Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Оценка 4.9
Лекции
docx
математика
9 кл—11 кл +1
07.11.2017
Данная работа рассматривается вопросы работы с неуспевающими обучающимися. Рефлексивно – деятельностный подход (РДП) успешно проявляет себя при работе с такими обучающимися. Главная идея подхода в том, чтобы не только «подтянуть» в учебе, а максимально содействовать его развитию, используя ресурс проблемной ситуации. Главными моментами в практике помощи являются организация самостоятельной деятельности по преодолению своих трудностей и ликвидации пробелов, а также рефлексия этой деятельности.Работа с неуспевающимися
Работа с неуспевающими обучающимися.docx
Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и
даже не может обнаружить своего невежества»
Р. Бэкон
«Книга природы написана языком математики»
Галилей
Ключевые слова: рефлексивно – деятельностный подход (РДП), ресурс
проблемной ситуации, рефлексия.
Рефлексивно – деятельностный подход (РДП)
Работа преподавателя с неуспевающими обучающимися
Многие преподаватели, работающие на первых курсах, сталкиваются с такой
проблемой, как помощь неуспевающему на уроках математики. Учебной
деятельности без трудностей не бывает. Но некоторым студентам эти
трудности оказываются непреодолимыми. И тогда эти студенты считают, что
математика не их стихия. И тогда эти студенты рискуют попасть в категорию
«хронически неуспевающих».
Рефлексивно – деятельностный подход (РДП) успешно проявляет себя при
работе с такими обучающимися. Главная идея подхода в том, чтобы не только
«подтянуть» в учебе, а максимально содействовать его развитию, используя
ресурс проблемной ситуации.
Рефлексивно – деятельностный подход (РДП) разрабатывался на протяжении
многих лет в тесном сотрудничестве психологов с учителями – практиками в
работе с разными категориями обучающихся с особенностями развития, в том
числе с инвалидностью.
Формы работы с РДП:
индивидуальные дополнительные
занятия и консультации
преподавателя, психолога;
помощь в выполнении домашних заданий, работа над ошибками;
обучение по индивидуальным программам (например, в условиях
инклюзивного образования).
Индивидуализация образовательного процесса в основном для двух
категорий: первая категория – это те, которые не могут двигаться вместе со
всеми по программе; вторая категория – те, для которых освоение программы
не составляет труда, они могут и готовы двигаться углубленно, идти в
предмете своим отдельным маршрутом.
Особенно отметим первую категорию, обучающихся, нуждающихся в
индивидуальной помощи, и только при её наличии у них появляется шанс
получить профессиональное образование. К таким относятся обучающиеся с
трудностями в обучении математики и нередко с девиантным поведением, с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью,
сироты, воспитывающиеся в детских домах, то есть находящихся в особых социальных условиях.Следует отметить, что рефлексивно – деятельностный
подход (РДП) может дать и дает успех при работе с такими обучающимися.
Главными моментами в практике помощи являются организация
самостоятельной деятельности по преодолению своих трудностей и
ликвидации пробелов, а также рефлексия этой деятельности. Получая
помощь от взрослого средствами РДП, обучающийся развивается как человек
собственной деятельности и её рефлексии, преодоления учебных трудностей,
саморазвития, преподаватель или психолог – человек, помогающий
реализоваться.
Обучающиеся разные. Из этого следует, что когда все выполняют одно и то
же задание, то одни делают то, что уже умеют, вторые то, что они могут
сделать совместно с преподавателем, а третья – то, что им недоступно. Шанс
на развитие получают вторые, работающие в зоне ближайшего развития, и то
если они получают помощь от учителя. Для первых эта деятельность
бесполезна, для третьих – вредна и опасна, поскольку попытки сделать то, с
чем заведомо не справишься, никому пользы принести не могут. Уметь
нащупать эти границы и выстроить совместную деятельность в этих границах
есть важное условие эффективности оказываемой помощи.
Рассмотрим вопрос об отношении к проблемной ситуации. Главное не только
«подтянуть» в учебе, а максимально содействовать его развитию, используя
ресурс проблемной ситуации. Проблемная ситуация: неприятность или
ресурс? Проблемная ситуация – это ресурс развития, этот тезис роднит РДП с
проблемным обучением. Ресурсной для развития проблемную ситуацию
делает то, что, став объектом анализа и рефлексии, она даёт возможность
каждому её участнику продвинуться в понимании себя и другого.
Большинством учителей любая проблемная ситуация, возникающая на уроке,
будь то ошибка или затруднение обучающегося, или же какая – нибудь
выходка, или – ещё хуже – собственная ошибка учителя, воспринимается как
неприятность, выбивающая учебный процесс из нормальной колеи. Если это
ошибка, то за ней стоят неверные способы, которые можно понять, если не
бежать вперёд сломя голову, а задержаться в этом месте, подумать о её
причинах, а ответив, задать другой вопрос как их устранить? Если это
затруднение, то тот же процесс позволит вскрыть его причину. Если это
глупый или неблаговидный поступок, то и у него есть основания, которые
дают повод поднять вопрос о позициях, мировоззрении, нравственности, то
есть задуматься всерьез о вещах, о которых просто так не поговоришь, к
этому могут подтолкнуть лишь определенные события. Если это ошибка
учителя, то такая ситуация даёт возможность ему продемонстрировать
собственные способы отношения к ошибке и работы над ней. Не учить и
объяснять, а показать, как он реально действует в такой ситуации. Не следует
думать, что учитель не имеет права на ошибку. Совершив ошибку, не надо
стремиться её «замять», «незаметно исправить». Чему может научится обучающийся, работая совместно со взрослым над
своей ошибкой, чтобы это способствовало развитию? Он может научиться:
понимать её причины и их устранять; переживать ситуацию ошибки, «держать
удар»; относиться к ней оптимистически – как к шансу для перехода в новое
качество в развитии; осмыслять, переосмыслять и конструировать способы
собственной деятельности; преодолевать трудности как таковые за счёт
приобретения опыта успешной деятельности по их преодолению совместно со
взрослым, в роли которого может быть не только учитель или психолог, но и,
например, друг, мастер, одногруппник, родитель.Ученик тогда не тот, кого
учат, а тот, кто учится. Если проблемная ситуация – это ресурс развития, а
ошибка – один из видов проблемной ситуации, то ошибка содержит в себе
ресурс.
Ошибка – это не случайность, которую нужно предотвращать, а
закономерность, которую нужно использовать. Вопрос – как?
Ответ на этот вопрос выводит на проблему отношений преподавателя и
студента в учебной деятельности. Студент делает ошибку, а преподаватель её
исправляет. Или делает нечто, чтобы её исправить… Или – чтобы студент её
исправил. Чаще всего учитель исправляет ошибку и ставит оценку, а студент
если сможет, то извлечёт из этого пользу, а если не сможет… Конечно оценка
нужна, но как обратная связь, без которой не может быть ни деятельности, ни
развития. Не следует торопиться исправлять ошибку, ведь ошибка дает
информацию о пробелах. Работая совместно над ошибкой обучающийся
научится понимать причины ошибки и сможет устранить их, переживать,
держать удар и относиться е ней оптимистически, осмыслить переосмыслить
и конструировать способы своей деятельности. Преподаватель, настроенный
на создание условий для развития в обучении, в проблемной ситуации думает
о том, как помочь организовать деятельность, чтобы в ней возникла
возможность развития, а не наполнить его знаниями и умениями. Нередко
возникает ситуация, когда и обучающийся и учитель бьётся над трудной
задачей безуспешно. Недоступно. Наверное, достаточно чуть понизить
уровень сложности и это не значит отступить от программы, что совсем не
может освоить программу, просто по какимлибо причинам не может это
сделать сейчас, но если ему помочь, то он справится. Этим вы сделаете шаг к
развитию, работая индивидуально, помогая ему преодолеть возникшие
трудности, нужно ликвидировать пробел. Человек развивается тогда, когда
делает то, что ему трудно, но при этом получает помощь и поддержку.
Крылатые слова Л.С. Выготского о том, что «один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии» (Выготский, 1982, с.230). Чем больше
взаимодействие обучающего и преподавателя, тем больший эффект для
развития эта работа может дать. «Мы обучили ребёнка на пфенниг, а он
развился на марку»(Выготский, 1982, с.230).
К словам Л.С. Выготского о потенциале одного шага в обучении нужно
относиться не как метафоре, а как к мере эффективности работы преподавателя: чем больше шагов в развитии делает обучающийся,
преодолевая с помощью преподавателя проблемную ситуацию, тем более
эффективной будет его помощь.
Таким образом, благодаря творческим действиям педагога в проблемной
ситуации возникают условия для развития: укрепление субъектного
отношения к собственной учебной деятельности; рефлексия; вера в себя;
способность определять,
как правильно использовать правило,
свойство.Заметим, что преподаватель должен демонстрировать не образец
правильного выполнения или способа его определения, а образец поведения и
мышления в проблемной ситуации: сначала определись, хочешь ли ты
справиться с ней сам, или ты не веришь в собственные силы; если – сам, тогда
задай вопрос, как тебе определить, каким способом действовать; если у тебя
есть ответ на этот вопрос, то больше никакой помощи тебе не нужно, в
следующий раз ты сможешь всё сделать сам.
Гораздо интереснее создавать условия для развития обучающихся с
особенностями и трудностями в обучении, помогать им обретать способность
действовать самостоятельно, осуществлять рефлексию, конструировать
способы собственной деятельности, понимая, что есть огромный ресурс.
Решение задач – основное средство развития математического мышления. От
эффективности использования задач в обучении математике в значительной
мере зависит не только качество обучения, воспитание и развитие
обучающихся, но и степень их практической подготовленности к
последующей деятельности в любой сфере. Ведь человеку в его практической
деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся
задачи, но и новые, никогда не встречавшиеся. Мы должны научить
выпускника находить пути к решению проблем, а это значит – формировать
способность к самостоятельному, творческому мышлению.
Творческая деятельность выпускника зависит от трёх компонентов:
высокий уровень сформированности элементарных мыслительных
операций: анализ и синтез, сравнение и аналогия, классификация;
высокий уровень активности и неординарности мышления, который
проявляется в различных вариантах и в выдвижения нестандартных
идей;
высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,
который проявляется в умении выделять существенное в явлениях и
осознании применяемых способов мышления.
Значит, главное – это формирование указанных составляющих мышления.
Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч., т.2 – М., 1982
2. Зарецкий В.К. Рефлексивнодеятельностный подход в работе с детьми,
имеющими трудности в обучении // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под редакцией И.Ю. Кулагиной. – М., ТЦ Сфера,
2008
3. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. – 2е изд. – М.,
Форум, 2011
Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Статья на тему: "Работа с неуспевающими обучающимися"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.