Статья по математике на тему "Использование проектной деятельности на уроках математики"(5-11 класс)
Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
5 кл—11 кл
31.05.2018
Статья описывает приёмы использования проектной деятельности на уроках математики. Рассказывает о классификации проектов. О методах используемых в проектах. О кратковременных и долгосрочных проектах на уроках математики. Главным в проектном уроке является применение для исследования научных методов познания. В создании проекта может участвовать как один человек так и группа обучающихся.Статья об использовании проектной деятельности на уроках математики. Может быть использована учителями образовательных организаций.
Статья+.docx
Использование проектной деятельности на уроках математики.
Проект (латынью progektus) означает буквально «брошенный вперед», с
французского переводится как «намерения, которые осуществятся в будущем».
В педагогике проект это самостоятельная творческая работа
обучающихся, которую он выполняет, начиная от идеи и до воплощения ее в
жизнь с помощью консультаций учителя.
Такой учебный процесс базируется на учебе сотрудничества, а суть
проектной технологии заключается в том, что дети, учитывая свои интересы,
вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какуюто
практическую исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную
действительность, они овладевают новыми знаниями.
Известны разные классификации проектов.
Е. С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают
типы проектов.
1) По доминирующим в проекте методам:
исследовательский (такие проекты полностью подчинены логике
исследования и имеют структуру, которая приближена или полностью совпадает
с истинно научным исследованием. Для реализации применяются все методы
современной науки). Например: лабораторный эксперимент, социальный опрос;
творческий (предусматривается максимально произвольный подход к
оформлению результатов). Например: театральная инсценировка из истории
математики (тема «Изобретение шахмат»), построение макетов фигур (тема
«Многоугольники);
игровой;
информационный (сбор информации об объекте исследования с целью
анализа, обобщение и представление широкому кругу слушателей. Такие
проекты могут интегрироваться в исследовательских и становиться их частью);
практически ориентированный (отличается четко определенным от самого
начала результатом деятельности его участников). Например, создание пособия
«Интересная математика».
По количеству участников:
2)
индивидуальный;
парный;
групповой.
3)
По времени проведения:
краткосрочный (1—3 урока);
средней длительности (от одной недели до одного месяца); долговременный (несколько месяцев, даже лет).
4)
По характеру контактов:
внутренние или региональные;
международные.
5)
По предметносмысловому признаку:
монопроекты (в пределах одного предмета);
межпредметные.
На современном этапе развития школьного образования возникает интерес
педагогов к использованию метода проектов в рамках одного урока. Этот метод
применяю на своих уроках, подход основан на освоении обучающимися методов
научного познания.
Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий
наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения.
В основу образовательного проекта положена самостоятельная
целенаправленная исследовательская деятельность обучающихся. Исследование
в рамках одного урока носит учебный характер, но несмотря на это при его
организации используются общепринятые в науке методы познания. К ним
относятся наблюдение и опыт, аналогия, анализ и синтез, абстрагирование,
индукция и дедукция, конкретизация. Применяя эти методы познания при
организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования
в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического
учебного плана.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения
нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения
учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в
учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая
группа решает одну и ту же задачу, то целесообразно формирование
разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы,
в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.
В ходе проектного урока присутствуют все этапы, характерные для
реализации любого исследовательского проекта:
1. В процессе диалога формулируется проблемный вопрос, актуализируются
необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи
работы.
2. Гипотеза исследования выдвигается посредством мозгового штурма.
3. Метод исследования может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же
сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода обучающиеся
должны научиться решать самостоятельно.
4. Работая в группе, обучающиеся ведут поиск решения выдвинутой проблемы,
применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Делают выводы о своей
работе, анализируя полученный результат.
5. Каждая группа оформляет полученные в ходе своих исследований
результаты в виде конспекта, презентации, алгоритма и т.д. Вид отчета
оговаривается до начала выполнения работы.
6. Представляются результаты работы в виде устного сообщения.
7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до двух
академических часов (пары уроков) в зависимости от объема рассматриваемого
вопроса.
В отличие от долгосрочных проектов, проектный урок может иметь место при
изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами,
установлении причинно следственных связей между событиями и явлениями,
доказательстве теорем и выводе формул, отработке навыков решения различных
задач.
Главным в проектном уроке является применение для исследования методов
научного познания. Этот вопрос часто учителями не принимается во внимание,
отсюда затруднения в определении тематики исследования и организации
проектной деятельности. Складывается некоторый стереотип в мышлении
педагогов, заключающийся в том, что исследования могут быть проведены
только методами статистического анализа.
В создании проекта может участвовать либо один ученик, либо группа
учащихся со сходными интересами, но разнонаправленными способностями –
организатор, дизайнер, расчетчик, мастер и т.д.
Список используемых источников:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Мойсеева, А. Е. Петров; Под. редакторша Е. С. Полат. — М.: Издате
льский центр «Академия», 1999.
2. Государственный образовательный стандарт общего образования. //
Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
Статья по математике на тему "Использование проектной деятельности на уроках математики"(5-11 класс)
Статья по математике на тему "Использование проектной деятельности на уроках математики"(5-11 класс)
Статья по математике на тему "Использование проектной деятельности на уроках математики"(5-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.