Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
06.12.2017
Цель статьи – показать эффективность метода проектов при проведении уроков русского языка и литературы и внеклассной работы. Метод проектов способствует формированию ключевых компетенций, определяющих качество образования.
Метод проектов применяется мной как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности. На уроках формируются навыки поисковой деятельности учеников. Процессу познания способствуют такие виды работы, как анализ текста (определение темы и основной мысли, авторской позиции, ключевых слов, ассоциативных тематических полей), составление вопросов, чтение, создание и анализ таблиц, кластеров, решение лингвистических задач и многие другие задания. Практически любой вид самостоятельной ученической деятельности на уроках русского языка и литературы способствует формированию языковых компетенций и позволяет ученикам почувствовать себя юными исследователями.документ Word
статья 3.docx
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике
учителя-языковеда
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯЯЗЫКОВЕДА
АННОТАЦИЯ
Цель статьи – показать эффективность метода проектов при проведении
уроков русского языка и литературы и внеклассной работы. Метод проектов
способствует формированию ключевых компетенций, определяющих качество
образования.
Ключевые слова:
самореализация.
метод проектов,
поиск,
исследование,
«Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который
нужно зажечь,»– утверждал известный французский писатель эпохи
Ренессанса Франсуа Рабле[1, с.4].
Для современной школы эти слова особенно актуальны: не передавать
готовые знания детям, а научить их учиться, уметь принимать учебную задачу
и находить способы её решения, контролируя при этом свои действия и
оценивая результаты самостоятельного познания – вот важнейшие задачи
педагога. Решая их, школа сможет сформировать ключевые компетенции,
определяющие современное качество содержания образования: целостную
систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности учеников.
Самым эффективным методом для решения этих задач является метод
проектов, при котором обучение происходит в форме совместной
деятельности учителя и учеников, направленной на поиск решения
проблемной ситуации. Этот метод реализует деятельностный подход к
обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности
учеников. В ходе работы над проектом ребята учатся видеть проблему,
формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, наблюдать, классифицировать, проводить эксперимент, делать
выводы, доказывать правильность своих идей.
Метод проектов применяется мной как при проведении уроков, так и во
внеурочной деятельности. На уроках формируются навыки поисковой
деятельности учеников. Процессу познания способствуют такие виды работы,
как анализ текста (определение темы и основной мысли, авторской позиции,
ключевых слов, ассоциативных тематических полей), составление вопросов,
чтение, создание и анализ таблиц, кластеров, решение лингвистических задач
и многие другие задания. Практически любой вид самостоятельной
ученической деятельности на уроках русского языка и литературы
способствует формированию языковых компетенций и позволяет ученикам
почувствовать себя юными исследователями.
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике
учителя-языковеда
Очень интересно проходят уроки, в ходе которых ребята создают мини
проекты. Изучая фразеологизмы, ученики 6 класса создали кластер о
стилистических особенностях этого пласта лексики. На другом уроке,
знакомясь с дополнением, пятиклассники разработали алгоритм его
нахождения в предложении и способы выражения. Любое из полученных на
подобных уроках знаний становится важным, осознанным для ребёнка, потому
что он приобретает его в активном самостоятельном поиске. Искал,
сомневался, пробовал, спорил, доказывал и понимал важность своего труда.
Проектная деятельность в рамках урока повышает интерес к предмету,
делает осознанным процесс познания, развивает исследовательские и
творческие способности учеников.
Обычно проект носит интегрированный характер. На уроках русского
языка мы привлекаем художественные произведения. Так, при изучении
приставок на уроках русского языка в 5 классе ребятам было предложено
поработать с текстом рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Как
оказалось в результате проекта, приставки в этом рассказе выполняли важную
роль в характеристике главных героев. Например, приставка «с» помогла
автору показать мелочность, лицемерие одного из героев в следующих словах:
«съёжился», «сгорбился», «сузился». Это открытие помогло ученикам
взглянуть на приставку как на значимую часть слова.
И, наоборот, при изучении на уроках литературы пушкинской трагедии
«Моцарт и Сальери» ребята обнаружили ряд антонимов, не только
общеязыковых, но и контекстуальных, что подтолкнуло их к более
внимательному прочтению текста и созданию словаря антонимов на основе
лексики трагедии. В результате у ребят вырабатывается самостоятельное,
критическое мышление, умение работать с информацией, делать
обоснованные выводы. Кроме того, они приобретают опыт работы в команде,
где распределяют самостоятельно социальные роли, учатся принимать
решение.
Метод проектов помогает организовать и внеклассную работу. К Году
литературы ученики создали проект «Памятник литературному герою»,
объединив в нём информацию из разных областей знания и собственные
открытия. Интересным для ребят оказался проект «Энциклопедия слова», в
котором они рассматривали привычные слова в необычном для себя
содержании – с лингвокультурологической точки зрения. Работа с разными
видами словарей, Интернетресурсами, с художественными текстами и
произведениями искусства помогла раскрыть глубину смыслового и образного
содержания разных слов. Кроме того, ребята в ходе работы над проектом
познакомились со структурой синквейна и пополнили проект своим
творчеством.
Одним из самых объёмных в моей практике стал краеведческий проект
«История района в лицах», который объединил литературу и историю. Идея
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике
учителя-языковеда
этого проекта зародилась лет пять назад, когда мы с учениками посетили
школьный музей и увидели экспозицию, посвящённую выпускнику нашей
школы, Герою Советского Союза Щербакову П.Ф. Общие сведения о герое
легли в основу проекта. Ребята изучили архивные документы, прочитали
книгу о Щербакове, познакомились с его сестрой, проживающей ныне в
Казахстане, взяли у неё интервью и создали творческий проект, в который
вошли научноисследовательская работа, стихотворение «Баллада о герое»,
творческая работа «Я вернусь (письма с фронта)» и документальный фильм
«Шагнувший в бессмертие». Отрадно осознавать, что этот совместный труд
учителя и учеников стал достоянием школы, района и даже республики.
Ежегодно на открытии республиканской научнопрактической конференции
«Щербаковские чтения», которая проводится в нашей школе, показывают
фильм, созданный моими учениками об этом человеке.
Отмечу лишь, что продолжением проекта стали ещё несколько работ.
Это исследование о жизни замечательного учителя, ветерана Великой
Отечественной войны, Кабашурова В.Я., результатом которого стала научно
исследовательская работа и документальный фильм «Простой великий
человек». Это научноисследовательская работа о мало известном поэте,
нашем земляке Ш.Анаке «Философия жизни Шамиля Анака», создание
мультимедийного литературного путеводителя «По анаковским местам»,
документального фильма «На родине Ш.Анака». Это исследование жизни и
творчества известного литературоведа, профессора, нашего земляка
Карпухина И.Е. «И жизнь моя, как вечная страда» и создание одноимённого
фильма о нём. Замечательным стало исследование о героеземляке, погибшем
на подводной лодке «Курск». Итогом этой работы стала презентация и
литературномузыкальная композиция «Есть такая профессия – родину
защищать». Одной из самых ярких страниц проекта «История района в лицах»
стало исследование «Он был первым», посвящённое Г.К.Загитову, забытому
герою Великой Отечественной войны, который одним из первых поднял Знамя
Победы над рейхстагом. Фильм о нём всколыхнул общественность, и теперь в
честь Загитова планируется назвать улицу в столице нашей республики – Уфе.
Многие работы моих учеников стали завершёнными научными
исследованиями и получили достойную оценку на республиканских и
российских научнопрактических конференциях.
Важно в этой работе то, что проектная деятельность охватывает не
только предметную область, но и затрагивает социально значимые проблемы.
Думаю, если учителю удастся заинтересовать учеников в рассмотрении
определённой темы или проблемы, если он (учитель) даст правильное
направление ученической поисковой деятельности, то результат не заставит
себя ждать. Метод проектов не только формирует определённые умения, но и
доказывать свою
даёт
возможность ученикам самореализоваться,
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике
учителя-языковеда
самодостаточность, развивает способность к серьёзным самостоятельным
действиям.
Использованная литература:
1. Франсуа Рабле. Цитаты. https://www.livelib.ru/author/14274/quotes
Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский
Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.