Муниципальное бюджетное образовательное
“Средняя общеобразовательная школа №13”
учреждение
“Формирование орфографической
зоркости у младших школьников”
Неправильное употребление и
написание слов ведет за собою
ошибки в области мысли и
потом в практической жизни.
Орфографическая зоркость –
это умение увидеть орфограмму,
соотнести с правилом, с
грамматической основой.
Основные причины написания слов с
ошибками:
• Ученик не видит «опасных мест».
• Не может подбирать проверочные слова изза
маленького словарного запаса, снижения интереса
к чтению.
• Низкий уровень самостоятельности при
выполнении .
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов:
увидеть орфограмму в слове;
определить её вид;
определить способ решения задачи;
составить алгоритм решения задачи;
решить задачу;
написать слово и осуществить самопроверку.
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1) Умение различать гласные и согласные звуки;
ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение
слова, устанавливать сходства и различия.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить
морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зоркости –
пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В
соответствии с программой эта работа по орфографии начинается с
букварного периода, с работы по Прописям в процессе звукобуквенного
анализа слов.
Второй этап – этап активного становления
орфографической зоркости.
Методы и приёмы
по формированию
орфографической зоркости
при изучении словарных слов.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.
Для запоминания особенно трудных слов даётся на
уроке 23 минуты для того, чтобы обсудить, на что
похожа буква, которую необходимо запомнить.
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ.
Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
• Костюм – модный
• Базар – товар
• Газета – бумага
• Корзина – лукошко
• Конструктор – робот
• Корабль – волны
• Собака – сторож
• Берёза – белая
• Лимон кислый
• Улица – длинная
• Металл – блеск
• Простор – свобода
• «НЕМОЙ» СЛОВАРИК
• «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ
• «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ
• ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
• КОПИЛКА – МИНУТКА
• «ПРОБА ПЕРА»
СХЕМЫ УГАДАЙКИ.
___О___О___ (воробей, молоко…)
А___КК_____ (аккуратный )
_______СС__ ( касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
одушевлённые
и
существительные
«Имена
Тема:
неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
УЛИЦА.
Я вышел на улицу и увидел много
знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО носит ПАпа.
Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв
из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Шифровка «Убери лишнее».
Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные
получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
глухие
согласные и
Шифровка «Добавь гласные».
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым
какимто общим признаком.
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
РХ (ОРЕХ)
Шифровка «Части слова».
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово Заморозки.
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
«ПРОБА ПЕРА».
• Например, можно дать задание описать свою
квартиру (комнату), используя как можно
больше словарных слов.
это очень увлекательная
«Проба пера»
творческая работа. Дети охотно сочиняют,
оформляют и защищают свои работы. И снова
словарные слова мелькают и запоминаются легко
и интересно.
Проводимая работа показывает, что развитие
орфографической зоркости зависит от ряда условий:
чёткое планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по
орфографии;
формирование орфографических умений должно опираться
на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной
– послоговое орфографическое проговаривание слов;
моторной – многократная запись одних и тех же слов.
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм
обучающимися.