Представлена Статья "Развитие мышления как одной из составляющей интеллектуального развития подростков"
Если говорить об особенностях подросткового мышления, то следует признать, что у подростков преобладает абстрактное мышление, некоторыми формами которого являются понятия, суждения, умозаключения.
Диагностики степени сформированности мыслительных процессов
Способность обобщать
Некоторые задания по развитию мышления у подростков
АнаграммыЕсли говорить об особенностях подросткового мышления, то следует признать, что у подростков преобладает абстрактное мышление, некоторыми формами которого являются понятия, суждения, умозаключения.
Онищук Елена Маратовна,
учитель математики, заместитель директора
по воспитательной работе
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района,
Амурская область
2018 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Развитие мышления как одной из составляющей интеллектуального развития
подростков
суждения,
Если говорить об особенностях подросткового мышления, то следует
признать, что у подростков преобладает абстрактное мышление, некоторыми
формами которого являются понятия,
умозаключения.
Существенные признаки предмета отражаются именно в понятии. Понятия
могут быть конкретными и абстрактными. Например, маленький ребенок,
синий платок – конкретные понятия, а красота, привлекательность, время –
абстрактные понятия. В процессе учебной деятельности вся эта информация о
понятиях должна быть усвоена подростками. Основными логическим
приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение,
обобщение и т.д.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков.
Например, вода имеет следующие связи или отношения:
как продукт питания;
как среда химической реакции;
как среда происхождения жизни на Земле;
как средство гигиены и т.д.
Подросток обязательно должен уметь находить отношения между понятиями.
Наиболее часто встречаются отношения: род – вид – причина – следствие.
Например, радость – улыбка,
зима – снег, солнце – жажда.
В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят
существенные изменения. Логика построения учебных курсов в школе требует
нового характера мыслительной деятельности, нового уровня мышления. У
подростков должна развиваться способность к конкретизации, раскрытию
содержания понятия, но с этим возникают трудности.
Известно, что активная самостоятельная работа начинается тогда, когда
перед человеком возникает какаято проблема, вопрос. Поэтому учителяИгроки, правила
Дерево, кустарник
Здание, улица
Ответы
Растение, земля
Берег, вода
Глаза, печать
должны так организовать работу с подростком, чтобы перед ним чаще
возникали проблемы, побуждающие к самостоятельному решению.
Диагностики степени сформированности мыслительных процессов
Способность выделять существенное
Эту методику можно использовать в работе с учениками 6 – 7 классов
Подростками предлагается ряд слов, в котором 5 слов даются в скобках, а
одно перед ними. За 20 секунд нужно выделить из скобок 2 слова, которые
являются наиболее существенными для слова перед скобками. Например,
Задания
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, тина, рыба, рыболов, вода)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы,
наказание)
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица,
велосипед)
Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
аплодисменты)
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) Помещение, больные
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Чувство, человек
Для диагностики можно предложить любые 5 заданий из предложенных.
Обработка данных:
Ученики, которые правильно выполнили задание обладают умением выделять
существенные признаки предметов (3 задания – удовлетворительная
сформированность мыслительной операции).
Способность обобщать
Даны 2 слова. Подростку нужно определить, что между ними общего.
Ученику можно предложить 5 пар слов. Время – 34 минуты.
Задания:
Дождь – град; сказка – былина; сумма – произведение; жидкость – газ; нос –
глаз; школа – учитель; история – математика; предательство – трусость.
Три верных ответа из пяти говорят об удовлетворительной степени развития
мыслительной операции.
К подобным диагностикам относится и методика Айзенка.
Некоторые задания по развитию мышления у подростков
Шестиклеточный логикон
Голос, мелодияИнструкция: сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в
ней логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.
Пример:
2
Б
5
Д
10
?
Ответ: в пустой клетке должна быть буква «И», т.к. цифры сверху
соответствуют местам букв в алфавите.
1)
7
О
45
Д
654
?
Ответ: буква «Т» в верхнем ряду стоят числа: однозначное, двузначное,
трехзначное.
2)
жук человек лошадь
4
2
?
Ответ: цифра 4 – у жука 6 лап, у человека – 2 ноги, у лошади – 4.
3)
белый
Ответ: буква «Г» белый – прилагательное, нос – существительное, сел –
глагол.
4)
рука
нос
с
сел
?
нож
м
лук
м
п
ж
Ответ: буква «М»,т.к. рука – женского рода, нож мужского рода, лук –
мужского рода.
Анаграммы
Из каждой пары приведенных слов путем перестановки букв нужно составить
название крупного города. Все буквы должны быть обязательно использованы.
Литература:
Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Мера + ноль (Монреаль)
Мак + сад (Дамаск)
Жар + пи (Париж)
Вьюн + лис (Вильнюс)
Арест + бук (Бухарест)
Сом + ква (Москва)
Пар + га (Прага)
Нил + лат (Таллин)Ярославль, «Академия развития», 1996 г.