ВНЕДРЕНИЕ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Стручкова Марианна Гаврильевна, учитель русского языка и литературы
Категория: СЗД, стаж работы: 3 года
МБОУ «Саккырырская СОШ им.Р.И.Шадрина»
МО «Эвено-Бытантайский национальный улус»
Как говорил Конаржевский Ю.А., современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Одним из инновационных методов обучения является сингапурская методика обучения.
Сингапурская методика обучения состоит из пяти модулей: тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов.
Сейчас я внедряю такие модули сингапурской методики обучения как развитие критического мышления, проблемное обучение и совместное групповое обучение в своей педагогической практике. Из положительных моментов стоит отметить то, что учащиеся более активно принимают участие на уроках, излагают свои мысли, не стесняются ошибиться, показывают хорошие результаты по итогам проверочных работ. Из минусов можно сказать что на подготовку к уроку уходит много времени. Надо правильно подобрать материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете должны находиться часы.
Сам урок по сингапурской методике необычен. Учащимся нравится сидеть парами, работать друг с другом, все время взаимодействовать, помогать друг другу. По этой методике ученики должны работать в команде, в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу», при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне. Наряду с закреплением изученного, развитием речи, это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-другому: учителю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Стоит отметить, что данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель.
В данной методике много разных структур обучения. Одной из ключевых структур является проблемное обучение – создание проблемной ситуации вначале урока. В России, автором технологии проблемного диалога является Мельникова Е.Л., Лауреат премии Правительства РФ в области образования и науки, доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Академии ПКиППРО (г.Москва), где мне посчастливилось стать слушателем её курсов и в дальнейшем применять на своей практике.
Данная технология широко используется в образовательной системе “Школа 2100”. На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а также их решение выполняется в ходе специально организованного проблемного диалога. Учитель, при использовании этого приема, побуждает учащихся осознать противоречие и сформулировать проблему, в ходе которого у учащихся развиваются творческие способности и речь.
На данном этапе урока ученик является организатором своей деятельности на уроке: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психологических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности.
Как и было сказано ранее, сингапурская методика очень обширна в приемах обучения. В своей педагогической практике я выбрала близкую структуру «Конэрс», которая предусматривает разделение на группы по выбору в зависимости от вариантов ответа. Пробовала работать и с «Раунд тэйбл». При этом приеме письменную работу команда по очереди выполняет на одном листе. Прием «Таймд пэа шэа» заключается в том, что два участника за определенное время дают полные ответы. При использовании приема «Эй ай Гард» (До и после) ученики сначала записывают свои первые мнения на листочке (это называется «До», то есть до объяснения новой темы), после же, в конце урока, они вновь записывали свои мнения, но уже в столбик «После». Как правило, первые и последующие мнения отличаются. Аппробировала также структуры «Куиз куиз трейд» (структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме) и «Сте зе класс» (структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку).
Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке является сам ученик и его деятельность, а учитель- помощник, наставник. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.
Как показывает практика, использование сингапурской методики обучения
развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества такие как коммуникативность,
сотрудничество, критическое мышление, креативность. Около половины
детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки,
таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции
«учитель». Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться,
чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное
отношение к процессу обучения. Обучение для каждого ребенка без исключения
становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету
существенно растет. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную
игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Список использованной литературы
1. Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов «Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня» - 2010 г.;
2. Мельникова Е.Л. «Проблемный диалог или как открывать знания с учениками»,М-2002 г.;
3. Курсы повышения квалификации в АПиКППР. Посещение открытых показательных уроков по сингапурской методике обучения в школе г.Москва (ОШ№1039), 2016 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.