Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Оценка 4.8

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
06.12.2017
Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Цель статьи – показать эффективность метода проектов при проведении уроков русского языка и литературы и внеклассной работы. Метод проектов способствует формированию ключевых компетенций, определяющих качество образования. Метод проектов применяется мной как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности. На уроках формируются навыки поисковой деятельности учеников. Процессу познания способствуют такие виды работы, как анализ текста (определение темы и основной мысли, авторской позиции, ключевых слов, ассоциативных тематических полей), составление вопросов, чтение, создание и анализ таблиц, кластеров, решение лингвистических задач и многие другие задания. Практически любой вид самостоятельной ученической деятельности на уроках русского языка и литературы способствует формированию языковых компетенций и позволяет ученикам почувствовать себя юными исследователями.документ Word
статья 3.docx
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике учителя-языковеда МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ­ЯЗЫКОВЕДА АННОТАЦИЯ Цель статьи – показать эффективность метода проектов при проведении уроков русского языка и литературы и внеклассной работы. Метод проектов способствует формированию ключевых компетенций, определяющих качество образования. Ключевые   слова: самореализация.  метод   проектов,   поиск,   исследование, «Ребёнок   –   это   не   сосуд,   который   надо   заполнить,   а  факел,   который нужно   зажечь,»–   утверждал   известный   французский   писатель   эпохи Ренессанса Франсуа Рабле[1, с.4]. Для современной школы эти слова особенно актуальны: не передавать готовые знания детям, а научить их учиться, уметь принимать учебную задачу и   находить   способы   её   решения,   контролируя   при   этом   свои   действия   и оценивая   результаты   самостоятельного   познания   –   вот   важнейшие   задачи педагога.   Решая   их,  школа   сможет   сформировать   ключевые   компетенции, определяющие   современное   качество   содержания   образования:   целостную систему   знаний,   умений,   а   также   опыт   самостоятельной   деятельности   и личной ответственности учеников.  Самым эффективным методом для решения этих задач является метод проектов,   при   котором   обучение   происходит   в   форме   совместной деятельности   учителя   и   учеников,   направленной   на   поиск   решения проблемной   ситуации.   Этот   метод   реализует   деятельностный   подход   к обучению,   поскольку   обучение   происходит   в   процессе   деятельности учеников.   В   ходе   работы   над   проектом   ребята   учатся   видеть   проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,   наблюдать,   классифицировать,   проводить   эксперимент,   делать выводы, доказывать правильность своих идей.  Метод проектов применяется мной как при проведении уроков, так и во внеурочной   деятельности.   На   уроках   формируются   навыки   поисковой деятельности учеников. Процессу познания способствуют такие виды работы, как анализ текста (определение темы и основной мысли, авторской позиции, ключевых слов, ассоциативных тематических полей), составление вопросов, чтение, создание и анализ таблиц, кластеров, решение лингвистических задач и   многие   другие   задания.   Практически   любой   вид   самостоятельной ученической   деятельности   на   уроках   русского   языка   и   литературы способствует формированию языковых компетенций   и позволяет ученикам почувствовать себя юными исследователями. Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике учителя-языковеда Очень интересно проходят уроки, в ходе которых ребята создают мини­ проекты.   Изучая   фразеологизмы,   ученики   6   класса   создали   кластер   о стилистических   особенностях   этого   пласта   лексики.   На   другом   уроке, знакомясь   с   дополнением,   пятиклассники   разработали   алгоритм   его нахождения в предложении и способы выражения. Любое из полученных на подобных уроках знаний становится важным, осознанным для ребёнка, потому что   он   приобретает   его   в   активном   самостоятельном   поиске.   Искал, сомневался, пробовал, спорил, доказывал и понимал важность своего труда.  Проектная деятельность в рамках урока повышает интерес к предмету, делает   осознанным   процесс   познания,   развивает   исследовательские   и творческие способности учеников.  Обычно  проект  носит  интегрированный   характер.  На   уроках  русского языка   мы   привлекаем   художественные   произведения.   Так,   при   изучении приставок на уроках русского языка в 5 классе ребятам было предложено поработать   с   текстом   рассказа   А.П.Чехова   «Толстый   и   тонкий».   Как оказалось в результате проекта, приставки в этом рассказе выполняли важную роль  в характеристике  главных  героев. Например, приставка  «с­» помогла автору показать мелочность, лицемерие одного из героев в следующих словах: «съёжился»,   «сгорбился»,   «сузился».   Это   открытие   помогло   ученикам взглянуть на приставку как на значимую часть слова. И, наоборот, при изучении на уроках литературы пушкинской трагедии «Моцарт   и   Сальери»   ребята   обнаружили   ряд   антонимов,   не   только общеязыковых,   но   и   контекстуальных,   что   подтолкнуло   их   к   более внимательному прочтению текста и созданию словаря антонимов на основе лексики   трагедии.   В   результате   у   ребят   вырабатывается   самостоятельное, критическое   мышление,   умение   работать   с   информацией,   делать обоснованные выводы. Кроме того, они приобретают опыт работы в команде, где   распределяют   самостоятельно   социальные   роли,   учатся   принимать решение. Метод проектов помогает организовать и внеклассную работу. К Году литературы   ученики   создали   проект   «Памятник   литературному   герою», объединив   в   нём   информацию   из   разных   областей   знания   и   собственные открытия. Интересным для ребят оказался проект «Энциклопедия слова», в котором   они   рассматривали   привычные   слова   в   необычном   для   себя содержании – с лингвокультурологической точки зрения. Работа с разными видами   словарей,   Интернет­ресурсами,   с   художественными   текстами   и произведениями искусства помогла раскрыть глубину смыслового и образного содержания разных слов. Кроме того, ребята в ходе работы над проектом познакомились   со   структурой   синквейна   и   пополнили   проект   своим творчеством.   Одним из самых объёмных в моей практике стал краеведческий проект «История района в лицах», который объединил литературу и историю. Идея Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике учителя-языковеда этого  проекта  зародилась  лет  пять  назад,  когда  мы  с учениками посетили школьный   музей   и   увидели   экспозицию,   посвящённую   выпускнику   нашей школы, Герою Советского Союза Щербакову П.Ф. Общие сведения о герое легли   в   основу   проекта.   Ребята   изучили   архивные   документы,   прочитали книгу   о   Щербакове,   познакомились   с   его   сестрой,   проживающей   ныне   в Казахстане, взяли у неё интервью и создали творческий проект, в который вошли научно­исследовательская   работа, стихотворение «Баллада о герое», творческая работа «Я вернусь (письма с фронта)» и документальный фильм «Шагнувший в бессмертие». Отрадно осознавать, что этот совместный труд учителя   и   учеников   стал   достоянием   школы,   района   и   даже   республики. Ежегодно на открытии республиканской научно­практической конференции «Щербаковские   чтения»,   которая   проводится   в   нашей   школе,   показывают фильм, созданный моими учениками об этом человеке. Отмечу лишь, что продолжением  проекта стали  ещё  несколько  работ. Это   исследование   о   жизни   замечательного   учителя,   ветерана   Великой Отечественной войны, Кабашурова В.Я., результатом которого стала научно­ исследовательская   работа   и   документальный   фильм   «Простой   великий человек».     Это   научно­исследовательская   работа   о   мало   известном   поэте, нашем   земляке     Ш.Анаке   «Философия   жизни   Шамиля   Анака»,   создание мультимедийного   литературного   путеводителя   «По   анаковским   местам», документального фильма «На родине Ш.Анака». Это исследование жизни и творчества   известного   литературоведа,   профессора,   нашего   земляка Карпухина И.Е. «И жизнь моя, как вечная страда» и создание одноимённого фильма о нём. Замечательным стало исследование о герое­земляке, погибшем на   подводной   лодке   «Курск».   Итогом   этой   работы   стала   презентация   и литературно­музыкальная   композиция   «Есть   такая   профессия   –   родину защищать». Одной из самых ярких страниц проекта «История района в лицах» стало исследование «Он был первым», посвящённое Г.К.Загитову, забытому герою Великой Отечественной войны, который одним из первых поднял Знамя Победы над рейхстагом. Фильм о нём всколыхнул общественность, и теперь в честь Загитова планируется назвать улицу в столице нашей республики – Уфе. Многие   работы   моих   учеников   стали   завершёнными   научными исследованиями   и   получили   достойную   оценку   на   республиканских   и российских научно­практических конференциях.  Важно   в   этой   работе   то,   что   проектная   деятельность   охватывает   не только предметную область, но и затрагивает социально значимые проблемы. Думаю,   если   учителю   удастся   заинтересовать   учеников   в   рассмотрении определённой   темы   или   проблемы,   если   он   (учитель)   даст   правильное направление ученической поисковой деятельности, то результат не заставит себя ждать. Метод проектов не только формирует определённые умения, но и   доказывать   свою даёт  возможность   ученикам   самореализоваться, Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Метод проектов в практике учителя-языковеда самодостаточность,  развивает    способность   к   серьёзным   самостоятельным действиям.  Использованная литература: 1. Франсуа Рабле. Цитаты. https://www.livelib.ru/author/14274/quotes Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"

Статья "Метод проектов в практике учителя-языковеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017