Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Оценка 4.6

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
05.11.2018
Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
сош 13 орф зоркость статья.docx
Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №13  Суриновой Виктории Валериевны  на муниципальном семинаре  «Приемственность детского сада и школы: вопросы, проблемы, перспективы развития»    Формирование орфографической зоркости у младших школьников Неправильное   употребление   и   написание     слов   ведет   за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы   с   чтением   и   письмом.   Ребята   оказываются   «не   в   ладах»   с русским   языком,   часто   допускают   орфографические   ошибки.   В   чем   же причина?  Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии   является   орфограмма.   Известно,   что   основанием   проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, соотнести с правилом, с грамматической   основой.   Это   умение   замечать   орфограммы   мы   и называем орфографической   зоркостью.   Отсутствие   орфографической зоркости   или   ее   слабая   развитость   являются   одной   из   главных   причин допускаемых ошибок.  Основные причины написания слов с ошибками в том, что : ­ ученик не видит «опасных мест» ­ не может подбирать проверочные слова из­за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению А так же из­за низкого уровня самостоятельности при выполнении. Орфографическая   зоркость   развивается   постепенно,   в   процессе выполнения разнообразных упражнений. Формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 6 этапов: увидеть орфограмму в слове; определить   вид:   проверяемая   или   нет;   если   да,   к   какой   теме относится, вспомнить правило; определить   способ   решения   задачи   в   зависимости   от   типа   (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность,   т. е. составить алгоритм задачи; решить   задачу,   т.е.   выполнить   последовательные   действия   по алгоритму; написать   слова   в   соответствии   с   решением   задачи   и   сделать самопроверку. Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений: 1) Различие гласных и согласных звуков; ударных и безударных гласных. 2) Соотношение написания и произношения слова, установление сходства и различия. 3) Разбор слова по составу (проводить морфемный анализ). 4) Подбор однокоренных слов. 5) Изменение формы слова. Первый   этап   формирования   орфографической   зоркости  – пропедевтическая   работа   по   формированию   орфографической   зоркости, которая в соответствии с программой, начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко­буквенного анализа слов.  Второй   этап   –  это   этап   активного   становления   орфографической зоркости. К нему относится и  Проговаривание  ­   это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями.  Письмо   с   пропусками   букв  ­  овладением   этим   умением   означает раскрепощение   ученика   от   страха   допустить   ошибку   при   выполнении различных письменных работ в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей.  И, конечно же, специально организованные различные Списывания.     со вставкой пропущенных букв с подчеркиванием  осложненное  лексическим заданием с распределением на основе логического принципа  и т.д. Хотелось бы остановиться  на методах и приёмах по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов.  МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.     Этот   метод   особенно   хорош   для   тех   детей,   у   которых   преобладает зрительная память.  Например,   в   слове   «шофёр»   вместо   непроверяемой   гласной   «о»   дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о».   МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ.  Используется   при   удачном   созвучии   фразы   и   словарного   слова.  Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.         Собака – сторож Берёза – белая Лимон – кислый   «НЕМОЙ» СЛОВАРИК. Учитель молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» и записывают, комментируя.  Этот вид работ формирует навык комментированного письма.   «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ. Учитель,   не   называя   словарного   слова,   объясняет   всем   лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.  «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ. Это   могут   быть   отдельные   предметные   картинки   к   определённому словарному   слову.   А   можно   подбирать   сюжетную   картинку,   где   можно найти много словарных слов.   ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух  определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.   КОПИЛКА ­ МИНУТКА. На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Дети молча проговаривают слова. Затем слова закрываются. Снова дается 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов.  «ПРОБА ПЕРА». На выходные  ребятам предлагается написать рассказ или сказку, используя словарные слова  на определённую тему.  Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.  СХЕМЫ ­ УГАДАЙКИ. Даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно пропустить, а непроверяемые ­ записать: ___О___О___  (воробей, молоко…)   А___КК_____   (аккуратный )   «ЛИШНЕЕ СЛОВО». Эту   работу   можно   проводить   в   начале   урока   вместо   разминки.   Нужно найти «лишнее» слово и ,главное, аргументировать свой выбор. Например.   Тема   урока:   «Имена   существительные   одушевлённые   и неодушевлённые».  СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА Заранее тщательно подбираются слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово.    «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.  Дети с помощью учителя или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций   составляют   предложение   со   словарным   словом,   которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.  Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи. ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа.    «ШИФРОВКИ». Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое   мышление.   Тем   более,   что   у   каждого   ребёнка   скорость мышления   разная.   Важна   в   этом   задании   не   скорость,   а   качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные.  1) Шифровка «слоговое сложение».  Раздели данные слова на слоги.  Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого  слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму.    ВЕС НА        ГО РОД                                   НА РОД  ТРА ВА         У ГОН                          ВА ГОН ТЕ МА           ЛЕ ТО          ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН 2) Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому­то определённому признаку. Например:  К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш  Зачеркни   парные   глухие   согласные   и   получишь   словарное   слово (БЕРЁЗА). 3) Шифровка «Части слова». Этот   вид   задания   используется   при   повторении   или   закреплении   темы «Состав слова».  Например:  Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.  Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.  Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.  Окончание – как у слова КОНЬКИ. В итоге получается слово Заморозки. 4) Шифровка «Добавь гласные». Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить  между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось  словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким­то общим  признаком.    «МУДРЫЙ СЛОВАРИК». В работе используются пословицы, поговорки, фразеологизмы. Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку _____________(ГОРОХ). Береги нос в большой ______________(МОРОЗ). Корми______________(КОРОВУ) сытнее, _____________(МОЛОКО) будет вкуснее. Систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Проводимая   работа   показывает,   что   развитие   орфографической зоркости зависит от ряда условий:  чёткого планирования всей работы;  систематического   и   разностороннего   характера   работы   по орфографии;  формирования орфографических умений, опирающихся на все виды памяти: слуховую, зрительную, речедвигательную, моторную;  постоянного контроля за усвоением пройденных орфограмм. Таким   образом,   можно   сказать,   что   работа   по   формированию орфографической   зоркости   является   неотъемлемой   частью   уроков русского языка, имеет большое значение и занимает много труда и времени. Спасибо за внимание!

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Статья на тему "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.