Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"
Оценка 5

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Оценка 5
Лекции
doc
математика
Взрослым
27.03.2019
Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"
Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от её организации преподавателем. Умело руководить самостоятельным трудом обучающихся, направлять этот труд – важнейшая задача преподавателя. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную преподавателем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время. Основными видами самостоятельных работ являются: работа с книгой; устные и письменные упражнения; выполнение практических и лабораторных работ; проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты; подготовка докладов, рефератов; домашние опыты, наблюдения; техническое моделирование и конструирование.
статья Андреева Н.А..doc
Организация самостоятельной работы на уроках математики Н.А.Андреева, преподаватель математики, ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех», Чувашская Республика Часто   преподаватели   техникума   в   своей   работе   сталкиваются   с отсутствием   элементарных   навыков   самостоятельного   труда   обучающихся, особенно  у первокурсников.  Очень  важно научить  обучающихся проявлять самостоятельность   в   усвоении   знаний,   ибо   наиболее   прочны   те   знания, которые получены путём активной самостоятельной работы на занятиях. Тем более,  выпускникам   предстоит   в  будущем   самостоятельно   пополнять   свои знания.          Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от её организации   преподавателем.   Умело   руководить   самостоятельным   трудом обучающихся, направлять этот труд – важнейшая задача преподавателя.          Под   самостоятельной   учебной   работой   обычно   понимают   любую организованную   преподавателем   активную   деятельность   обучающихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время. Основными видами самостоятельных работ являются: работа с книгой;  устные   и   письменные   упражнения;   выполнение   практических   и лабораторных   работ;   проверочные   самостоятельные,   контрольные   работы, диктанты; подготовка докладов, рефератов; домашние опыты, наблюдения; техническое моделирование и конструирование.     Чтобы научить обучающихся самостоятельно приобретать и пополнять знания,   нужно,   прежде   всего,   научить   их   работать   с   книгой   –     одной   из основных   источников   получения   знаний.   К   основным   приёмам   работы   с учебником   можно   отнести   следующие:   чтение   текста   учебника;   пересказ прочитанного текста; ответы на вопросы учебника, направленные на проверку усвоения прочитанного текста; выделение существенного, главного в тексте; проведение   необходимых   доказательств;   составление   плана;   составление конспекта изученного материала. Обучить   всему   этому   сразу   или   за   короткий   срок  невозможно.   Такое обучение должно носить систематический характер, и начинать его нужно с первых дней учебы. Оно должно стать органической частью всего учебного процесса, задачей всех преподавателей. Чтобы обучающиеся знали учебник математики, которым они будут систематически пользоваться, на первом же занятии   знакомлю   с   ним:   его   структурой;   характером   имеющегося   в   нем материала;   различными   способами   выделения   в   тексте   главного, обязательного   для   запоминания,   и   второстепенного,   вспомогательного; способами выделения лёгких и трудных задач и др. Стараюсь воспитывать уважение к учебнику, подчёркивая, что в него вложены знания и опыт великих ученых   и   педагогов,   что   при   внимательном   и   старательном   его   изучении можно получить много полезных и ценных сведений об изучаемом предмете. При этом использую примерную схему указаний по работе с книгой:  ­ сначала прочитай записи в тетради, сделанные на занятиях;  ­ найди соответствующий материал в учебнике;  ­   прочитай   найденный   материал   по   книге   весь,   не   заучивая,   но обязательно понимая прочитанное. Если в тексте есть ссылки на теоремы, аксиомы, определения из пройденного материала, нужно вспомнить их или найти в соответствующем месте этого или другого учебника. Если встретился непонятный или забытый термин, необходимо выяснить его значение; ­   при   чтении   текста   внимательно   смотри   на   чертежи,   при   этом   с карандашом   в   руке   восстанови   самостоятельно   чертёж   или   проделай необходимые преобразования и вычисления; ­ при повторном чтении остановись на трудных местах и запомни их, выдели главное и раздели текст на смысловые куски;  ­  попытайся   без   книги  изложить   материал,  сформулируй  определение, теорему;   запиши,   что   дано   и   что   требуется   доказать,   наметь   план доказательства   и   проведи   это   доказательство.   Работу   с   учебником   можно считать   оконченной   после   того,   как,   закрыв   учебник   и   тетрадь,   можешь воспроизвести по памяти усвоенный материал и оформить чертежи на бумаге; ­   теперь   можно   приступать   к   решению   задач,   связанных   с   изученным материалом. Изложив   новый   материал,   прошу   обучающихся   прочитать соответствующий   материал   по   учебнику   и   указать,   какой   материал,   не включённый   в   учебник,   был   на   уроке   упомянут.   Это   очень   полезный дидактический приём. Сравнение изложенного преподавателем материала с материалом   учебника   помогает   обучающимся   быть   внимательными   и   к рассказу преподавателя, и к материалу учебника. Для   самостоятельного   изучения   некоторых   тем   составляю   планы­ инструкции. Такие планы помогают находить нужный материал в учебнике математики и определяют последовательность работы с ним.  Большую роль в формировании навыков самостоятельной работы играет выполнение   домашних   заданий   по   математике.   Обдуманные   задания   для домашней   работы   помогают   закрепить   и   углубить   знания,   полученные   на занятиях,   а   также   умения   и   навыки   в   решении   задач.   Домашняя   работа позволяет   работать   обучающемуся   в   приемлемом   для   него   темпе   с использованием   приёмов   самостоятельной   работы   по   выбору.   Для качественной подготовки к выполнению домашних заданий еще в процессе изучения   нового   материала,   при   решении   задач   на   закрепление,   делаю примерно   такие   пояснения:   «обратите   внимание   на   этот   приём   –   он понадобится вам при решении задач домашнего задания», или: «эту задачу можно   решить   дома   по   образцу   рассмотренной   на   уроке»,   или:   «записи   в домашнем задании будете делать таким образом» и т.д. Подобные конкретные указания,   а   также   пометки   на   полях   тетрадей,   сделанные   обучающимися, помогут   им   при   выполнении   домашнего   задания,   а   преподаватель   будет избавлен от необходимости возвращаться к разъяснению примеров работы над домашним заданием.  Проверка   домашнего   задания   включает   такие   элементы,   как   опрос   с вызовом   к   доске,   беглый   опрос   по   домашнему   заданию   (формулировки, определения,   правила,   теоремы,   ответы   на   вопросы   домашнего   задания, задачи),   просмотр   тетрадей   домашних   заданий,   самостоятельная   работа, содержащая задачи, аналогичные заданным на дом. Письменные   задания   проверяю   систематически.   Веду   так   называемые «листы   пробелов»   на   каждого   обучающегося,   которые   заполняются   по результатам устных опросов и письменных заданий. Обучающиеся должны в ходе   текущих   заданий   или   на   специальных   дополнительных   занятиях устранять пробелы в своих занятиях. Организовать самостоятельную работу на уроках помогают карточки – задания,  разработанные   мною   по   всем   основным   темам.  В   зависимости   от поставленных   на   уроке   целей,   применяю   индивидуальные   карточки   для проверки   знаний,   домашнего   задания,   для   проведения   опроса   и   зачёта, контрольных работ и тематических зачётных работ, для закрепления нового материала,   часто   использую   информационные,   инструктивные   карточки­ задания, т.е. обучающего характера и др. Материалы карточек– заданий составляю трёх степеней сложности – для сильных, средних, слабых.  Наибольшей   самостоятельности   от   обучающихся   требуют математические   задачи,   так   как   при   их   решении   умение   работать самостоятельно   определяется   умением   применять   теоретические   знания. Разноуровневые задачи для самостоятельной работы позволяют организовать «плавную»   дифференциацию   работы   с   группой   (каждое   задание   имеет условную   оценку   степени   его   сложности).   Такие   самостоятельные   работы помогают   обучающемуся   постепенно   поднимать   уровень   своих математических знаний и умений.  Если   преподаватель,   зная   особенности   изучаемой   темы,   способности обучающихся   систематически   организовывать самостоятельную   работу,   то   может   добиться   активной   и   плодотворной работы всех обучающихся группы.   будет группы,

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019