Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."
Оценка 4.6

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
русская литература
Взрослым
30.05.2017
Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."
Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.выступление на педсовете
Организация проектной деятельности на уроках литературы 2.docx
Организация проектной деятельности на уроках литературы. Оксана Александровна Куликова, учитель русского языка и  литературы МБОУ – гимназии № 1 с. Красногвардейского Задача   школы   заключается   не в том,   чтобы   передать   детям   сумму   знаний, а в том,   чтобы   научить их   получать   эти   знания.   Поэтому   сегодня   неотъемлемой частью учебного процесса  становится проектная деятельность, которая позволяет реализовать личностно­ориентированный подход в обучении.  Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру   доминирующей   деятельности,   по продолжительности   исполнения.   Формы   реализации   проекта   также   различны:   это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п.   по   количеству   участников,   Использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование   ключевых   компетенций:   исследовательской,   коммуникативной, информационной, технологической. Трудность при создании проектов по литературе заключается в том, что логика преподавания   литературы     не дает   возможности   применения   метода   проектов на уроке,   так   как   практически   все   урочное   время   уходит   на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. Решением данной проблемы является вплетение проектной методики в канву   что   позволяет   увеличить   долю   исследовательской   деятельности урока, в образовательном процессе на уроках  литературы.   причинно­следственные   связи. плане       Необходимо   научить   детей   самостоятельно   мыслить,   находить   и   решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать значимой   в исследовательском,       требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность,  познавательную и творческую активность. Применение метода проектов  на уроках литературы позволяет осваивать новые  формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. творческом         Наличие   проблемы,       В   основе   проекта   лежит   какая   –   то   проблема.   Чтобы   ее   решить,   требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:   интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);  творческими   (умение   генерировать   идеи,   умение   находить   множество вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия тог или иного явления);  коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником). Основные требования к использованию методов проектов: ­ наличие значимой проблемы; ­ практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; ­ исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность; ­ структурирование содержательной части; распределение ролей и указание поэтапных результатов; ­ использование исследовательских методов проектирования. Достоинства этой технологии:   повышение мотивации учащихся в учебе;  получение   навыков   самостоятельного   поиска   и   обработки   необходимой информации;  повышение   самооценки   учащихся,   занимающихся   выполнением   проектной работы;  предоставление каждому возможностей самореализации;  развитие творческих способностей;  развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;  получение   навыков   презентации   себя   и   своей   работы   в   различных   форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств. Использование метода проектов на уроках  литературы можно разделить на два вида деятельности: 1. Защита   проектов   на   уроке:   исследовательских,   информационных, творческих. 2. Обучение   отдельным   видам   деятельности   при   подготовке исследовательского   проекта:   целеполаганию,  овладению   различным   видам   чтения, овладению различным видам информационной обработки текста, анализу текста с точки   зрения   его   темы,   основной   мысли,   планированию   деятельности, самостоятельной   деятельности   по   реализации   проекта,   созданию   устных монологических высказываний. Защита самостоятельно подготовленных проектов на уроке Данный   прием   возможно   использовать   на   уроках   изучения   нового материала или обобщения и закрепления изученного материала.  Информационные проекты. На   уроках   русского   языка   учащиеся   знакомятся   с   различными   видами справочной литературы, учатся работать со словарями и создавать, по образцу словари.   Так   на   уроке   литературы,   изучая   произведение   И.С.Тургенева «Муму»,учащиеся 5 класса работали над проектом «Словаря устаревших слов». Работа над таким проектом помогла пятиклассникам не только научиться работать со   справочной   литературой,   но   глубже   узнать   историю   своей   страны,   увидеть мастерство писателя. Проект  включал в себя следующие этапы: 1)Этап ориентирования Учащимся дается опережающее домашнее задание по литературе: прочитать рассказ,   выписать   незнакомые   слова   и   узнать   их   значение.   Формируем информационную,   культурологическую   компетенции   через   самостоятельную деятельность учащихся. 2)Этап разработки На уроке рассматриваем домашнее задание, создаем совместно с учащимися модель словаря: образец словарной статьи, структуру самого словаря. Для этого рассматриваем   различные   виды   словарей:   энциклопедический,   толковый, этимологический,   орфоэпический,   орфографический   –   анализируем   структуру словарей и словарных статей. Формируем информационную, исследовательскую, предметную компетенции через учебную деятельность на уроке. 3)Этап реализации проекта В качестве домашнего задания ученики создают словарные статьи по модели, разработанной   на   уроке.   Ученики   в   самостоятельной   деятельности   реализуют полученные   на   уроке   знания.   Формируем   информационную,   исследовательскую, предметную компетенции через самостоятельную деятельность. 4)Этап презентации результатов проекта При поверке домашнего задания ученики, защищают свои страницы словаря, объясняя   значение   слова.   Формируем   коммуникативную   компетенцию   через организацию выступлений и их обсуждение. 5)Этап оценки проекта На   заключительном   этапе,   когда   представляются   самостоятельные   работы, учащиеся   обсуждают   свои   работы,   высказывают   свое   мнение   о   том,   чему   они научились, что сделали, что еще  можно было  сделать. Формируем рефлексивную компетенцию   через   обсуждение   самостоятельной   учебной   деятельности   и   ее результатов. Творческие проекты   Проект  включает в себя следующие этапы: 1)Этап ориентирования и разработки Весь класс разделился на группы, и каждая группа получает своё задание. На данном этапе учащиеся выбирали род своей деятельности исходя из своих интересов,   склонностей   и   предпочтений,   знаний   и   умений.   Происходит формирование социальной и коммуникативной компетенций через обсуждение видов деятельности, необходимых для реализации проекта. 2)Этап реализации проекта Определив вид своей деятельности, учащиеся приступили к подготовке урока в соответствии со своими ролями.  3)Этап презентации результатов проекта и его оценки Групповые проекты При   изучении   творчества   И.   А.   Крылова   в   5   классе,   выделяем   один   час   на внеклассное чтение и проводим его в форме защиты творческих проектов. Проект включает в себя следующие этапы. 1)Этап ориентирования и разработки На первом уроке школьники получают задание: инсценировать басню  И.   А.   Крылова.   Учащиеся   делятся   на   группы,   вместе   с   учителем   выбирают басню   для   инсценировки,   распределяют   деятельность   в   группе.   Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта. 2)Этап реализации проекта Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции. Через самостоятельную   деятельность   учащихся   формируются   информационная, коммуникативная, социальная, предметная компетенции. 3)Этап презентации результатов проекта и его оценки На   заключительном   уроке   (внеклассном   чтении)   защищают   свои   проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным   учителем   критериям.   Формируются   коммуникативная   и рефлексивная  компетенции. Исследовательские проекты Данные   проекты   использую   в   качестве   докладов   на   вводных   уроках   и   во внеурочной деятельности. Работа над данными проектом происходит вне урока, так как   требует   от   учащихся   определенных   навыков,   интересов   и   склонностей   к исследовательской деятельности. На самом же уроке обучаем учащихся отдельным видам деятельности, необходимым для подготовки такого проекта. Обучение отдельным видам деятельности подготовки исследовательского проекта Исследовательский подход делает учащихся творческими участниками процесса познания,   а   не   пассивными   потребителями   информации,   педагоги   становятся соучастниками процесса познания мира. Исследовательский проект – составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение новых (порой   путем   самообразования),   на   активное   включение   полученных   знаний   в освоение новых способов человеческой деятельности. Формирование исследовательской  позиции учащихся — задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». При   выполнении   проекта   возникают   трудности   объективного   характера, преодоление которых – основная задача педагогических целей проектного метода. Поэтому   кроме   реализации   метода   проекта,   на   уроках   осуществляю   обучение отдельным этапам проектной деятельности. Постановка целей и задач Одним из главных этапов работы над проектом – целеполагание и постановка задач. Данный вид деятельности формируется на каждом уроке литературы. Ученики,   исходя   из   темы   урока,   учатся   определять   цель   (что   мы   должны достичь в ходе урока) и ставить задачи (что мы должны сделать для достижения цели). Работа с различными источниками информации Важным   этапом   при   подготовке   проекта   является   работа   с   различными источниками информации:  овладению   различным   видам   чтения   (ознакомительными,   изучающим, просмотровым);  овладению   различным   видам   информационной   обработки   текста   (план, конспект);  анализу текста с точки зрения его темы, основной мысли; Обучение работе с текстом осуществляется не только на уроках развития речи, но и на уроках изучения нового материала с целью овладения различными видами чтения и анализом текста с точки зрения его темы, основной мысли. Образовательный потенциал  проектной деятельности: ­ создаёт у учащихся образ цельного знания;  ­ повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;  Воспитывает:   ­   значимые   общечеловеческие   ценности   (социальное   партнёрство, толерантность, диалог);  ­ чувство ответственности, самодисциплины;  ­ способность к самоорганизации;  ­ желание делать свою работу качественно. Литература: 1. Вершинина Т.С. Стандартизация образования// Справочник заместителя  директора школы. – 2008. – № 8. – С. 4 – 9. 2. Могилев А.В. Интернет­проекты в системе образования// Справочник  заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 8 – 20. 3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные  технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12. Приложение: 1.  Паспорт проектной работы.  2. Проектные работы по литературе  «Великий сказочник: Г. Х. Андерсен».  «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».   «Астрид Линдгрен – Андерсен наших дней». «Приключения коровы ЗЮЛЬКИ» «Словарь устаревших слов» «Кирилл и Мефодий – Великие славянские просветители» .

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."

Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017