Русский национальный характер...Духовность, эмоциональность с одной стороны, максимализм, слабохарактерность с другой..Так ли это? Споров о русском характере много, но никому еще не удалось создать его эталон, слишком противоречив он в своём проявлении. Но при всем том одной из основных черт является его высокодуховность, что подтверждается множеством русских пословиц, поговорок, фразеологизмов.
В русском национальном характере традиционно выделяют
следующие черты: духовность (стремление к поиску высшего
смысла, предпочтение «неба» «земле»), тенденцию к
крайностям («все или ничего»), эмоциональность,
душевность, концентрацию сил, которая часто сменяется
расслабленностью, непредсказуемость, максимализм,
слабохарактерность. Что Вы думаете об этом? С чем Вы
согласны, а с чем нет? В качестве аргументов,
подтверждающих эти и другие черты русской ментальности,
приведите пословицы, поговорки, фразеологизмы, эталоны,
символы и другие лингвокультуремы.
О русском национальном характере говорят, пишут и спорят,
и в этих спорах зачастую кардинально противоположные
точки зрения. Однако никому ещё не удалось создать эталон
или просто стереотип русского характера, слишком
противоречивого, не поддающегося однозначным оценкам.
О высокой духовности русского национального характера
(стремлении к поиску высшего смысла, предпочтении «неба»
«земле») красноречиво говорят пословицы, поговорки,
символы русского фольклора:
«Душа всему мера», «Глаза без души слепы, уши без сердца
глухи».
Из словаря Ожегова: «Духовность- это свойство души,
состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными». «Душа»,
«духовность» - без этих понятий немыслима русская
ментальность.
Задумаемся, почему в русской культуре важнейшими
символами всегда были «хлеб», «крест» и «меч»?
Хлеб был и остается символом жизни, пищи, необходимой
для духовной жизни. Велико число пословиц и поговорок,
славящих хлеб:
«Хлеб всему голова»,
«Хлебу и в поле, и в доме почет» и т.д.
Крест-символ христианской веры, жертвенности. Он призван
оберегать душу от скверны, делать её способной на
милосердие и сострадание:
«Нет на том креста, в ком душа черства».
Меч- символ защиты от посяганий на веру, человека и его
духовные ценности: «Меч-не голову сечь, а душу беречь».
Безусловно, совершенно справедливо в русском
национальном характере духовность определяют как
коренную доминанту. Много противоречивых высказыванийможно встретить сегодня о русской душе. Как правило,
отмечают, что русская душа-мягкая («Сердце не камень»),
открытая и широкая («Не стерпела душа-на простор пошла»).
Русские люди склонны к душевности, сентиментальности,
мечтательности («Витает в облаках»).
И, как утверждал Н.Бердяев, «духовность русских людей
плавает в стихии душевности», возможно, этим и
объясняется парадокс: из достоинств русского характера
вырастают недостатки: тенденция к крайностям («все или
ничего») проявляется в поговорках:
«Пан или пропал», «Грудь в крестах или голова в кустах» и
др.
Одна из удивительных черт русского характера- умение
концентрировать силы, преодолевать непреодолимое
(«Мужик что бык», «В огне не горит, в воде не тонет»).
В истории немало примеров, когда это качество русского
характера спасало не только Россию, но и весь мир. Однако
нельзя не отметить и то, что концентрация сил может
сменяться расслабленностью, слабохарактерностью
(«Человек не камень-терпит, терпит, да и треснет»).
Дело в том, что стихия души у русского человека
преобладает над здравым смыслом, рассудочным
восприятием жизни, и эмоциональность в ущерб
рациональному поведению становится источником
непредсказуемости и максимализма, что нашло отражение в
поговорках и фразеологизмах: «очертя голову», «из огня да в
полымя», «в омут с головой» и др.
Одно из противоречий русского характера проявляется в том,
что ему свойственны и необузданность, доходящая до
житейской агрессии, и смиренность («Око за око, зуб за зуб»,
но «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Покоряй сердце
любовью, а не страхом»).
Таким образом, можно сделать вывод: русскому
национальному характеру свойственна и духовность, и
тенденция к крайностям, и максимализм, и
непредсказуемость, и многие другие черты.
Важно другое: вечное стремление русского человека к
совершенству вселяет уверенность в преодоление им каких-
то своих слабостей («Кто не хочет себя исправить, тому
своим счастьем не править»).