилистическую  принадлежность, аргументируя свою точку зрения, просим выписать  из текста   собственные имена существительные. Сообщаем о том, что Любовь Сергеевна училась в  нашем городе, в школе №56. Показываем фото с эпизодами из известных фильмов с  участием Л.С.Соколовой. Любовь Сергеевна Соколова ­ российская актриса, народная артистка СССР. Pодилась  31 июля 1921 года в городе Иваново­Вознесенске, в рабочей семье.Отец – Соколов  Сергей Максимович, был столяром­краснодеревщиком. Мать – Соколова Прасковья  Федоровна, работала в магазине. Сын – Данелия Николай Георгиевич, кинорежиссер,  автор кинокартин «Моментальный снимок» и «Эй, Семенов!». Имя Любови Соколовой  внесено в Книгу рекордов Гиннесса за уникальное достижение: в кино актриса сыграла  около 370 ролей! 5. Обращение к материалам о ивановцах, героях Великой Отечественной войны,  способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине. 8 класс  «Пунктуация в предложениях с прямой речью», фиксирование затруднений в  пробном учебном действии. Просим внимательно прочитать текст. Сообщаем о том, что  имя Сергея Ивановича Лазарева носит одна из улиц нашего города, что С.И. Лазарев – наш  земляк, дважды Герой Советского Союза. Предлагаем найти в тексте предложение с  прямой речью, составить его схему, записать предложение трижды, меняя место прямой  речи по отношению к словам  автора. Выявляем затруднение, предлагаем пути выхода из  него.  «Как офицер Лазарев тактически подготовлен отлично… В трудных условиях  решения принимает быстро и правильно. Является отличным воздушным  стрелком…», — писал о нем командир полка В. Василяка. На боевые задания он часто  вылетал в паре с И. Кустовым — первым Героем полка. В бою 4 августа 1943 г. ему  удалось сбить 2 «мессершмитта», но и его «як» был подожжен. Длинной очередью  выпустив весь боезапас в сторону уходившего противника, он покинул горящую машину  за мгновение до взрыва. Позднее он сражался над Днепром на Як­9, участвовал в  освобождении Украины и Польши. Лазарев погиб в бою под Бунцлау (ныне Болеславец,  ПНР) 1 марта 1945 г.  6. Использование на уроках репродукций картин художников Ивановского края  воспитывает у учащихся любовь к своей малой Родине: к красоте её природы,  самобытности. 5 класс «Однородные члены предложения». Обращаем внимание детей картину И.  Левитана «Золотая осень». Говорим о  том, что  небольшой город на территории  Ивановской области ­ Плес ­ вдохновил великого русского художника Левитана на  создание таких шедевров пейзажной живописи, как "Тихая обитель", "Вечер. Золотой  плес", "Над вечным покоем", «Золотая осень» и др. Всего за три плёсских лета (1888­1890  г.г.)Левитаном было написано около двухсот работ. Просим составить и записать простые предложения с однородными членами,  используя данные слова и словосочетания: – на солнце, стоят, белоствольные березки, золотом, переливаются. ­ свеж, и, воздух, прозрачен. – и, задумчиво, одинокая березка,грустно, смотрит, в зеркальную гладь речки. – серый, неприглядной, трава, стала, неприветливой. – позолотили, и, осень, деревьев, верхушки, солнце 7. Прослушивание аудиозаписей с песнями о родном крае с последующим   выполнением грамматических заданий по тексту песни (распечатки текстов песни  на партах у каждого ученика) воспитывает в детях любовь к прекрасному, чувства  патриотизма, гордости за свой край. Например, 5­6  класс, песня  «Палех» (композитор ­ Виктор Темнов, стихи Олега  Левицкого). Задание: выпишите слова с безударной гласной в корне. 9 класс «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи». Песня  Ирины Кульковой  «Песня о городе Иваново». Предлагаем ученикам указать сложные  предложения с разными видами связи, определить виды связи между частями сложного  предложения. 8.Принципиально важным требованием в процессе передачи учащимся новых знаний  является постановка таких вопросов, ответ на которые требует поиска. Творческие работы включают школьников в исследовательско­поисковую  деятельность.  Дети самостоятельно подбирают краеведческий материал, иллюстрирующий лингвистическую тему урока.  Например, 8 класс «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Задание:  составить текст (не менее 50 слов)  на тему «Улицы моего города», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах. 9. Наиболее значимая форма работы по краеведению ­ продуцирование собственных  текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста  средствами иного стиля; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; сочинения  различных жанров; реферат на краеведческую тему. 5­7 классы. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и  систематизируйте материал для устного выступления о родном городе.  1. Что тебе известно из истории возникновения родного города? Как возникло его  название? Менялось ли оно? 2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему? 3. Какие музеи есть в нашем городе Когда они были созданы? Чем особенно интересны? 4. Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края? Когда они  появились? Что ты знаешь об их создателях? 5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём могут  рассказать названия улиц и площадей родного края? Что та знаешь особытиях и  людях, в честь которых они названы? 6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней?  Что делается в вашей области для охраны окружающей среды? 7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края? 8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему? 8.9 классы. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите  одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме. 1 .Героические страницы из истории нашего края. 2. Мои замечательные земляки. 3. Их именами названы улицы нашего города. 4. 0 чём рассказывают географические названия? 5.  Завтрашний день моего города.             6. Достопримечательности моего города.  7. О чём могут рассказать старые дома? Одни уроки становятся полностью краеведческими (например, урок­путешествие в Палех – край лаковой миниатюры на уроке изучения правописания Н­НН в суффиксах имён   прилагательных),   на   других   ­   краеведение   входит   лишь   фрагментом.   Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину   и   свой   народ,   уважение   к   его   великим   свершениям   и   достойным   страницам прошлого,   и   роль   уроков   русского   языка   в   этом   плане   невозможно   переоценить. Целенаправленное,   систематическое   использование   краеведческих   текстов   на   уроках русского   языка   позволяет   сформировать   культурологическую   компетенцию   учащихся. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы ­ радость открытия, а в конечном итоге ­ любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь   формальной   единицей   обучения   языку,   становится   важнейшим   средством воспитания.

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания русского языка с использованием краеведческого материала

Статья. Исторический аспект преподавания  русского языка с использованием краеведческого материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018