Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №13
Суриновой Виктории Валериевны
на муниципальном семинаре
«Приемственность детского сада и школы: вопросы, проблемы,
перспективы развития»
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Неправильное употребление и написание
слов ведет за
собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с
русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем же
причина?
Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей
орфографии является орфограмма. Известно, что основанием проверки
орфограмм служит умение увидеть орфограмму, соотнести с правилом, с
грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и
называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической
зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин
допускаемых ошибок.
Основные причины написания слов с ошибками в том, что : ученик
не видит «опасных мест»
не может подбирать проверочные слова изза маленького словарного
запаса, снижения интереса к чтению
А так же изза низкого уровня самостоятельности при выполнении.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
Формирование орфографической зоркости младших школьников проходит
в 6 этапов:
увидеть орфограмму в слове;
определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме
относится, вспомнить правило;
определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)
орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.
составить алгоритм задачи;
решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по
алгоритму;
написать слова в соответствии с решением задачи и сделать
самопроверку.
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений:
1) Различие гласных и согласных звуков; ударных и безударных гласных.
2) Соотношение написания и произношения слова, установление сходства
и различия.
3) Разбор слова по составу (проводить морфемный анализ).
4) Подбор однокоренных слов.
5) Изменение формы слова.
Первый этап формирования орфографической зоркости
–
пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости,
которая в соответствии с программой, начинается с букварного периода, с
работы по Прописям в процессе звукобуквенного анализа слов.
Второй этап – это этап активного становления орфографической
зоркости.
К нему относится и Проговаривание это произнесение слова так, как
будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями.
Письмо с пропусками букв овладением этим умением означает
раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении
различных письменных работ в первую очередь при свободном изложении
собственных мыслей.
И, конечно же, специально организованные различные Списывания.
со вставкой пропущенных букв
с подчеркиванием
осложненное лексическим заданием
с распределением на основе логического принципа и т.д. Хотелось бы остановиться на методах и приёмах по формированию
орфографической зоркости при изучении словарных слов.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает
зрительная память.
Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети
предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию
похожи на букву «о».
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ.
Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Дети
ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.
Собака – сторож
Берёза – белая
Лимон – кислый
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Учитель молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово.
Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают»
и записывают, комментируя.
Этот вид работ формирует навык комментированного письма.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Учитель, не называя словарного слова, объясняет всем лексическое
значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.
Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому
словарному слову. А можно подбирать сюжетную картинку, где можно
найти много словарных слов.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух
определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
КОПИЛКА МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая.
Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания
слов. Дети молча проговаривают слова. Затем слова закрываются. Снова дается 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как
можно больше словарных слов.
«ПРОБА ПЕРА».
На выходные ребятам предлагается написать рассказ или сказку, используя
словарные слова на определённую тему.
Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя
как можно больше словарных слов.
СХЕМЫ УГАДАЙКИ.
Даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
Например, проверяемые орфограммы можно пропустить, а непроверяемые
записать:
___О___О___ (воробей, молоко…)
А___КК_____ (аккуратный )
«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки. Нужно
найти «лишнее» слово и ,главное, аргументировать свой выбор.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираются слова так, чтобы можно было выделить не
единственное слово.
«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Дети с помощью учителя или сами (по аналогии) методом фонетических
ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое
созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.
«ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на
логическое мышление. Тем более, что у каждого ребёнка скорость
мышления разная. Важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут
по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут
быть очень разные.
1) Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого
слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН
ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
2) Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно
убрать по какомуто определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово
(БЕРЁЗА).
3) Шифровка «Части слова».
Этот вид задания используется при повторении или закреплении темы
«Состав слова».
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово Заморозки.
4) Шифровка «Добавь гласные».
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить
между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось
словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым какимто общим
признаком.
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
В работе используются пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Корми______________(КОРОВУ) сытнее,
_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.
Систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ
позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся.
Проводимая работа показывает, что развитие орфографической
зоркости зависит от ряда условий:
чёткого планирования всей работы;
систематического и разностороннего характера работы по
орфографии;
формирования орфографических умений, опирающихся на все виды
памяти: слуховую, зрительную, речедвигательную, моторную;
постоянного контроля за усвоением пройденных орфограмм.
Таким образом, можно сказать, что работа по формированию
орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков
русского языка, имеет большое значение и занимает много труда и времени.
Спасибо за внимание!
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.