Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
11.11.2019
В статье приводится пример организации работы с родителями в рамках реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в МБДОУ. Прописаны основные принципы работы с семьей. Приведены примеры четырех этапов построения партнерских отношений с родителями воспитанников. Системная целенаправленная работа с родителями дает свои результаты.
модель взаимодействия с родителями.docx
Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями
воспитанников при реализации общеобразовательной программы.
В современной системе дошкольного образования сегодня имеется
мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на
словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь
лежит через образовательное пространство – плодотворное поле, которое
гармонично объединяет различные направления и области, помогающие
каждому ребёнку открыть для себя окружающий мир. Образовательная
программа дошкольного образования, разработанная на основе технологии и
системы дидактических принципов деятельностного метода, позволяет
естественным образом в процессе основных видов детской деятельности
открыть ребёнку основные законы окружающего мира. Эта программа
предлагает объединить педагогов, детей и родителей в единое Сообщество,
Содружество, поскольку только вместе с семьёй можно идти по столь
сложному пути, как образование детей, и только вместе можно добиться
желаемых результатов.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна
даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если
она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое
воспитательнообразовательное пространство «родители – дети –
воспитатели». Программа предусматривает взаимопомощь, содействие друг
другу, учёт возможностей и интересов каждого.
Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание
единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам
педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника
создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между
всеми участниками педагогического процесса
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно
выделить 7 принципов:
1.Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно
включаются в совместный с ДОУ воспитательнообразовательный процесс
(использование нетрадиционных форм работы)
2.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи,
запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу,
внимательность, неторопливость). Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями
воспитанников при реализации общеобразовательной программы.
В современной системе дошкольного образования сегодня имеется
мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на
словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь
лежит через образовательное пространство – плодотворное поле, которое
гармонично объединяет различные направления и области, помогающие
каждому ребёнку открыть для себя окружающий мир. Образовательная
программа дошкольного образования, разработанная на основе технологии и
системы дидактических принципов деятельностного метода, позволяет
естественным образом в процессе основных видов детской деятельности
открыть ребёнку основные законы окружающего мира. Эта программа
предлагает объединить педагогов, детей и родителей в единое Сообщество,
Содружество, поскольку только вместе с семьёй можно идти по столь
сложному пути, как образование детей, и только вместе можно добиться
желаемых результатов.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна
даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если
она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое
воспитательнообразовательное пространство «родители – дети –
воспитатели». Программа предусматривает взаимопомощь, содействие друг
другу, учёт возможностей и интересов каждого.
Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание
единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам
педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника
создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между
всеми участниками педагогического процесса
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно
выделить 7 принципов:
1.Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно
включаются в совместный с ДОУ воспитательнообразовательный процесс
(использование нетрадиционных форм работы)
2.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи,
запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу,
внимательность, неторопливость). 3.Принцип целостности означает, что у родителей должно быть
сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень
важно понимать, что может ребёнок данного возраста.
4.Принцип индивидуальности – обеспечивает индивидуальный подход к
каждой семье.
5. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое
начало,
приобретение родителями собственного опыта социальной
активности.
6. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора
форм участия и степени включённости в воспитательнообразовательный
процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы
могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти
индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
7. Принцип непрерывности это единство педагогов и родителей в подходах
к ребёнку, в требования к нему.
Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу:
она воспитывается так же, как и любое качество личности. В построении
партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа.
Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и
информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи,
который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях
каждой семьи. В нашем детском саду используется «Социальный паспорт
семьи». Он помогает узнать о жилищнобытовых условиях проживания семьи,
её материальном положении, помогает выявить «проблемное поле» семьи.
Результаты заполнения конфиденциальны. Условием заполнения паспорта
является согласие родителя, создание благоприятной и комфортной
обстановки во время беседы.
Информирование может реализовываться через различные формы
взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные методы
(сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папкипередвижки и т.д). Грамотное
информирование родителей на первом этапе определяет эффективность
повышения уровня мотивации к совместной деятельности (в 2013году
состоялось общее родительское собрание на тему: «Знакомство с
образовательной программой «Мир открытий»». Родители узнали, какие
необходимо приобрести пособия для работы с детьми.
Второй этап
включает в себя три направления: просвещение,
консультирование, обучение. Смысл работы на данном этапе связан с
привлечением родителей к ДОУ, превращением их в единомышленников.
Формы работы на данном этапе могут быть самыми разными: собрания,
семинары, тренинги, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», дни
«открытых дверей», педагогические гостиные, консультации и другое.
Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных
результатов в развитии ребёнка. 3.Принцип целостности означает, что у родителей должно быть
сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень
важно понимать, что может ребёнок данного возраста.
4.Принцип индивидуальности – обеспечивает индивидуальный подход к
каждой семье.
5. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое
начало,
приобретение родителями собственного опыта социальной
активности.
6. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора
форм участия и степени включённости в воспитательнообразовательный
процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы
могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти
индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
7. Принцип непрерывности это единство педагогов и родителей в подходах
к ребёнку, в требования к нему.
Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу:
она воспитывается так же, как и любое качество личности. В построении
партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа.
Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и
информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи,
который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях
каждой семьи. В нашем детском саду используется «Социальный паспорт
семьи». Он помогает узнать о жилищнобытовых условиях проживания семьи,
её материальном положении, помогает выявить «проблемное поле» семьи.
Результаты заполнения конфиденциальны. Условием заполнения паспорта
является согласие родителя, создание благоприятной и комфортной
обстановки во время беседы.
Информирование может реализовываться через различные формы
взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные методы
(сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папкипередвижки и т.д). Грамотное
информирование родителей на первом этапе определяет эффективность
повышения уровня мотивации к совместной деятельности (в 2013году
состоялось общее родительское собрание на тему: «Знакомство с
образовательной программой «Мир открытий»». Родители узнали, какие
необходимо приобрести пособия для работы с детьми.
Второй этап
включает в себя три направления: просвещение,
консультирование, обучение. Смысл работы на данном этапе связан с
привлечением родителей к ДОУ, превращением их в единомышленников.
Формы работы на данном этапе могут быть самыми разными: собрания,
семинары, тренинги, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», дни
«открытых дверей», педагогические гостиные, консультации и другое.
Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных
результатов в развитии ребёнка. В детском саду используются следующие формы вовлечения родителей в
совместный воспитательный процесс:
Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных
форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут
познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать
родителей об этом нужно заблаговременно. В течение года традиционно
проводятся открытые показы для педагогов своего детского сада, для
педагогов района, для родителей.
«Круглые столы» способствуют формированию у педагогов потребности
тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в
жизнедеятельность ДОУ. Совершенствуют качество работы дошкольного
образования при взаимодействии с родителями. Темы «круглых столов»
могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с
родителями», «Воспитание самостоятельности и усидчивости в работе с
тетрадями по выполнению домашних заданий» и др.
Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. Работая по программе
«ИГРАЛОЧКА» необходимы тетради, которые помогают не только
подготовить ребенка к школе, но и научиться вместе с ним преодолевать
трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем
его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать
его заинтересованным участником. Важно, чтобы воспитатель объяснил
родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как
следует ее организовать. С этой целью в течение года проводятся
индивидуальные консультации,
родители посещают непосредственно
образовательную деятельность. Для осуществления обратной связи в
раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса.
Информирование родителей об актуальных событиях и мероприятиях в
детском саду. Размещаются советы для родителей «Работаем в тетрадях»,
которые помогут им методически грамотно построить беседу со своим
ребенком. В начале года организуются родительские собрания, где родители
сами принимают участие в образовательных ситуациях.
Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной
деятельности являются:
досуговые мероприятия, в которых участвуют и воспитатели, и дети, и
родители; (с целью создания
атмосферы общности интересов детей,
родителей, коллектива в реализации задач программы).
знакомство родителей с игровыми приёмами программы «Игралочка»
детскородительские проекты, которые могут проводиться в течение всего
года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный
герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.).
Ведется В детском саду используются следующие формы вовлечения родителей в
совместный воспитательный процесс:
Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных
форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут
познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать
родителей об этом нужно заблаговременно. В течение года традиционно
проводятся открытые показы для педагогов своего детского сада, для
педагогов района, для родителей.
«Круглые столы» способствуют формированию у педагогов потребности
тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в
жизнедеятельность ДОУ. Совершенствуют качество работы дошкольного
образования при взаимодействии с родителями. Темы «круглых столов»
могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с
родителями», «Воспитание самостоятельности и усидчивости в работе с
тетрадями по выполнению домашних заданий» и др.
Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. Работая по программе
«ИГРАЛОЧКА» необходимы тетради, которые помогают не только
подготовить ребенка к школе, но и научиться вместе с ним преодолевать
трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем
его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать
его заинтересованным участником. Важно, чтобы воспитатель объяснил
родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как
следует ее организовать. С этой целью в течение года проводятся
индивидуальные консультации,
родители посещают непосредственно
образовательную деятельность. Для осуществления обратной связи в
раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса.
Информирование родителей об актуальных событиях и мероприятиях в
детском саду. Размещаются советы для родителей «Работаем в тетрадях»,
которые помогут им методически грамотно построить беседу со своим
ребенком. В начале года организуются родительские собрания, где родители
сами принимают участие в образовательных ситуациях.
Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной
деятельности являются:
досуговые мероприятия, в которых участвуют и воспитатели, и дети, и
родители; (с целью создания
атмосферы общности интересов детей,
родителей, коллектива в реализации задач программы).
знакомство родителей с игровыми приёмами программы «Игралочка»
детскородительские проекты, которые могут проводиться в течение всего
года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный
герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.).
Ведется совместная работа с родителями по обустройству участков детского сада. Все
семьи воспитанников приняли активное участие в данном строительстве. Итог
– красивые веранды, различные постройки на участках д/сада.
создание управляющего совета ДОУ.
На этапе становления партнёрских
отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с
родителями является создание Управляющего совета. Управляющий совет
ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно
действующим на общественных началах при ДОУ. Управляющий совет
позволяет сделать взаимодействие родителей и детского сада более
системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления
учреждением,
которые стоят перед
администрацией.
Родители получают возможность обращаться в
Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью
и администрацией детского сада. Совет выполняет роль согласования
различных интересов и мнений.
знакомство с проблемами,
Программа позволяет не только ребёнку открывать мир, самого себя;
но и родителю открывать себя, свои возможности, открывать внутренний мир
своего ребёнка. Системная целенаправленная работа с родителями на
дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не
только детей, но и самих родителей, которым предстоит заключать
общественный договор, в качестве равноправных партнёров.
Таким образом,
работа с семьёй в рамках реализации
общеобразовательной программы способствует саморазвитию родителей,
созданию условий для их самореализации их родительского потенциала. совместная работа с родителями по обустройству участков детского сада. Все
семьи воспитанников приняли активное участие в данном строительстве. Итог
– красивые веранды, различные постройки на участках д/сада.
создание управляющего совета ДОУ.
На этапе становления партнёрских
отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с
родителями является создание Управляющего совета. Управляющий совет
ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно
действующим на общественных началах при ДОУ. Управляющий совет
позволяет сделать взаимодействие родителей и детского сада более
системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления
учреждением,
которые стоят перед
администрацией.
Родители получают возможность обращаться в
Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью
и администрацией детского сада. Совет выполняет роль согласования
различных интересов и мнений.
знакомство с проблемами,
Программа позволяет не только ребёнку открывать мир, самого себя;
но и родителю открывать себя, свои возможности, открывать внутренний мир
своего ребёнка. Системная целенаправленная работа с родителями на
дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не
только детей, но и самих родителей, которым предстоит заключать
общественный договор, в качестве равноправных партнёров.
Таким образом,
работа с семьёй в рамках реализации
общеобразовательной программы способствует саморазвитию родителей,
созданию условий для их самореализации их родительского потенциала.
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Статья "Модель взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» с семьями воспитанников при реализации общеобразовательной программы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.