Статья "Как развить одарённость ребёнка"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Поэтому учитель должен быть внимателен к любому проявлению интереса детей к предмету и строить свою работу так, чтобы этот интерес был устойчивым. С этой целью необходимо продумывать формы урока, использовать развивающие методики, такие, как: проектная деятельность, исследовательские и творческие задания в группах, самостоятельная поисковая деятельность, возможность самоанализа и самокоррекции на уроке. Достаточно серьёзным стимулом для развития интереса учащихся является и активная внеурочная деятельность по предмету: олимпиады, конкурсы, НПК, внеклассные мероприятия.документ Word
Иконка файла материала статья 6.docx
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в ребёнке Каждый   ребенок   по­своему   неповторим,   в   каждом   ­   индивидуальное своеобразие, отличающее его от других.  Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого   ребенка   есть   невидимые   струны.   Если   тронуть   их   умелой   рукой,   они красиво зазвучат».  Поэтому учитель должен быть внимателен к любому проявлению интереса детей к предмету и строить свою работу так, чтобы этот интерес был устойчивым. С   этой   целью   необходимо   продумывать   формы   урока,   использовать развивающие методики, такие, как: проектная деятельность, исследовательские и творческие   задания   в   группах,   самостоятельная   поисковая   деятельность, возможность самоанализа и самокоррекции на уроке. Достаточно серьёзным стимулом для развития интереса учащихся является и активная   внеурочная   деятельность   по   предмету:   олимпиады,   конкурсы,   НПК, внеклассные мероприятия. Так, например, в этом учебном году из 21 уч­ся 6­а класса 12 выбрали предмет «русский язык» в республиканской олимпиаде «Кубок Гагарина», 15 человек стали участниками Международной олимпиады по русскому языку «Кириллица», более половины класса участвовали во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».   Отмечу,   что   к   этим   мероприятиям   привлекались   все   желающие. Любой результат для них был победой.  В этом смысле делить детей на одарённых и неодарённых (обычных), по­моему, нецелесообразно.   Ведь   это   разграничение   не   просто   выделяет   одних,   оно   ещё   и ограничивает желания других проявить себя в чём­либо. Поэтому я стараюсь вовлекать всех ребят в проектную деятельность. Развивая творческое мышление, мы формируем интерес к процессу познания. А широкое   использование   коллективных   форм   познавательной   деятельности   и применение разных видов проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод   проектов)   учит   детей   креативному   мышлению,   способности   к самовыражению. Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в ребёнке За последние три года мои ученики стали участниками двух больших проектов: Проект «Энциклопедия СЛОВА» для учеников 5­6 классов.  Дети   в   группах,   некоторые   ­по   желанию­   индивидуально   создавали   лингво­ культурологический   образ   отдельного   слова,   рассматривая   его   как   концепт   в человеческой жизни. Результатом работы стала открытая защита ребятами своих мини­проектов на итоговом родительском собрании (2013 г. – 5 б класс)   Проект   «Живая   память.   История   школы   в   лицах»   объединил   учеников   из разных классов. Я предложила ученикам провести исследование о тех, кто тесно связан   с   нашей   школой.  Первым   результатом   стал   выпуск   юбилейной   школьной газеты «Моя школа» об учителях­ветеранах труда. Ребята попробовали себя в роли юных корреспондентов.  На втором этапе – выбор тем для исследовательской работы. Самой яркой в 2013   году   стала   работа   Лапина   Никиты   и   Даниленко   Виталия   «Шагнувший   в бессмертие», посвящённая Герою Советского Союза Щербакову П.Ф. В 2014 году эти же ученики провели исследование об одном из наших учителей – фронтовике Кабашурове В.Я. «Простой великий человек». В   этом   году   в   соответствии   с   номинациями   «Щербаковских   чтений»   мы расширили рамки проекта. И вот новое исследование о герое войны Загитове Газие Казыхановиче, выполненное Бикбулатовой Изольдой. Думаю, что данный проект будет интересен всегда. В этом учебном году начали действовать ещё два проекта:  «Живое слово» ­ для учеников 5 класса. У них есть возможность создать свои образцы   актёрского   мастерства,   исполняя   программные   художественные   тексты. (планируется создание мультимедиа­библиотеки) «Портрет литературного героя». Проект, позволяющий глубоко и всесторонне изучить образ героя и показать его в своём представлении. (7 б класс) Часть из этих проектов реализуется на занятиях по внеурочной деятельности, часть – индивидуально. Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в ребёнке   Коллективное, групповое   участие в проектах помогает ребятам преодолеть страх, какие­то индивидуальные психологические комплексы.  Для каждого из них это маленькая победа. Проектная деятельность замечательно выявляет одарённость. Одарённые дети наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Их отличает от остальных ребят исключительная внутренняя мотивированность. Порой испытываешь некое чувство гордости оттого, что у тебя учились и учатся такие дети! За последние пять лет это такие яркие звёздочки, как Филипова Катя (трижды призёр республиканских олимпиад по рус.яз. и литер.), Мустафина Алина (победитель   многих   республиканских   творческих   конкурсов   и   НПК,   призёр   Цыплюк   Виктория   (победитель республиканской   олимпиады   по   рус.яз.),   творческих   конкурсов   разных   уровней,   призёр   республиканской   олимпиады   по литер.). подают большие надежды семиклассники Хакимова Айгуль, Насретдинова Алина, талантлив и ученик 6 класса Машков Валерий… С такими детьми надо заниматься индивидуально. Обязательна система работы. Тогда будет и результат. Важным   элементом   в   работе   с   одарёнными   детьми   является   развитие   их творческих   способностей.   Ребята   участвуют   в   конкурсах   сочинений,   в дистанционных творческих конкурсах, пишут стихи.  Не знаю, вырастут ли из моих учеников поэты, но сейчас для них стихи – это возможность отразить мир и выразить свои чувства. Поэтому никого в классе не удивляет   вопрос   какого­нибудь   ученика:   «А   можно   сочинение   в   стихах написать?»…  Именно стихотворения ребят нередко получают высокую оценку в конкурсах: Так, Исмагилова К. стала лауреатом Всероссийского конкурса, посвящённого Родине. Зиякаев Л., Никитин Д., Насретдинова А. стали победителями конкурса сочинений в рамках районного проекта «Знамя Победы». Хасанова Д., Осипов Д. заняли призовые места в районном конкурсе сочинений, посвящённых Ю.Гагарину.  Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в ребёнке и таких примеров можно привести ещё много.   Понятно, что успех ученика во многом зависит от учителя. Именно   мы,   наставники,   должны   развивать   в   детях   и   познавательные способности, и творческое, креативное мышление, и речевую культуру, в том числе и   трудолюбие,   ответственность,   которые   являются   непременными   спутниками успеха.  Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский