Статья на тему "Внеурочная деятельность по ФГОС"

  • Документация
  • Доска объявлений
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний. Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.
Иконка файла материала внеурочка.docx
Внеурочная деятельность по ФГОС: направления Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но  и   внеучебную  работу  школьников.   Направления  внеурочной   деятельности   по  ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний. Направления внеурочной деятельности  Согласно   требованиям   ФГОС   внеурочную   деятельность   в   школе   следует организовывать   по   основным   направлениям   развития   личности.   Это   позволяет   увязать досуговую   активность   школьников   с   общевоспитательным   процессом,   обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.  Выделяют такие направления внеурочной деятельности:       общеинтеллектуальное,  спортивно­оздоровительное,  социальное,  общекультурное,  духовно­нравственное.  Целью   работы   в   общеинтеллектуальном   направлении   является   развитие критического   мышления,   умения   анализировать   информационный   поток,   использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи,   как   формирование   мировоззрения,   изучение   научных   понятий   и   законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов.   Направление  реализуется  путем  анализа  различных  сфер   жизни,  проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.   Спортивно­оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового   образа   жизни,   их   гармоничного   психофизического   развития,   формирования мотивации   к   сохранению   здоровья.   Методами   реализации   выступают   ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.  Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого­педагогическую поддержку. Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и   привитие   эстетических   ценностей,   развитие   эмоциональной   сферы,   творческихспособностей,   чувства   прекрасного.   Работа   ведется   через   реализацию   различных   форм взаимодействия   с   природой,   организацию   выставок   детского   рисунка,   конкурсов, тематических классных часов. Духовно­нравственное   направление   –   это   воспитание   патриотических   чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются  такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.  Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе Каковы   особенности   направлений   внеурочной   работы   в   начальной   школе? Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.  Общеинтеллектуальное   направление   –   организация   мероприятий,   которые способствуют   умственному   развитию   школьников   (конкурсы,   олимпиады,   викторины). Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно организовать   кружки   «Счастливый   английский»,   «Лукошко   народной   мудрости», «Занимательная грамматика» и пр.  В   рамках   спортивно­оздоровительного   направления   внеурочной   деятельности   в начальной школе по ФГОС организуются  общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается  на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.  Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки   социального   взаимодействия.   Это   реализуется   путем   моделирования   различных ситуаций   межличностного   взаимодействия,   отношений   в   области   политики,   экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально­психологический тренинг, который   позволяет   моделировать   практически   любую   ситуацию   и   выбирать   наиболее эффективные решения проблемы.  К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно­нравственном и общеинтеллектуальном направлениях.  Духовно­нравственное   направление   реализуется   в   таких   формах,   как   беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть   организованы   экскурсии   на   природу   с   целью   формирования   бережного   к   ней отношения.  Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе Направления   внеурочной   деятельности   по   ФГОС   в   основной   школе   будут следующими:   духовно­нравственное, физкультурно­спортивное и оздоровительное,     социальное,  общеинтеллектуальное,  общекультурное.  Рассмотрим   более   подробно   формы   внеурочной   работы   в   основной   школе   по направлениям:  1. Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели, олимпиады,   деловые   и   ролевые   игры,   экскурсии,   конференции,   конкурсы, олимпиады, разработку проектов по урокам.  2. Спортивно­оздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные соревнования,   а   также   беседы   по   охране   здоровья,   использование физкультминуток и игровых моментов на уроках.  3. Социальное:   целевые   прогулки,   экскурсии,   наблюдения,   опыты,   ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, участие в различных мероприятиях, разработка проектов.  4. Общекультурное: участие в конкурсах, игры­путешествия, сюжетно­ролевые игры, экскурсии, беседы.  5. Духовно­нравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок,   организация   экскурсий,   тематических   бесед,   встреч,   классных часов,   участие   в   выставках   детского   творчества   и   конкурсах   на   уровне школы, города, области.   Технология социального проектирования как форма реализация социального направления «внеурочки»  Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который предусматривает преобразование школьника  в активного члена гражданского общества, способного к самоопределению  на основе собственных  ценностей, разработке  проектов общественного преобразования.  Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это посильное   и   добровольное   участие   детей   в   улучшении   общественных   отношений   и складывающейся   в   социуме   ситуации.   Эта   деятельность   предусматривает   личную инициативу,   заинтересованность   в   поиске   нестандартных   решений,   персональную ответственность, осознание риска выбора.  Одной   из   наиболее   эффективных   технологий,   которые   применяются   в   этом направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие этапы:      подготовка школьников к работе над проектом;  выбор проблемы;  подготовка информации;  поиск собственного варианта решения проблемы;    реализация продуманного плана участниками команды;  подготовка к защите проекта;  презентация;  рефлексия.  Организация   внеурочной   деятельности   школьников   позволяет   организовать содержательный   досуг   детей,   расширить   их   кругозор,   связать   теоретические   и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.