Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации
Взрослым
31.03.2019
Переход на ФГОС предполагает формирование у учащихся УУД, которые являются фундаментом для ориентации в современном информационном обществе. Статья окажет помощь в организации учебного процесса зам. директора по УВР, учителю - предметнику. В статье рассматриваются блоки УУД, приемы их формирования, примеры использования.
Формирование УУД на уроках биологии.docx
Формирование УУД на уроках биологии
Переход на федеральный государственный образовательный стандарт
предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий
(УУД), которые являются фундаментом для ориентирования в современном
информационном обществе.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
Личностные УУД.
Блоки УУД
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное
самоопределение.
Они направлены на подготовку обучающихся к жизненному и личностному
самоопределению, знанию моральных норм, умению выделять нравственный
аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами.
Применительно к учебной деятельности выделяют два типа действий,
необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление
обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл
имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .
Второй тип – это действие нравственноэтической ориентации, исходя
из социальных и личностных ценностей
Приемы формирования личностных УУД
Приѐмы
обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся.
формирования личностных универсальных учебных действий
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования
формируется через учебную мотивацию.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся: 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного
материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания
учебного материала, психологовозрастных особенностей учащихся выделяют
различные способы создания проблемной ситуации.
1.Выдвижение проблемного вопроса
9класс
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень
длинными?
2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
9класс
Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям
принадлежит «космическая роль»?
3.Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных
точек зрения по одному и тому же факту
9класс
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды
объясняют:
а) как результат создания видов творцом (К.Линней);
б) как способность организмов изменяться соответственно
изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);
в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости
развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды
(Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
4. Сообщение парадоксального факта
6класс Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое
размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД предполагают:
самостоятельное выявление и формулирование учебной проблемы,
определение цели учебной деятельности, выбор темы проекта;
выдвижение вариантов решения проблемы, осознание конечного
результата, выбор средств для достижения цели;
составление плана по решению проблемы или выполнения проекта;
сравнение своих действий с целью и, если необходимо, самостоятельное
исправление ошибок;
самостоятельное определение критериев оценки.
Для формирования регулятивных УУД при изучении нового материала
можно применять технологию проблемного диалога и технологию оценивания
образовательных достижений.
Формирование Регулятивных УУД
Для формирования регуляторных УУД предлагаю следующие виды заданий.
1.Поиск информации в предложенных источниках.
2. Взаимоконтроль.
3. «Ищу ошибки»
Познавательные УУД
В блоке познавательных УУД выделяют:
1.
Общеучебные действия, включая знаковосимволические;
2. Логические действия, действия постановки и решения проблем
Общеучебные действия, включая знаковосимволические
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
Знаковосимволические действия, включая моделирование;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров;
Определение основной и второстепенной информации;
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и делового стилей;
Понимание и адекватная оценка языка СМИ;
Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание
текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы
построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
1.Умение классифицировать – это умение распределять какиелибо
объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих
признаков
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для
растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в
эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в
семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей,
потребителей, разрушителей органических веществ.
А – дождевой червь
Б клевер В – заяцбеляк
Г – голубь
Д– мукор
Е– бактерии
Ж – волк
З – хламидомонада
И– пшеница
3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б –
Прокариоты В – Эукариоты
1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6.
Животные 7. Растения 8. Фаги.
2.Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в
общем положении, делать вывод, придавать общее значение чемулибо.
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению
общего в заданных предметах и явлениях
6класс :
Что является лишним в данном перечне: растения, животные,
грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
8класс :
Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)
кровь – кость фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК митохондрии – рибосомы
6класс :
Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов.
Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро,
лист.
3. Умение заполнения таблиц
Название
Функции
Части анализатора
Воспринимающие
раздражение
4. Умение составлять схемы
Проводящие
возбуждение
Различающие
раздражение Лишайни
ки
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД предполагают самостоятельную организацию
учебного взаимодействия в группе (определение общих целей, распределение
ролей, сотрудничество друг с другом, изложение личного мнения в доступной
форме).
Приемы формирования коммуникативных УУД
Одной из форм формирования коммуникативных УУД является работа
учеников в группе.
Она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках
познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к
самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и
взаимодействовать с другими детьми.
Таким образом УУД:
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать
и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Создают условия развития личности и ее самореализации на основе
«умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к
непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную
мобильность; Развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
действий осуществляется в рамках нормативновозрастного развития
личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной
деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего
развития универсальных учебных действий.
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Статья по теме "Формирование УУД на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.