Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.
Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.
Внеурочная деятельность по ФГОС: направления
Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса,
но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС
призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной
программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к
решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.
Направления внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует
организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать
досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить
построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также
позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.
Выделяют такие направления внеурочной деятельности:
общеинтеллектуальное,
спортивнооздоровительное,
социальное,
общекультурное,
духовнонравственное.
Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие
критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование
новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие
задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов,
ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и
интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения
библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых
игр и пр.
Спортивнооздоровительное направление вводится для привития детям привычек
здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования
мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение
просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение
школьников к физической активности в разных ее проявлениях.
Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки,
познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и
установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к
труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также
могут получить при необходимости психологопедагогическую поддержку.
Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности
и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческихспособностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм
взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов,
тематических классных часов.
Духовнонравственное направление – это воспитание патриотических чувств,
приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как
изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.
Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе
Каковы особенности направлений внеурочной работы в начальной школе?
Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.
Общеинтеллектуальное направление – организация мероприятий, которые
способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины).
Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно
организовать кружки «Счастливый английский», «Лукошко народной мудрости»,
«Занимательная грамматика» и пр.
В рамках спортивнооздоровительного направления внеурочной деятельности в
начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования,
работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к
занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.
Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста
навыки социального взаимодействия. Это реализуется путем моделирования различных
ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики,
права и пр. Наиболее эффективной формой является социальнопсихологический тренинг,
который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее
эффективные решения проблемы.
К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе
относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев,
театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по
художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые
применяются в духовнонравственном и общеинтеллектуальном направлениях.
Духовнонравственное направление реализуется в таких формах, как беседы,
дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут
быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней
отношения.
Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе
Направления внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе будут
следующими:
духовнонравственное, физкультурноспортивное и оздоровительное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Рассмотрим более подробно формы внеурочной работы в основной школе по
направлениям:
1. Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели,
олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы,
олимпиады, разработку проектов по урокам.
2. Спортивнооздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые
старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные
соревнования, а также беседы по охране здоровья, использование
физкультминуток и игровых моментов на уроках.
3. Социальное: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты, ролевые
игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы,
участие в различных мероприятиях, разработка проектов.
4. Общекультурное: участие в конкурсах, игрыпутешествия, сюжетноролевые
игры, экскурсии, беседы.
5. Духовнонравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков,
поделок, организация экскурсий, тематических бесед, встреч, классных
часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне
школы, города, области.
Технология социального проектирования как форма реализация социального
направления «внеурочки»
Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который
предусматривает преобразование школьника в активного члена гражданского общества,
способного к самоопределению на основе собственных ценностей, разработке проектов
общественного преобразования.
Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это
посильное и добровольное участие детей в улучшении общественных отношений и
складывающейся в социуме ситуации. Эта деятельность предусматривает личную
инициативу, заинтересованность в поиске нестандартных решений, персональную
ответственность, осознание риска выбора.
Одной из наиболее эффективных технологий, которые применяются в этом
направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие
этапы:
подготовка школьников к работе над проектом;
выбор проблемы;
подготовка информации;
поиск собственного варианта решения проблемы;
реализация продуманного плана участниками команды;
подготовка к защите проекта;
презентация;
рефлексия.
Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать
содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и
практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.