Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."
Оценка 4.8

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
география
9 кл
30.05.2017
Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."
Оценку работе учителя мы даем по учебному занятию, на основе складывающегося впечатления при наблюдении за его ходом. Они всегда субъективны. Сколько экспертов, столько и мнений. Поэтому взаимопонимание эксперта и педагога затруднено, что часто приводит к конфликтам. Технология В.П. Беспалько предлагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующий успех педагогических процессов.Данная технология исключает произвольность в построении педагогического процесса, формальную оценку учебной деятельности учащегося и учителя. Создает комфортные условия для совместной деятельности и повышает качество образования.
статья.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» Город Удомля, Тверской области Статья: "Научный подход к проектированию и анализу урока." Подготовила учитель географии высшей категории Васильева Наталья Ильинична г. Удомля 2017год В настоящее время в нашем обществе остро стоит проблема повышения качества образования. Решение её зависит от оценки учебной деятельности учащихся и учителя, так как применяемые критерии и показатели носят в традиционном обучении формальный характер. Оценку работе учителя мы даем по учебному занятию, на основе складывающегося впечатления при наблюдении за его ходом. Они всегда субъективны. Сколько экспертов, столько и мнений. Поэтому взаимопонимание эксперта и педагога затруднено, что часто приводит к конфликтам. Технология В.П. Беспалько предлагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующий успех педагогических процессов. Основными принципами технологии В.П. Беспалько являются: Научность Уровневый подход в обучении Завершенность обучения Пока процесс усвоения не завершен на I уровне (α1) переходить ко II уровню (α2) или изучению нового материала нельзя. Технология простую, предполагает надежную (однозначную), прогностичную для обработки методику планирования и наблюдения хода занятия. Она позволяет с помощью количественного показателя (коэффициента эффективности – Кэф) учебного занятия дать объективную оценку деятельности учащихся и управленческой деятельности учителя на уроке. Данная технология исключает произвольность в построении педагогического процесса, формальную оценку учебной деятельности учащегося и учителя. Создает комфортные условия для совместной деятельности и повышает качество образования. Проблему планирования эффективного урока и оценки и эффективности спланированного, воспроизведенного занятия возможно решить. так как Сначала необходимо основательно изучить теорию этого вопроса. За основу для оценки качества учебного занятия и планирования эффективного дидактического процесса мною взята педагогическая технология, изложенная в монографии В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М., Педагогика, 1989г.). Данный способ конструирования урока и вычисление коэффициента его эффективности может быть использован как учителем, так и руководителем школы для анализа учебного занятия. Дидактическое задание цели обучения по качеству усвоения знаний и умений состоит в определении необходимого уровня усвоения. Опыт показывает, что в школьной практике возможно оценивать знания учащихся на трех уровнях: алгоритмический, эвристический. ученический, 1 уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. (Понял, запомнил, воспроизвел). 2 уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. (Понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец). 3 уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на втором уровне и научился переносить их в новые условия. При построении занятия важно, чтобы его структура соответствовала дидактической цели. Для раскрытия процесса планирования и оценки самого хода формирования знаний учащихся использую методику наблюдения (планирования) урока, построенную на основе понятий алгоритма функционирования (АФ) и алгоритма управления (АУ). Понятно, что ведущее значение на уроке имеет принятый АФ для организации деятельности учащихся по усвоению учебного материала и используемый способ управления обучением АУ для достижения поставленной на уроке цели. При этом предполагается достаточно высокий уровень мотивации учения, зависящий от принятия учащимися целей обучения и посильности для них учебного материала по его дидактическому объему. Критерием завершенности усвоения на данном уровне является достижение в тестах данного уровня коэффициента Кα > 0,7. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, в которой протекает этот процесс: П (потребитель) => М (мотив) => Ц (цель) => Д (действие) => Р (рефлексия) Без осознания и оценки результата и самой деятельности, выявления ошибок и их причин не будет обеспечен требуемый уровень достижения цели. Успешность учения зависит от владения учеником необходимыми знаниями и способами деятельности, что требует от учителя поиска путей постоянного развития общих учебных умений. Учение – деятельность самоуправляемая. Это требует от ученика умения оценивать свою деятельность. Приведу схему анализа и планирования урока. Обозначения, принятые для хронометража и анализа учебного занятия: α – уровень усвоения – цель урока αэт – достижимая цель усвоения на данном этапе урока Т – продолжительность всего занятия t –продолжительность этапа занятия М – общее число учащихся в классе m – число учащихся, учебно-познавательная деятельность которых по αэт соответствует общей цели α занятия mj – число учащихся из m, которые не только выполняют учебно-познавательную деятельность на данном этапе, соответствующую цели урока (αэт = α), но и одновременно находятся в моносистеме, гарантирующей достижение α, т.е. в целевой моносистеме. 0 – нулевая дидактическая моносистема означающая, что учащиеся не заняты на данном этапе учебной деятельности, соответствующей цели занятия. 1 моносистема – традиционное (классическое) обучение 2 моносистема – аудиовизуальные средства 3 моносистема – консультант 4 моносистема – учебная книга 5 моносистема – малая группа 6 моносистема – использование ИКТ с обратной связью 7 моносистема – репетитор 8 моносистема – программное управление Лист наблюдения занятия ТЕМА: ДАТА: ЦЕЛЬ: ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: ЧИСЛО УЧАЩИХСЯ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КЛАСС: № этапа заняти я Учебно- познавательная деятельность учащихся на Врем я этап а Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока 0 1 2 3 4 5 6 7 8 m m этапе αэт j Чтобы получить представление о качестве учебного занятия введем специальные показатели: 1. Коэффициент функционирования, познавательной деятельности учащегося. эффективности по алгоритму по структуре учебно- т.е. ∑mt Kα= ——— MT 2. В соответствии с законом принципиальных возможностей дидактического процесса цель может быть реализована, если управление процессом усвоения обеспечит реализацию цели. Для оценки этого фактора вводится коэффициент эффективности по алгоритму управления. ∑mj . t Ky= ———— ∑mt 3. Общий коэффициент эффективности процесса обучения ∑mj . t Kэф=Kα . Ky = ————— MT Если K эф > 0,7 цель занятия достигнута и урок обладает необходимой эффективностью. Данные схемы и формулы могут быть использованы учителем для проектирования учебного занятия, а руководителем школы для наблюдения урока и оценки его эффективности. Эта методика исключает произвольность и формализм в построении педагогического процесса, субъективность оценки как спланированного, так и воспроизведенного урока. Учитель при планировании занятия, а руководитель при посещении урока вносит последовательно по ходу урока данные во все графы. Ведет хронометраж учебного занятия. По окончании проектирования урока (или посещения) рассчитывает коэффициенты эффективности по данным формулам и делает вывод о качестве урока путем сравнения (Kэф > 0,7; Ky→1). Затем проводится коррекция технологии проведения. Например, если получился низкий коэффициент эффективности урока при цели α, можно рекомендовать включить в урок учебные действия школьников, связанные с критическим осмыслением учебного материала, поиском рационального способа решения, сравнения, сопоставления вариантов, а также применения моносистемы с 5 по 8. Для экономии времени при проектировании урока использую шаблоны с моносистемами для подсчета коэффициентов. Показанный анализ урока позволяет планировать процесс обучения с заранее заданной эффективностью, прогнозировать способы перевода школьников к заданному целями обучения результату. Опыт работы над данной проблемой позволил мне придти к следующему плану проектирования учебного занятия. 1. Постановка педагогической цели учебного занятия. Планируемые результаты обучения исходя из учебного модуля данной темы. 2. Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации цели. 3. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Цепочка П (потребитель) => М (мотив) => Ц (цель) => Д (действие) => Р (рефлексия) 4. Построение методики преподавания на основе поставленной цели занятия и уровня учебных возможностей учащихся. 5. Организация учебной деятельности школьников. Диагностика изменения знаний, умений и навыков учащихся. Использование принципа завершенности обучения. 6. Организация эффективного управления процессом усвоения. 7. Хронометраж планируемого учебного занятия. 8. Анализ проектирования педагогических действий. Вычисление коэффициентов эффективности урока. 9. Коррекция технологии проведения урока. В настоящее время наибольшую сложность представляет проблема качественной оценки труда учителя и учащихся. Педагогическая наука в этом вопросе отстает. Оценивают труд учителя не по конечному результату, а по процессу (уроку). Нет четких критериев оценки, есть только впечатления. В этом смысле технология В.П. Беспалько представляет большой интерес. Мною показана методика научного проектирования урока с заранее заданной эффективностью, его оценка с помощью K эф, что создает комфортные условия для совместной деятельности учителя и учащихся. Список используемой литературы: 1.В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М., Педагогика, 1989г.). 2.В.П. Беспалько «Основы теории педагогических систем» (М., Педагогика, 1989г.).

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."

Статья "Научный подход к проектированию и анализу урока."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017