Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"
Оценка 4.6

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
администрации +1
Взрослым
09.04.2019
Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"
В данной статье рассматриваются вопросы организации коллектива творческих личностей с точки зрения опыта заведующей художественно-эстетического отдела. Приводятся примеры из практики руководства и объясняются основные функции заведующей творческого коллектива. Ключевые слова: менеджмент, начальник, руководитель, творческий коллектив. Автор данного исследования, опираясь на свой собственный опыт руководства художественно-эстетическим отделом Дворца творчества детей и молодежи Ленинского района г. Кемерово, считает целесообразным осветить некоторые особенности своей работы в контексте полученных знаний по менеджменту.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.docx
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ «Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района г. Кемерово», г. Кемерово А. И. Любова В   данной   статье   рассматриваются   вопросы   организации   коллектива творческих   личностей   с   точки   зрения   опыта   начальника   художественно­ эстетического   отдела.   Приводятся   примеры   из   практики   руководства   и объясняются основные функции начальника творческого коллектива.  Ключевые   слова:  менеджмент,   начальник,   руководитель,   творческий коллектив. MANAGEMENT TEAM OF CREATIVE INDIVIDUALS Children and youth creativity Palace of Leninsky district of Kemerovo, Kemerovo А. I. Lubova This article discusses the Organization of collective creative individuals in terms   of   experience,   head   of   the   artistic   and   aesthetic   Division.   Examples   of management practices and explains the basic functions of the head of the creative team.  Keywords: management, Chief, Director, creative team. Современные тенденции ужесточения финансирования ставят творческие организации, в которые включаются как образовательные учреждения (школы, колледжи, ВУЗы), так и отдельные творческие заведения (театры, филармонии, арт­студии, музыкальные группы и т.п.), в условия выживания и требуют особой оригинальности, изобретательности и активной творческой деятельности. В этой связи   актуальным   является   вопрос   о   грамотном   управлении   коллективом талантливых   и   одаренных   людей;   где   перед   руководителем   встает   сложная задача упорядочить хаотичный процесс творчества, согласно жестким рамкам современных заказов государства и общества. Широко   известно,   что   главным   условием   успеха   любой   компании   и предприятия   является   ее   организационная   культура,   представляющая   собой систему формальных и неформальных правил, норм деятельности, обычаев и традиций,   индивидуальных   и   групповых   интересов   работников.   Эта организационная   культура   является   важным   стратегическим   рычагом, позволяющим мотивировать все подразделения и работников на общие цели и стимулировать   сотрудников   к   профессиональному   росту.   В   условиях творческого   процесса   эта   культура   подвергается   особым   испытаниям, поскольку   здесь   большую   роль   играет   автономность   личностей,   их профессионализм   и   психологические   качества,   которые   влияют   на   развитие коллектива   и   успешность   творческого   лица   организации.   В   этом   ключе   который   формирует необходимо   высветить   роль   руководителя, организационную  культуру, мотивирует  творческих  людей работать  в  единой команде   на   благо   всего   коллектива,   а   также   умело   локализует   назревающие конфликты   и   оберегает   подопечных   от   возможных   нареканий   с   внешней стороны. Известно, что творческий путь ­ тернист и сложен, а творческие люди, обладающие   талантом   и   своей   особой   индивидуальностью   художественного восприятия   мира,   ранимы   и   крайне   чувствительны   к   строгой   и   иногда несправедливой   оценке.   Поэтому   от   руководителя   такого   творческого коллектива   требуется   особое   понимание   психологии   деятелей   искусства   и умение   держать   нейтральную   полосу   между   чрезмерной   лояльностью   и повышенной строгостью. «Руководство   творческим   коллективом   должно   строиться   на   учете определенных нюансов и правил», ­ подчеркивает в своей статье  В. Богданов и поясняет, что для максимальной результативности от творческого потенциала команды и предотвращения возможных рисков, руководителю рекомендуется учитывать   все   тонкости   деятельности   креативных   сотрудников   и   создавать гармоничный   микроклимат   внутри   коллектива   [1].   Следовательно,   любая критика должна быть конструктивной и способствовать возможности высказать свою собственную точку зрения. Между руководителем отдела и коллективом необходима   атмосфера   договоренности   и   доверия,   поскольку   все   члены команды   должны   понимать   и   ценить   роль   напарника   в   едином   творческом процессе.   Неслучайно,   К.   Чинарова   отмечает,   что   коллективы,   в   которых «найдено   такое   взаимопонимание,   отличаются   слаженностью   работы   и оригинальностью   творческих   процессов»,   поскольку   любой   творческий коллектив,   в   который   входят   одаренные   люди,   «изначально   создан   с   целью решать нестандартные задачи, творить» [3]. Автор   данного   исследования,   опираясь   на   свой   собственный   опыт руководства художественно­эстетическим отделом Дворца творчества детей и молодежи  Ленинского  района  г. Кемерово,  считает целесообразным  осветить некоторые   особенности   своей   работы   в   контексте   полученных   знаний   по менеджменту. В его отделе, включающем музыкальное и хореографическое направления, работает семь талантливых педагогов. Каждый из них обладает своим особым складом   характера   и   индивидуальным   творческим   потенциалом,   имеет определенный статус в городе и за его пределами, а также богатую историю своего творческого пути. Поэтому к таким людям требуется особый подход, определенная   доля   уважения   и   понимания   со   стороны   руководителя.   Как отмечает   В.   Богданов,   «доскональный   контроль   творческого   работника   и формальная   отчетность   может   привести   к   совершенно   иному   результату», поскольку   «во   время   выполнения   творческих   заданий   гораздо   сложнее “схалтурить”,   чем   при   рутинных   поручениях»  [см.   1].  Исследователь   верно подчеркивает, что «основным контролером работы становится сам работник»: его   чувство   удовлетворения   результатом   и   личная   ответственность обеспечивают движение всего коллектива [см. 1]. В этой связи очень важен и личностно­профессиональный   рост   самого   руководителя,   поскольку   его подопечных,   переросших   возможности   организации   и   руководства,   сложно удерживать   в   «отстающем»   коллективе.   Как   показывает   опыт,   творческим людям не  свойственно признавать  формальные  авторитеты  и  подчиняться их надуманным правилам. Такой коллектив способен плодотворно работать только под началом тех людей, которые доказали свой профессионализм. Поэтому, как правило,   в   любых   творческих   организациях   действует   «экспертная   власть». Имеется в виду, что директор делегирует оперативное управление отдельной творческой персоне (признанному профессионалу в своей сфере), сохраняя при этом   за   собой   функции   контроля,   оценки   и   решение   административных вопросов.   Распространенной   практикой   является   разделение   функций управления   между   директором,   администратором   (начальником   отдела)   и творческим   руководителем   коллектива.   Отметим,   что   в   нашей   организации начальник   отдела   одновременно   выполняет   и   функции   менеджера,   решая административные   вопросы   и   оценивая   работу   всего   отдела,   и   функции руководителя   творческого   коллектива,   работая   с   эстрадно­вокальным ансамблем   «Серебряные   голоса».   Во   многих   творческих   организациях   ­   это распространенное явление. С одной стороны, руководитель, выполняя функцию менеджера, должен верно координировать работу своих подопечных, объяснять их верные и неверные шаги, мотивировать и подзаряжать творческой энергией. С другой ­ начальник отдела, выполняя функцию художественного руководителя, сам   является   участником   всего   творческого   процесса   организации   и   должен своим   личным   примером   демонстрировать   лучшие   стороны   своих   целей   и результатов. Важно и то, что подобная ситуация позволяет начальнику более объективно   оценивать   результаты   своих   коллег,   видеть   их   работу   «изнутри» (совместные   проекты,   концертные   мероприятия   и   конкурсы   оголяют   все   данная   ситуация   способствует «подводные   камни»).   Следовательно, сплоченности   коллектива   и   уважительному   отношению   друг   к   другу   внутри отдела.   Думается,   что   обычному   менеджеру,   не   знающему   специфики творческого процесса и подготовки художественных коллективов к конкурсной ситуации,   сложно   добиться   гармоничного   климата   внутри   своего   ведомства, поскольку   он   будет   опираться   на   теоретизированные   штампы   и   шаблоны, которые   не   будут   устойчивы   среди   художественных   руководителей   и, впоследствии, могут привести к краху всей организации.  Несомненно,   работа   в   команде   всегда   приносит   большие   плоды   и повышает эффективность в достижении поставленной цели. Особенно наглядно это демонстрируется на больших мероприятиях, в которых принимают активное участие все коллективы отдела дворца, где выставляется на оценку авторитет и престиж, не только коллективов и их руководителей, но и всего учреждения в целом.  Исходя   из   собственного   опыта,   отметим,   что   руководителю   с   самых первых   дней   своего   правления   необходимо   предельно   точно   выстроить отношения   в   коллективе   и   определить   тактику   поведения   с   каждым   из педагогов. Начальнику следует дать понять своим подчиненным, что творческая   повышение   качества   образовательных   услуг   и   уровень активность, профессионального   мастерства   коллектива   ­   это   задача   каждого художественного руководителя. Поэтому сотрудники должны хорошо понимать, то все ситуации и проблемы, возникающие в творческом процессе,  являются не индивидуальными,   а   общими   и   требуют   коллективной   помощи   в   разрешении сложных и неясных моментов в работе. Руководитель, как и коллектив, должен быть чутким к подобным вопросам и верно курировать сложившуюся ситуацию. Однако руководитель должен не забывать сохранять определенную дистанцию деловых   отношений,   не   переходя   черту   от   руководителя   к   чрезмерному товариществу,   иначе   это   может   привести   к   нарушению   дисциплины   и организованности   в   работе.   Начальник   должен   уметь   держать   в   поле   своего зрения  всех  подчиненных,  максимально  полно  владеть  информацией   по  всем художественным   направлениям,   уметь   объективно   оценивать   происходящие ситуации, своевременно откликаясь на все поступающие просьбы и возникающие затруднения,  чтобы   в   случае   необходимости   направить,  увлеченного   в   своем творческом процессе, педагога в правильном направлении. В   процессе   работы   с   творческими   людьми,   которые,   исходя   из   своих психологических   особенностей,   обладают   разными   типами   восприятия, необходимо   грамотно   подавать   информацию,   чтобы   она   была   воспринята   и осмыслена в должном виде. Особенно это важно в моменты принятия на работу новых   сотрудников   отдела,   которые   еще   плохо   ориентируются   в сформированном   коллективе.   При   этом,   новичок   должен   сразу   усвоить,   что паника, ссоры и неуважение к другим коллегам недопустимы. Очень важно, чтобы в процессе работы руководитель не потерял своего объективного взгляда как на работу своих коллег, так и на свою собственную. К сожалению, распространены случаи, когда  многие руководители, занимающиеся и   художественной   работой,   теряют   меру   оценки   собственной   работы,   не сомневаясь   в   своей   правоте   или   гениальности.   В   этом   случае   необходимо воздействие на начальника всем отделом или вмешательство вышестоящего по должности директора. В   процессе   руководства   коллективом   возникает   и   другая   сложность. Большая   ответственность   и   огромное   количество   поручений,   взваленное   на плечи начальника, мешают ему в последствии сосредоточиться на творчестве. Поэтому   руководителю   необходимо   правильно   и   функционально распланировать   свои   обязанности,   не   перегружая   себя   чрезмерными формальными заданиями. Он не в силах «взвалить» на себя все обязанности, и поэтому должен умело распределить посильную всем нагрузку среди коллег. С одной   стороны,   это   добавит   эффективности   в   работу   коллектива,   с   другой, позволит   начальнику   выполнять   и   свои   дополнительные   функции художественного руководителя. Занимая пост начальника, руководитель отдела должен четко понимать три особенности работы с творческими людьми. 1. Спешка   недопустима,   но   в   авральных   случаях   (конкурсные   ситуации   или творческие   заказы,   отчеты)   необходимо   сжимать   временные   рамки   для выполнения задания в поставленные сроки. В этом случае, ситуация должна   тщательно быть   предельно   четко   объяснена   всем   сотрудникам, проанализирована   и   впоследствии   способствовать   мобилизации   творческих сил и вдохновения всего коллектива. Начальник должен пробудить у своих подчиненных   внутреннюю   потребность   сделать   свою   работу   качественно   и оригинально, несмотря на сложившиеся обстоятельства. 2. Для   творческих   людей   свойственно   «перегорание»,  поэтому   любой   проект должен быть нацелен на результат и укладываться в оптимальные временные рамки. Руководитель должен понимать, что затяжная работа может привести к  потере   интереса   и, как   следствие, к  переключению  внимания  на  другую идею или проект.  3. Творческому   человеку   очень   сложно   переделывать   однажды   сделанную работу. Поэтому руководителю необходимо оценивать не только конечный результат,   но   и   поэтапно   контролировать   весь   процесс   работы.   Желание воплотить   появившиеся   слишком   поздно   идеи   надо   пресекать,   иначе результата можно так и не дождаться. Исходя из вышесказанного, обобщим информацию в виде основных правил для   начальников,   управляющих   творческим   коллективом.   К   ним   следует отнести:  предварительную оценку потенциальных возможностей людей;  постановку перед группой обшей цели;  распределение   ролей,   прав,   обязанностей,   ответственности   и   объяснение правил работы;  обеспечение возможности обучения и постоянного повышения квалификации;  консультирование;  сплочение группы, создание в ней благоприятного климата;  обучение разрешению конфликтов;   совместный разбор противоречий;  при   поощрении   коллективного   подхода   в   принятии   решений   отдание должного каждому;  поддержание в группе главных ценностей: демократии и гласности;  учет индивидуальных особенностей;  первоочередное предоставление слова при обсуждении младшим по возрасту и должности;  четкую формулировку цели и критериев оценки результата;  своевременное   переключение   внимания   людей   с   генерирования   идей   на анализ;  использование наглядных средств;  обеспечение включенности большинства в общую работу;  эмоциональная поддержка любых предложений;  помощь в конкретизации направлений поиска;  стимулирование выдвижения идей;  лояльность к неудачам, ошибкам;  демонстрацию веры в способности подчиненных;  подведение   промежуточных   итогов,   помощь   в   принятии   окончательного решения;  поощрение объективной критики и самокритики;   стимулирование   всесторонних   коммуникаций   со   специалистами   и занятие руководителем позиции беспристрастного наблюдателя; заинтересованными лицами;  проведение независимых экспертиз;  использование непредвзятого отношения при обсуждении проблем;  проведение   секционных   и   пленарных   заседаний   и   заседаний   «последнего шанса» [см. Никуленко, с. 200]. Таким образом, роль начальника, управляющего творческим коллективом, сложна   и   непредсказуема,   поскольку   опирается   на   решение   нестандартных ситуаций   и   на   постоянное   взаимодействие   с   творческими   неординарными личностями.   При   работе   с   таким   коллективом   необходимо   соблюдать дисциплину   и   иерархию   взаимоотношений,   а   также   формировать   понимание ответственности   за   свой   результат,   влияющий   на   имидж   всей   организации   в целом. Поэтому начальнику необходимо взвешенно и грамотно организовывать процесс подачи информации, гибко планировать свое собственное время и время своих подчиненных, поскольку жесткие рамки могут привести к конфликтной ситуации.  Список литературы 1. Богданов   В.   Руководство   творческим   коллективом:   9   правил   управления   персональный   журнал   Генеральный   директор: креативщиками   //  URL: руководителя. http://www.gd.ru/articles/3879­upravlenie­tvorcheskim­kollektivom.   ­   Загл.   с [Электронный   ресурс]:   2015.   М., ­     экрана. 2. Никуленко Т. Г. Психология менеджмента: учебное пособие для студентов. ­ Ростов н/Д.: Феникс, 2007. ­ 349 с. 3. Чинарова   К.   Коллектив­креатив   (Управление   творческим   коллективом)   // Управление компанией: журнал. ­ М., 2003. ­ №8 [Электронный ресурс]: URL: http   /327. ­ Загл. с экрана.  .  ua   /  ru   /  newspr  ://   propr  .  com   /  old       /  view  List of references 1. Bogdanov   V.   Rukovodstvo   tvorcheskim   kollektivom:   9   pravil   upravlenija kreativshhikami // General'nyj direktor: personal'nyj zhurnal rukovoditelja. ­ M., 2015.   [Jelektronnyj   resurs]:   URL:   http://www.gd.ru/articles/3879­upravlenie­ tvorcheskim­kollektivom. ­ Zagl. s jekrana. 2. Nikulenko   T.   G.   Psihologija   menedzhmenta:   uchebnoe   posobie   dlja   studentov.   ­ Rostov n/D.: Feniks, 2007. ­ 349 s. 3. Chinarova K. Kollektiv­kreativ (Upravlenie tvorcheskim kollektivom) // Upravlenie kompaniej:   zhurnal.   ­   M.,   2003.   ­   №8   [Jelektronnyj   resurs]:   URL: http://propr.com.ua/ru/newspr/old/view/327. ­ Zagl. s jekrana.

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019