Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Поэтому учитель должен быть внимателен к любому проявлению интереса детей к предмету и строить свою работу так, чтобы этот интерес был устойчивым.
С этой целью необходимо продумывать формы урока, использовать развивающие методики, такие, как: проектная деятельность, исследовательские и творческие задания в группах, самостоятельная поисковая деятельность, возможность самоанализа и самокоррекции на уроке.
Достаточно серьёзным стимулом для развития интереса учащихся является и активная внеурочная деятельность по предмету: олимпиады, конкурсы, НПК, внеклассные мероприятия.документ Word
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в
ребёнке
Каждый ребенок посвоему неповторим, в каждом индивидуальное
своеобразие, отличающее его от других.
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В душе
каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».
Поэтому учитель должен быть внимателен к любому проявлению интереса детей
к предмету и строить свою работу так, чтобы этот интерес был устойчивым.
С этой целью необходимо продумывать формы урока, использовать
развивающие методики, такие, как: проектная деятельность, исследовательские и
творческие задания в группах, самостоятельная поисковая деятельность,
возможность самоанализа и самокоррекции на уроке.
Достаточно серьёзным стимулом для развития интереса учащихся является и
активная внеурочная деятельность по предмету: олимпиады, конкурсы, НПК,
внеклассные мероприятия.
Так, например, в этом учебном году из 21 учся 6а класса 12 выбрали предмет
«русский язык» в республиканской олимпиаде «Кубок Гагарина», 15 человек стали
участниками Международной олимпиады по русскому языку «Кириллица», более
половины класса участвовали во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский
медвежонок». Отмечу, что к этим мероприятиям привлекались все желающие.
Любой результат для них был победой.
В этом смысле делить детей на одарённых и неодарённых (обычных), помоему,
нецелесообразно. Ведь это разграничение не просто выделяет одних, оно ещё и
ограничивает желания других проявить себя в чёмлибо.
Поэтому я стараюсь вовлекать всех ребят в проектную деятельность.
Развивая творческое мышление, мы формируем интерес к процессу познания. А
широкое использование коллективных форм познавательной деятельности и
применение разных видов проблемного обучения (исследовательские, поисковые,
метод проектов) учит детей креативному мышлению, способности к
самовыражению.
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в
ребёнке
За последние три года мои ученики стали участниками двух больших проектов:
Проект «Энциклопедия СЛОВА» для учеников 56 классов.
Дети в группах, некоторые по желанию индивидуально создавали лингво
культурологический образ отдельного слова, рассматривая его как концепт в
человеческой жизни. Результатом работы стала открытая защита ребятами своих
минипроектов на итоговом родительском собрании (2013 г. – 5 б класс)
Проект «Живая память. История школы в лицах» объединил учеников из
разных классов. Я предложила ученикам провести исследование о тех, кто тесно
связан с нашей школой. Первым результатом стал выпуск юбилейной школьной
газеты «Моя школа» об учителяхветеранах труда. Ребята попробовали себя в роли
юных корреспондентов.
На втором этапе – выбор тем для исследовательской работы. Самой яркой в
2013 году стала работа Лапина Никиты и Даниленко Виталия «Шагнувший в
бессмертие», посвящённая Герою Советского Союза Щербакову П.Ф.
В 2014 году эти же ученики провели исследование об одном из наших учителей –
фронтовике Кабашурове В.Я. «Простой великий человек».
В этом году в соответствии с номинациями «Щербаковских чтений» мы
расширили рамки проекта. И вот новое исследование о герое войны Загитове Газие
Казыхановиче, выполненное Бикбулатовой Изольдой.
Думаю, что данный проект будет интересен всегда.
В этом учебном году начали действовать ещё два проекта:
«Живое слово» для учеников 5 класса. У них есть возможность создать свои
образцы актёрского мастерства, исполняя программные художественные тексты.
(планируется создание мультимедиабиблиотеки)
«Портрет литературного героя». Проект, позволяющий глубоко и всесторонне
изучить образ героя и показать его в своём представлении. (7 б класс)
Часть из этих проектов реализуется на занятиях по внеурочной деятельности,
часть – индивидуально.
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в
ребёнке
Коллективное, групповое участие в проектах помогает ребятам преодолеть
страх, какието индивидуальные психологические комплексы.
Для каждого из них это маленькая победа.
Проектная деятельность замечательно выявляет одарённость.
Одарённые дети наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют
в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Их отличает от
остальных ребят исключительная внутренняя мотивированность.
Порой испытываешь некое чувство гордости оттого, что у тебя учились и учатся
такие дети! За последние пять лет это такие яркие звёздочки, как Филипова Катя
(трижды призёр республиканских олимпиад по рус.яз. и литер.), Мустафина Алина
(победитель многих республиканских творческих конкурсов и НПК, призёр
Цыплюк Виктория (победитель
республиканской олимпиады по рус.яз.),
творческих конкурсов разных уровней, призёр республиканской олимпиады по
литер.). подают большие надежды семиклассники Хакимова Айгуль, Насретдинова
Алина, талантлив и ученик 6 класса Машков Валерий…
С такими детьми надо заниматься индивидуально.
Обязательна система работы. Тогда будет и результат.
Важным элементом в работе с одарёнными детьми является развитие их
творческих способностей. Ребята участвуют в конкурсах сочинений, в
дистанционных творческих конкурсах, пишут стихи.
Не знаю, вырастут ли из моих учеников поэты, но сейчас для них стихи – это
возможность отразить мир и выразить свои чувства. Поэтому никого в классе не
удивляет вопрос какогонибудь ученика: «А можно сочинение в стихах
написать?»…
Именно стихотворения ребят нередко получают высокую оценку в конкурсах:
Так, Исмагилова К. стала лауреатом Всероссийского конкурса, посвящённого
Родине. Зиякаев Л., Никитин Д., Насретдинова А. стали победителями конкурса
сочинений в рамках районного проекта «Знамя Победы». Хасанова Д., Осипов Д.
заняли призовые места в районном конкурсе сочинений, посвящённых Ю.Гагарину.
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.РаевскийПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Как развить одарённость в
ребёнке
и таких примеров можно привести ещё много.
Понятно, что успех ученика во многом зависит от учителя.
Именно мы, наставники, должны развивать в детях и познавательные
способности, и творческое, креативное мышление, и речевую культуру, в том числе
и трудолюбие, ответственность, которые являются непременными спутниками
успеха.
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский