Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Оценка 4.7

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
11.11.2019
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"
В статье приводится пример организации работы с родителями в рамках реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в МБДОУ. Прописаны основные принципы работы с семьей. Приведены примеры четырех этапов построения партнерских отношений с родителями воспитанников. Системная целенаправленная работа с родителями дает свои результаты.
модель взаимодействия с родителями.docx
Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы. В   современной   системе   дошкольного   образования   сегодня   имеется мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь лежит   через   образовательное   пространство   –   плодотворное   поле,   которое гармонично   объединяет   различные   направления   и   области,   помогающие каждому   ребёнку   открыть   для   себя   окружающий   мир.   Образовательная программа дошкольного образования, разработанная на  основе технологии и системы   дидактических   принципов   деятельностного   метода,   позволяет естественным   образом   в   процессе   основных   видов   детской   деятельности открыть   ребёнку   основные   законы   окружающего   мира.   Эта   программа предлагает объединить педагогов, детей и родителей в единое Сообщество, Содружество,   поскольку   только   вместе   с   семьёй   можно   идти   по   столь сложному   пути,   как   образование   детей,   и   только   вместе   можно   добиться желаемых результатов. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она   не   решается   совместно   с   семьёй,   если   в   ДОУ   не   создано   единое воспитательно­образовательное   пространство   «родители   –   дети   – воспитатели». Программа предусматривает взаимопомощь, содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого.    Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание единого   пространства  «семья  –  детский   сад»,  в  котором   всем   участникам педагогического  процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: ­ расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ ­ установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника ­   создать   атмосферу   сотрудничества,   взаимопонимания   и   доверия   между всеми участниками педагогического процесса ­   активизировать   и   обогащать   воспитательные   умения   родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно  выделить 7 принципов: 1.Принцип деятельности  – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются   в   совместный   с   ДОУ   воспитательно­образовательный   процесс (использование нетрадиционных форм работы) 2.Принцип   психологической   комфортности  предполагает   снятие   всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы   родителей  (уважение,  конфиденциальность,  стремление   к   диалогу, внимательность, неторопливость). Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы. В   современной   системе   дошкольного   образования   сегодня   имеется мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь лежит   через   образовательное   пространство   –   плодотворное   поле,   которое гармонично   объединяет   различные   направления   и   области,   помогающие каждому   ребёнку   открыть   для   себя   окружающий   мир.   Образовательная программа дошкольного образования, разработанная на  основе технологии и системы   дидактических   принципов   деятельностного   метода,   позволяет естественным   образом   в   процессе   основных   видов   детской   деятельности открыть   ребёнку   основные   законы   окружающего   мира.   Эта   программа предлагает объединить педагогов, детей и родителей в единое Сообщество, Содружество,   поскольку   только   вместе   с   семьёй   можно   идти   по   столь сложному   пути,   как   образование   детей,   и   только   вместе   можно   добиться желаемых результатов. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она   не   решается   совместно   с   семьёй,   если   в   ДОУ   не   создано   единое воспитательно­образовательное   пространство   «родители   –   дети   – воспитатели». Программа предусматривает взаимопомощь, содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого.    Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание единого   пространства  «семья  –  детский   сад»,  в  котором   всем   участникам педагогического  процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: ­ расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ ­ установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника ­   создать   атмосферу   сотрудничества,   взаимопонимания   и   доверия   между всеми участниками педагогического процесса ­   активизировать   и   обогащать   воспитательные   умения   родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно  выделить 7 принципов: 1.Принцип деятельности  – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются   в   совместный   с   ДОУ   воспитательно­образовательный   процесс (использование нетрадиционных форм работы) 2.Принцип   психологической   комфортности  предполагает   снятие   всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы   родителей  (уважение,  конфиденциальность,  стремление   к   диалогу, внимательность, неторопливость). 3.Принцип   целостности  означает,   что   у   родителей   должно   быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста. 4.Принцип   индивидуальности  –   обеспечивает   индивидуальный   подход   к каждой семье.  5.  Принцип творчества  означает максимальную ориентацию на творческое начало,   приобретение   родителями   собственного   опыта   социальной активности. 6. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм   участия   и   степени   включённости   в   воспитательно­образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут   стать   эффективными   только   в   том   случае,   если   удалось   найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. 7. Принцип непрерывности ­  это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему. Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу: она   воспитывается   так   же,  как   и   любое   качество   личности.  В  построении партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа. Первый   этап  включает   в   себя   два   важных   направления   –   изучение   и информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи, который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой   семьи.   В   нашем   детском   саду   используется   «Социальный   паспорт семьи». Он помогает узнать о жилищно­бытовых условиях проживания семьи, её   материальном   положении,   помогает   выявить   «проблемное   поле»   семьи. Результаты   заполнения   конфиденциальны.   Условием   заполнения   паспорта является   согласие   родителя,   создание   благоприятной   и   комфортной обстановки во время беседы.    Информирование  может   реализовываться   через   различные   формы взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные  методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки­передвижки и т.д). Грамотное информирование   родителей   на   первом   этапе   определяет   эффективность повышения   уровня   мотивации   к   совместной   деятельности   (в   2013году состоялось   общее   родительское   собрание   на   тему:   «Знакомство   с образовательной     программой   «Мир   открытий»».   Родители   узнали,   какие необходимо приобрести пособия для работы с детьми.  Второй   этап  включает   в   себя   три   направления:   просвещение, консультирование,   обучение.   Смысл   работы   на   данном   этапе   связан   с привлечением   родителей   к   ДОУ,   превращением   их   в   единомышленников. Формы   работы   на   данном   этапе   могут   быть   самыми   разными:   собрания, семинары,   тренинги,   вечера   вопросов   и   ответов,   «круглые   столы»,   дни «открытых   дверей»,   педагогические   гостиные,   консультации   и   другое. Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии ребёнка. 3.Принцип   целостности  означает,   что   у   родителей   должно   быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста. 4.Принцип   индивидуальности  –   обеспечивает   индивидуальный   подход   к каждой семье.  5.  Принцип творчества  означает максимальную ориентацию на творческое начало,   приобретение   родителями   собственного   опыта   социальной активности. 6. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм   участия   и   степени   включённости   в   воспитательно­образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут   стать   эффективными   только   в   том   случае,   если   удалось   найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. 7. Принцип непрерывности ­  это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему. Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу: она   воспитывается   так   же,  как   и   любое   качество   личности.  В  построении партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа. Первый   этап  включает   в   себя   два   важных   направления   –   изучение   и информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи, который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой   семьи.   В   нашем   детском   саду   используется   «Социальный   паспорт семьи». Он помогает узнать о жилищно­бытовых условиях проживания семьи, её   материальном   положении,   помогает   выявить   «проблемное   поле»   семьи. Результаты   заполнения   конфиденциальны.   Условием   заполнения   паспорта является   согласие   родителя,   создание   благоприятной   и   комфортной обстановки во время беседы.    Информирование  может   реализовываться   через   различные   формы взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные  методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки­передвижки и т.д). Грамотное информирование   родителей   на   первом   этапе   определяет   эффективность повышения   уровня   мотивации   к   совместной   деятельности   (в   2013году состоялось   общее   родительское   собрание   на   тему:   «Знакомство   с образовательной     программой   «Мир   открытий»».   Родители   узнали,   какие необходимо приобрести пособия для работы с детьми.  Второй   этап  включает   в   себя   три   направления:   просвещение, консультирование,   обучение.   Смысл   работы   на   данном   этапе   связан   с привлечением   родителей   к   ДОУ,   превращением   их   в   единомышленников. Формы   работы   на   данном   этапе   могут   быть   самыми   разными:   собрания, семинары,   тренинги,   вечера   вопросов   и   ответов,   «круглые   столы»,   дни «открытых   дверей»,   педагогические   гостиные,   консультации   и   другое. Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии ребёнка. В   детском   саду   используются   следующие   формы   вовлечения   родителей   в совместный воспитательный процесс: ­ Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать родителей   об   этом   нужно   заблаговременно.   В   течение   года   традиционно проводятся   открытые   показы   для   педагогов   своего   детского   сада,   для педагогов района, для родителей.  ­   «Круглые столы»  способствуют формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность   ДОУ.   Совершенствуют   качество   работы   дошкольного образования   при   взаимодействии   с   родителями.   Темы   «круглых   столов» могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с родителями»,   «Воспитание   самостоятельности   и   усидчивости   в   работе   с тетрадями по выполнению домашних заданий» и др. ­ Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. Работая по программе «ИГРАЛОЧКА»   необходимы   тетради,   которые   помогают   не   только подготовить   ребенка   к   школе,   но   и   научиться   вместе   с   ним   преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его   заинтересованным   участником.   Важно,   чтобы   воспитатель   объяснил родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как следует   ее   организовать.   С   этой   целью   в   течение   года   проводятся индивидуальные   консультации,   родители   посещают   непосредственно образовательную   деятельность.   Для   осуществления   обратной   связи   в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса. ­   Информирование   родителей   об   актуальных   событиях   и   мероприятиях   в детском саду. Размещаются   советы для родителей «Работаем в тетрадях», которые   помогут   им   методически   грамотно   построить   беседу   со   своим ребенком.  В начале года организуются родительские собрания, где родители  сами принимают участие в образовательных ситуациях.  Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной деятельности являются:  досуговые   мероприятия,   в   которых   участвуют   и   воспитатели,   и   дети,   и родители;   (с   целью   создания     атмосферы   общности   интересов   детей, родителей, коллектива в реализации  задач программы). ­   ­   знакомство родителей с игровыми приёмами программы «Игралочка» ­     детско­родительские проекты, которые могут проводиться в течение всего года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.). Ведется В   детском   саду   используются   следующие   формы   вовлечения   родителей   в совместный воспитательный процесс: ­ Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать родителей   об   этом   нужно   заблаговременно.   В   течение   года   традиционно проводятся   открытые   показы   для   педагогов   своего   детского   сада,   для педагогов района, для родителей.  ­   «Круглые столы»  способствуют формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность   ДОУ.   Совершенствуют   качество   работы   дошкольного образования   при   взаимодействии   с   родителями.   Темы   «круглых   столов» могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с родителями»,   «Воспитание   самостоятельности   и   усидчивости   в   работе   с тетрадями по выполнению домашних заданий» и др. ­ Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. Работая по программе «ИГРАЛОЧКА»   необходимы   тетради,   которые   помогают   не   только подготовить   ребенка   к   школе,   но   и   научиться   вместе   с   ним   преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его   заинтересованным   участником.   Важно,   чтобы   воспитатель   объяснил родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как следует   ее   организовать.   С   этой   целью   в   течение   года   проводятся индивидуальные   консультации,   родители   посещают   непосредственно образовательную   деятельность.   Для   осуществления   обратной   связи   в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса. ­   Информирование   родителей   об   актуальных   событиях   и   мероприятиях   в детском саду. Размещаются   советы для родителей «Работаем в тетрадях», которые   помогут   им   методически   грамотно   построить   беседу   со   своим ребенком.  В начале года организуются родительские собрания, где родители  сами принимают участие в образовательных ситуациях.  Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной деятельности являются:  досуговые   мероприятия,   в   которых   участвуют   и   воспитатели,   и   дети,   и родители;   (с   целью   создания     атмосферы   общности   интересов   детей, родителей, коллектива в реализации  задач программы). ­   ­   знакомство родителей с игровыми приёмами программы «Игралочка» ­     детско­родительские проекты, которые могут проводиться в течение всего года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.). Ведется ­ совместная работа с родителями по обустройству участков детского сада. Все семьи воспитанников приняли активное участие в данном строительстве. Итог – красивые веранды, различные постройки на участках д/сада. ­  создание   управляющего   совета   ДОУ.    На   этапе   становления   партнёрских отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с родителями   является   создание   Управляющего   совета.   Управляющий   совет ДОУ   является   коллегиальным   органом   самоуправления,   постоянно  действующим   на   общественных   началах   при   ДОУ.   Управляющий   совет позволяет   сделать   взаимодействие   родителей   и   детского   сада   более системным.   Непосредственная   вовлеченность   в   вопросы   управления учреждением,   которые   стоят   перед администрацией.   Родители   получают   возможность   обращаться   в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и   администрацией   детского   сада.   Совет   выполняет   роль   согласования различных интересов и мнений.    знакомство   с   проблемами, Программа  позволяет не только ребёнку открывать мир, самого себя; но и родителю открывать себя, свои возможности, открывать внутренний мир своего   ребёнка.   Системная   целенаправленная   работа   с   родителями   на дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не только   детей,   но   и   самих   родителей,   которым   предстоит   заключать общественный договор, в качестве равноправных партнёров. Таким   образом,   работа   с   семьёй   в   рамках   реализации общеобразовательной   программы   способствует   саморазвитию   родителей, созданию условий для их самореализации их родительского потенциала. ­ совместная работа с родителями по обустройству участков детского сада. Все семьи воспитанников приняли активное участие в данном строительстве. Итог – красивые веранды, различные постройки на участках д/сада. ­  создание   управляющего   совета   ДОУ.    На   этапе   становления   партнёрских отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с родителями   является   создание   Управляющего   совета.   Управляющий   совет ДОУ   является   коллегиальным   органом   самоуправления,   постоянно  действующим   на   общественных   началах   при   ДОУ.   Управляющий   совет позволяет   сделать   взаимодействие   родителей   и   детского   сада   более системным.   Непосредственная   вовлеченность   в   вопросы   управления учреждением,   которые   стоят   перед администрацией.   Родители   получают   возможность   обращаться   в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и   администрацией   детского   сада.   Совет   выполняет   роль   согласования различных интересов и мнений.    знакомство   с   проблемами, Программа  позволяет не только ребёнку открывать мир, самого себя; но и родителю открывать себя, свои возможности, открывать внутренний мир своего   ребёнка.   Системная   целенаправленная   работа   с   родителями   на дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не только   детей,   но   и   самих   родителей,   которым   предстоит   заключать общественный договор, в качестве равноправных партнёров. Таким   образом,   работа   с   семьёй   в   рамках   реализации общеобразовательной   программы   способствует   саморазвитию   родителей, созданию условий для их самореализации их родительского потенциала.

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"

Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников  при реализации  общеобразовательной программы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019