Под ИКТ-компетентностью учителя - предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. ИКТ-компетентность учителя становиться важной составляющей его профессионализма. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует от преподавателя умения работы с компьютером для решения широкого круга задач, например для грамотного набора и оформления текста при подготовке дидактического материала к уроку.текстовый редактор, статья
Профессионализм учителя средствами ИКТ.doc
Н.В.
Кривошеина
общеобразовательной школы «Исток»
Учитель информатики
– директор частной
1
Совершенствование профессионализма учителя средствами ИКТ
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной
процесса информатизации.
Целью информатизации образования является рационализация интеллектуальной
деятельности за счет использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ).
Процесс информатизации системы образования предъявляет иные требования к
педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности, которую
характеризует высокий уровень информационной компетентности и информационной
культуры. Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ,
осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого
внедрения средств ИКТ в образовательное пространство школы.
Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога
определяется его профессиональной пригодностью;
профессиональным
самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе
тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением
технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения
учителями комплекса средств ИКТ. Использование информационных технологий
это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми
средствами. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических,
организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии
выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы как
со способными детьми, так и малоуспевающими учениками, так и по
самообразованию ученика.
Компьютер способствует индивидуализации и
дифференциации обучения.
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе
учитель, как минимум, должен формировать у своих учеников умения, составляющие
ИКТ–компетентность. ИКТ–компетентность – это общешкольное умение. Эта ИКТ–
компетенция должна обеспечить школьникам возможность:
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая
получение образовательных услуг с использованием Интернет),
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности,
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики,
которая основана на знаниях.
Формирование ИКТ–компетентности должно проходить на всех уроках (а не
только на уроках информатики). Необходимо сделать акцент на формирование этих 2
умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором
большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель
должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим
учитель–предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ–
компетентностей.
Под ИКТ–компетентностью учителя–предметника подразумевается личное
качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно
использовать информационнокоммуникационные технологии в своей предметной
деятельности. Процесс формирования ИКТ–компетентности учителя должен носить
развивающий характер.
ИКТ–компетентность учителя становится важной
составляющей его профессионализма.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует от преподавателя умения
работы с компьютером для решения широкого круга задач, например, для грамотного
набора и оформления текста при подготовке дидактического материала к уроку, при
подготовке нормативных документов,
для составления эффективных
мультимедийных презентаций, для поиска информации и сетевого общения, для
представления информации широкому кругу пользователей сети Интернет и других
задач. Для выполнения этих задач учитель–предметник должен овладеть
профессиональной ИКТ–компетентностью, в которой можно выделить три уровня:
Перечень умений, входящих в состав общей ИКТ–компетентности:
поиск информации в различных источниках; использование различных
ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для
нахождения нужной информации;
критическое осмысление найденной информации;
выбор способов изучения информации пользователем с учетом
собственных возможностей, а также возможностей современной
компьютерной и информационной техники;
к использованию современных интерактивных
готовность
аспекта
телекоммуникационных
профессионального роста в условиях непрерывного образования в
постоянно меняющемся информационном обществе;
технологий как важного 3
способность к моделированию и конструированию информационно–
образовательной среды в своей собственной профессиональной
деятельности.
Общая ИКТ–компетентность является основанием для формирования базовой,
которая, в свою очередь, является необходимой для формирования предметно–
ориентированной ИКТ–компетентности.
Базовая ИКТ–компетенция для преподавателя включает в себя следующее:
наличие общих представлений в сфере ИКТ;
наличие представлений об электронных образовательных ресурсах;
владение интерфейсом операционной системы;
наличие общих представлений в сфере мультимедиа;
владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе
растровой графики;
владение навыками пользователя офисных технологий в контексте
подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих
документов;
владение базовыми Интернет–сервисами и технологиями;
владение основами технологии построения web–сайтов.
Освоение предметно–ориентированной ИКТ–компетенцией подразумевает
формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность
специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с
требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета.
На этом этапе педагог проводит уроки с использованием информационных
технологий, как следствие этого, возникает необходимость в создании собственных
электронных образовательных ресурсов, накапливается опыт, т.е. учитель
приобретает способность анализировать дидактический потенциал учебных
программных средств, оценивать их эффективность, предвидеть результат их
использования, вырабатывать методические рекомендации по их использованию.
Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ на уровне применения
интернет–технологий, не может носить только единовременный и краткосрочный
характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной
методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий,
требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду
информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:
непрерывное повышение квалификации учителей в области
использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
программно–аппаратное обновление и сопровождение функционирования
оборудования и информационных ресурсов образовательного
учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа
к Интернету; 4
информационно–методическое
сопровождение
педагогической
деятельности учителей с использованием ИКТ;
помощь в удовлетворении (с использованием ИКТ) образовательных
потребностей детей.
Таким образом, происходящие изменения в области информатизации образования
резко актуализируют проблемы профессиональной ИКТ–компетентности учителя.
Учитель–предметник должен быть готов полноценно реализовать основные идеи
информационно–деятельностного подхода, заложенные в стандарте образования:
понимать и осознавать сущность происходящих перемен в содержании
обучения и способах деятельности школьников;
владеть ключевыми компетентностями в области информатики и ИКТ
(обладать общей ИКТ–компетентностью);
быть готовым использовать аппарат информатики и ИКТ в своей
педагогической деятельности (обладать базовой ИКТ–компетентностью);
быть готовым к формированию информационно–технологической
компетентности школьников в процессе обучения различным предметам,
в том числе и информатике (обладать предметно–ориентированной ИКТ–
компетентностью).
В каждой школе имеется программа информатизации. В ходе реализации данной
программы мы используем нормативные документы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
2. Государственная программа информатизации образования РК.
3. Программа информатизации г. УстьКаменогорска.
4. Президентская программа интерактивного обучения
5. Государственные общеобразовательные стандарты
среднего общего
образования Республики Казахстан
6. Послание Президента народу Казахстана «Конкурентоспособному
Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». 5
В нашей школе проходят мероприятия по следующим направлениям:
материалов, подготовленных учителями в использовании ИКТ
повышение квалификации учителей – предметников в области ИКТ
материально техническое оснащение учебных кабинетов
создание единого информационного пространства гимназии
научно – методическая поддержка за счет роста учебных
В компьютерных классах школы помимо уроков информатики проводятся занятия по
прикладным курсам в профильных классах старшей школы, проводятся дополнительные занятия по
развитию компьютерной грамотности среди учащихся 59 классов; учащиеся начальных классов
посещают занятия, где используются решения логических задач в игровой форме. Кроме того, в
компьютерных классах школы регулярно занимаются учащиеся – члены научного общества
учащихся «Эврика». Они проводят исследовательскую работу, оформляют проекты, создают
презентации к своим выступлениям на различных НПК. Учителя – предметники проводят
дополнительные занятия с одаренными детьми, ведут подготовку к НПК, осуществляют проекты к
различным конкурсам. Ученики 9 и 11 классов ведут подготовку к ПГК и ЕНТ, участвуют в
пробном тесторовании.
В немаловажной степени этому способствовал тот факт, 97 % педагогов прошли курсы СИН.
Кроме того, в каникулярное время мной как курирующем завучем и учителями информатики
проводится учёба педагогов школы по использованию интерактивного оборудования на
уроках; на школьных семинарах изучался опыт педагогов по использованию интерактивного
оборудования. Проведённый мониторинг показал, что учителями за этот год было проведено
728 уроков с использованием интерактивного оборудования и электронных учебников и
пособий (особенно эффективна в этом плане работа учителей биологии, иностранного языка,
русского языка и литературы, географии, математики, химии).
Печатные статьи педагогов:
1. Международная НПК «Роль науки в индустриально инновационном
развитии Казахстана», ВКГУ, октябрь 2009 год. Подсекция «Научно
методические аспекты преподавания математики, информатики и естественных
наук». Тема выступления: «Использование системы тестирования и
голосования ACTIVOTE». Печатная статья.
2. Международная НПК «Роль науки в индустриально инновационном
развитии Казахстана», ВКГУ, Подсекция «Научнометодические аспекты
преподавания математики, информатики и естественных наук». Тема
выступления: «Новые технологии в образовании и подготовка учителей физики
в современных условиях». Печатная статья. 6
3.
«Рудный алтай» статья «Учителя должны учиться».
4. Международная НПК «Роль науки в индустриально инновационном
развитии Казахстана», ВКГУ. Подсекция «Научнометодические аспекты
преподавания математики, информатики и естественных наук». Тема
выступления: «Применения нового оборудования и компьютерных технологий
на уроках химии как средство формирования субъектности учащихся».
Печатная статья.
5.
Заочное участие в V Международной НПК «Проблемы качества образования
в современном обществе», Россия, Пенза, Тема выступления: «Применение
компьютерных технологий на уроках химии». Печатная статья.
6. Международная НПК «Роль науки в индустриально инновационном
развитии Казахстана», ВКГУ. Подсекция «Актуальные проблемы
психологической науки». Тема выступления: «ИКТ в организации
профориентационной работы школьного психолога, как условие формирования
субъектности учащихся»
7. Областной НПК (КАСУ, печатная статья «Возможности современного
кабинета физики»).
8.
«Педагогический вестник». Работа учителя иностранного языка в ЛМК.
Сотрудничество с ВКГУ им. Аманжолова:
Началось все с поставки нового интерактивного оборудования и специализированного
оборудования в кабинеты физики, химии и биологии. Студенты, которые с удовольствием выбирают
на практику нашу школу, столкнулись с трудностями в использовании нового оборудования, так
как ВУЗы в своих лабораториях (частности кафедра физики и информатики) не имели на тот
момент комплект новых приборов и оборудования. При тесном сотрудничестве в течение этого года
с кафедрой физики произошли большие изменения у двух сторон (школы и ВУЗа). ВУЗ, изучив
возможности нового оборудования на базе школьного кабинета физики, доказал руководству
необходимость сделать заказ в Министерство Образования на поставку новых физических приборов
и интерактивного оборудования. В данный момент лаборатории кафедры физики ВКГУ обновились
новыми приборами для проведения лабораторных и практических занятий. Школа уже принимает
студентов – практикантов с навыками работы в специализированных кабинетах, а в дальнейшем, мы
уверенны, что лучшие молодые специалисты будут рекомендованы кафедрой физики для работы в
нашей школе. Но самое главное, для работы НОУ, это совместная работа с преподавательским
составом кафедры:
изучение новых возможностей приборов при проведении эксперимента, то есть проведение
практической части проекта.
обмен преподавателями для чтения лекционных курсов ( в том числе дистанционных).
координация работ по созданию новых учебных программ спецкурсов и курсов по выбору.
рецензирование методических, учебных пособий. привлечение профессорскопреподавательского состава и студентов к участию в работе
семинаров и конференций
совместное использование фондов электронных библиотек
совместное проведение научноисследовательских работ, конференций, семинаров и других
форм общения ученых, учителей и учащихся.
публикации совместных монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных работ
7
и других материалов.
В данный момент радиофицирован договор о совместной деятельности ВКГУ Им. Аманжолова
в лице ректора, профессора Мамраева Б.Б и директором школы Зюбенко О.М. Далее планируется
торжественное открытие филиала кафедры физики в нашей школе, о чем будет свидетельствовать
табличка на дверях кабинета физики.
Сотрудничество с ТОО «Техноком»:
1.
разработка и апробация раздаточного материала по различным программным
продуктам.
Получение плакатов и таблиц к урокам информатики,
2.
Сотрудничество с инновационной компанией «Современный город»: участие в презентации
проекта «SMS – дневник»
Литература
1. Бурмакина И.Ф. ИКТ–компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ–компетентности
учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО. – М.: НФПК, 2005.
2. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы,
понятия, инструментарий. Учебно–методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
3. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ–компетентность студентов педагогического университета
и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004.
4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике // Физика: еженедельная
методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания. – М.: Издательский дом
«Первое сентября», 2004, №34.
5. Тихомиров Ю.В. Система компьютерного контроля знаний в виртуальном физпрактикуме // Физика в
системе современного образования (ФССО03): матер. междунар. конф. – Санкт–Петербург: РГПУ им. А.И.
Герцена, 2003.
6. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ–компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного
образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Статья "профессионализм учителя средствами ИКТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.