СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"
Оценка 4.8

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
русская литература
Взрослым
19.12.2017
СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"
Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО.
Статья Межпредметные связи в учебном процессе.doc
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Т.В. Самоварова Новочебоксарский политехнический техникум Минобразования Чувашии, г. Новочебоксарск Существующая система профессионального обучения отражает традиционно сложившееся   в   науке   разделение   предметных   областей   на  общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. При   этом   традиционная   модель профессионального   образования уже   не удовлетворяет новым требованиям времени, становится актуальным формирование у   студентов   единой   научной   картины   мира,   целостного   представления   о   нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Сегодня учебная   программа построена   так,   что   преподается,   как   правило, только «свой» предмет. В лучшем случае можно видеть интеграцию родственных предметов,   и   исключительно   в   редких   случаях   два   преподавателя,   ведущих совершенно различные предметы, сотрудничают на одном занятии. Межпредметные   связи   в   процессе   обучения   являются   конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.  Эти   связи   играют  важную   роль  в  повышении   практической  и  научно­ теоретической подготовки обучающихся.  Рассмотрим понятие «межпредметные связи». В широком   смысле слова:  Межпредметные   связи   есть   основополагающий   принцип   дидактики, способствующий   координации   и   систематизации   учебного   материала, формирующий   у   учащихся   общенаучные   (общепредметные)   знания,   умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через   систему   нормативных   функций   и   общих   методов   познания   природы совместными усилиями преподавателей различных предметов. В узком ( предметном) смысле слова:  Межпредметные   связи     выполняющий интегративную   и   дифференцированную   функции   в   процессе   преподавания конкретного   предмета   и   выступающий   в   качестве   средства   объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. есть   принцип   дидактики, Особое   значение   приобретают   межпредметные   связи   в   системе  профессионального   образования,   где   учебный   и   познавательный   процесс   должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Можно выделить три  модели межпредметных связей: 1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины; 2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины; 3) спецдисциплины – спецдисциплины.  1 Системное   применение   межпредметных   связей   общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает   развивать   навыки   использования   потенциальных   знаний   в   прикладных дисциплинах. Как   показывает   практика   работы,   межпредметные   связи   осуществляются преподавателями: на отдельных занятиях (эпизодические) ­ первый уровень; в системе занятий  (частно­системные) ­ второй уровень; постоянно (системные) ­ третий уровень.    Третий   уровень   наиболее   оптимален   и   эффективен,   так   как   очень   важно, чтобы студенты видели в работе преподавателя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения. Выделяются   следующие   уровни   организации   учебного   процесса   на   основе междисциплинарных связей:   урочный (обобщающие уроки, учебные темы); тематический   ­   вся   система   занятий   учебной   темы   подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами);  сквозной   ­   система   занятий,   охватывающих   несколько   учебных   тем разных курсов;   внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах); межцикловой   (разные   дисциплины   =   общие   темы   =   дополняют   друг друга) ­ конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы. Применительно к учебной дисциплине «литература» можно говорить о трех видах интеграции.  Первый представляет   собой   разработку   единых   универсальных   курсов, включающих   такие   предметы   гуманитарного   цикла,   как   литература,   русская   и чувашская, русский язык, логика, этика, мировая художественная культура. Второй тип интеграции ­ установление на уроках литературы взаимосвязи с другими   гуманитарными   предметами   (русским   языком,   историей,   мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета. Третий   тип   интеграции  ­   в  ней   литературные   темы   представлены   в сопровождении   разнообразных   явлений   художественной   жизни,   позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают студентам представление о разных способах   изображения   в   искусстве   человека   и   мира,   расширяют   знания   о художественных школах и направлениях. 2 Содержание и основные направления осуществления межпредметных связей  в учреждениях СПО можно представить в  виде следующей системы: 1. Средства, при помощи которых осуществляются межпредметные связи: а) сетевое планирование учебного процесса; б) перспективно­тематическое  планирование; в) составление графиков взаимосвязи учебных дисциплин, производственного обучения; г) группировка дисциплин в циклах. 2. Основные направления в осуществлении межпредметных связей: а) разработка карточек­заданий; б) изготовление наглядных пособий по межпредметным связям; в)   разработка   комплексных   заданий   для   прохождения   производственного обучения и практики. 3. Пути и формы  осуществления  межпредметных связей: а) различные типы занятий; б) кружки технического творчества; в) комплексные  экскурсии; г) технические конференции, проводимые по новым технологиям, а также  групповые собрания по итогам производственной практики. Применение   межпредметных общеобразовательными   способствует конкурентоспособных на рынке труда.  подготовке       специальными, дисциплинами   и   производственным   обучением специалистов, высококвалифицированных   между   связей   При   изложении   темы   преподавателю   необходимо   рационально   отбирать учебный   материал,   опираясь   на   основопологающие   законы   и   теории   других предметов и дисциплин.  Для   достижения   цели   урока   преподаватель   может   использовать   не   только свои   профессиональные,  теоретические   и  практические   знания,  но  и  жизненный опыт. Исходя из вышеизложенного, можно понять  важность межпредметной связи в формировании   знаний  студента.  Каким   образом   на  практике   достичь   желаемого результата используя межпредметные  связи? Рассмотрим виды занятий с целью использования межпредметных связей. 1) бинарное   занятие ­   учебное   занятие,   объединяющее   содержание   двух предметов   одного   цикла   (или   образовательной   области)   в   одном   уроке. Особенностью такого занятия является то, что изложение, исследование проблемы одного   предмета   находит   продолжение   в   другом.   При   бинарном   занятии межпредметные   связи   реализуются   в   процессе   преподавания   дисциплин   одной образовательной   области,   одна   и   та   же   тема   рассматривается   сразу   двумя дисциплинами любого блока.  3 2) интегрированное занятие ­  учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается   с   различных   точек   зрения,   средствами   нескольких   предметов (курсов). Ведут его два или даже несколько преподавателей. При   проведении   интегрированного   занятия   тема   по   одной   дисциплине дополняется знаниями из другой дисциплины, но по теме, которая, опираясь на предыдущие знания,  дает более широкое познавательное формирование.  3) межпредметное   занятие   –   эта   форма   занятий,   при   которой   изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других дисциплин, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких дисциплин, которые   разделены   по   времени  (семестры,  курсы).  Межпредметное   занятие,   как правило, ведет один преподаватель. 4) производственная практика. Не надо забывать, что большую роль играют спецпредметы   и   производственное   обучение.   Когда   теория   и   профессиональная практика ведутся в параллели это не что иное, как межпредметная связь. Межпредметные связи позволяют: 1) развивать у студентов навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных  дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин; 2)   оптимизировать   учебный   процесс,   используя   элементы   современных педагогических и информационных технологий;                                  3) преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;            4)   создавать   возможности   для   интеграции   наук,   необходимых   в   будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере.    Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа мастеров   и   преподавателей   по   реализации   межпредметных   связей   должна   быть направлена на  создание  у  обучающихся продуктивной,  единой  по  содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать   всю   сумму   накопленных   ими   знаний   при   изучении   любого теоретического или практического вопроса.  Литература: 1. Гозман Т. М. Интеграция образовательного процесса.­ Барнаул, 2006. 2. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования. // Наука и школа. ­  2002. ­  № 2. 3. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. ­ 1997. ­  № 4. Кожаринов М. Г. Типы межпредметных связей. ­ М., 2010. 4. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для  учителя. ­ М., 2012. 5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно­воспитательном процессе: Учебное пособие к  спецкурсу. ­ Л., 2011. 6.   Коложвари   И.   Сеченикова   Л.   Как   организовать   интегрированный   урок?   //   Народное образование. ­ 1996. ­ № 1. 4

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

СТАТЬЯ "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017