Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания
обучающихся
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
На современном этапе развития общества перестраиваются основания и
способы жизнедеятельности, поддерживается и ценится постоянная генерация
идей. Помогает человеку «строить отношения с самим собой меняющимся,
вчера думающим и действующим не так, как сегодня» самопознание, которое
необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. От
образования требуется такая организация процесса обучения, при которой, в
силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обучения, на
первый план выходит ориентация учащихся на самопознание.
В отечественной психологии самопознание рассматривается как
начальный этап процесса самосознания. Через самопознание человек осознает
себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психофизиологические
особенности и способности, определяет потенциал.
Самопознание – это процесс познания самого себя, своих возможных и
уже имеющихся качеств и свойств личности, а также интеллектуальных
особенностей, черт характера, межличностных отношений, в которых
участвует индивид.
Самопознание является психическим процессом, который отвечает за
целостность единства и развития личности. Процесс самопознания длится на
протяжении всей жизни.
Рассмотрим основные аспекты формирования самопознания.
Формирование данного процесса происходит поэтапно по мере отображения
внешнего мира и познания самого себя.
Самопознание включает три уровня, которые соответствуют трем
сферам организации индивида:
биологический уровень – происходит познание себя как отдельного
организма;
социальный уровень – определяет способность к научению,
постижению умениям и нормам социального поведения;
личностный уровень – проявляет возможность права выбора, принятия
решений и дальнейшего определения свой жизни.
В психологии существует научная концепция, согласно которой
процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики,
представленные определенными аспектами:
здоровье человека (психологическое и психическое);
личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Именно эти
аспекты взаимодействуют и работают целостно, отвечая за эффективность
самопознания личности.
Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно
продолжительные процессы. Эти процессы протекают на протяжении всей
сознательной жизни человека.
Саморазвитие личности это внутренний процесс духовного и
нравственного, деятельностнопрактического самопреобразования личности,
осуществляемый для повышения способности к самостоятельному решению
жизненных задач. Саморазвитие более продуктивное при творческом
использовании учителями многогранных, стимулирующих личностный рост
возможностей образовательной среды.
Саморазвитие школьника проходит наиболее эффективно в
системе образования, если педагогами будет реализована деятельность
по:
интеграции содержания системы основного и дополнительного
образования, системы воспитательной работы как непрерывного ценностно
смыслового контекста саморазвития учащегося;
вовлечению школьников в различные виды культивируемой в
образовательном пространстве школы индивидуализированной, проектной,
научноисследовательской деятельности, активизирующей внутренние
механизмы саморазвития;
развитию корпоративной культуры образовательного учреждения, как
ресурса обогащения мотивации саморазвития личности школьника.
Сегодня появилось понимание того, что приобретенные учеником
знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим
миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором
есть нечто, имеющее значение для ребенка, которое должно быть понято им,
осознано и принято.
Возникновение принципиально новых «измерений» действительности,
себя и другого человека, которые раскрывают смысл его существования, есть
проблема, которая может быть решена при условии обучения ребенка
находить, порождать и интерпретировать личностные смыслы, познавать себя.
Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания детьми
не только самой информации и ее источников, но также себя и своей
жизненной позиции. Современная жизнь ставит перед ребенком непростую
проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире.
Самопознание в системе образования должно быть нацелено на
развитие нравственнодуховной культуры личности учащегося, осознание
смысла своей жизни.
Сегодня особое беспокойство вызывает дефицит нравственнодуховной
культуры у детей. Все это повышает социальный запрос на нравственно духовную, творческую, развивающую личность. Поэтому основной целью
образовательного учреждения является такая организация образовательного
процесса, которая обеспечивала бы формирование общечеловеческих
нравственнодуховных ценностей, привитие навыков саморазвития,
ответственного подхода к себе и к окружающим, культуры поведения;
определение путей формирования нравственнодуховных качеств личности
через самопознание.
В системе образования самопознание должно быть нацелено на:
развитие осознанной необходимости нравственнодуховного
самосовершенствования;
воспитание гражданственности и патриотизма;
утверждение оптимистического взгляда на мир и чувства уверенности
в собственной успешности;
формирование чувства терпимости, стремления к взаимопониманию и
согласию, готовности прийти на помощь и оказать поддержку другим людям.
Неотъемлемой частью в системе самопознания школьников является
педагогическая диагностика и мониторинг, где основными объектами
являются:
воспитанность и обученность личности;
поведение и деятельность учащихся;
влияние внешнего окружения;
обратная связь;
психологопедагогическая коррекция.
Целенаправленная работа в данном направлении способствует
выявлению недостатков и формированию умений наметить конкретные пути к
их устранению, а также вносит конкретность в работе, нацеливает на решение
практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно
воспитательного процесса.
Самопознание необходимо для самостоятельной организации
своей деятельности. Если для осуществления необходимых действий
человеку не хватает умений и навыков, или внимательности, терпения,
настойчивости, то он сталкивается с трудностями в деятельности. В такой
ситуации дети школьного возраста часто отказываются от дальнейшей
деятельности. Задача педагога сделать так, чтобы дети, столкнувшись с
трудной задачей, начинали анализировать свои действия: почему задача не
решается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; могу ли я без
посторонней помощи найти способы и средства решения задачи. Дети,
которые знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные
силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже
выполненные и предстоящие действия, будут гораздо успешнее, эффективнее
в любой сфере жизнедеятельности. Самопознание необходимо для адекватного оценивания
человеком своих достижений и личностных качеств. Самооценка
ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется доминированием
общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к
себе адекватно. В некоторых случаях изза такой «безусловной любви» к себе
ребенок не воспринимает информацию о неуспехах, т.е. имеет неадекватно
завышенную самооценку. Эта особенность негативно сказывается и на учебной
деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками.
Школьники с завышенной самооценкой склонны объяснять свои неудачи
внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны
критиковать за ошибки своих товарищей.
Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно
только путем развития когнитивного компонента их самооценки –
самопознания. Условия для развития когнитивного компонента самооценки,
интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого
воздействия на его самооценку со стороны взрослых, должны быть созданы
уже в младшем школьном возрасте.
Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей
деятельности и личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки,
но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать
способы исправления ошибок и достижения успеха.
Школьник, у которого возникают трудности в обучении изза слабого
развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и
выполнять все их советы по правильному запоминанию учебного материала.
Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием.
Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить
приемы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять
своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.
Самопознание необходимо в профессиональном и личностном
самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек
осознанно или неосознанно осуществляет выбор профессионального пути,
который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это
происходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор велик. Но даже
если подросток задумывается о том, какую профессию выбрать и куда пойти
учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения.
Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с
развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и
особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный
обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные
цели, видеть пути и способы их достижения.
В младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над такими
вопросами, как «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?»,
«кем и каким хочу стать?». Сначала это происходит на самом простом
уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,
членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические
данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда
осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю,
нравится), желание иметь чтолибо из предметов, называют увлечения,
пристрастия и т.п.
Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание:
мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности,
желание получить в будущем привлекательную профессию, стремление стать
лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. В этих
рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично,
а иногда и критично осознавать особенности своей личности, различные
стороны своей жизнедеятельности, стремления, потребности и мотивы.
младших школьный
возраст
подростковый возраст
«Я сильный, добрый, трудолюбивый»
«У меня не очень хорошее поведение»
«Я уверен в себе»
«У меня всегда есть своя точка зрения»
«Я хочу добиться успеха в определенных
сферах деятельности»
«По своей сущности я лидер».
Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие
высокий уровень, соотносятся с такими характеристиками, как
перспективность, рефлексивность и критичность.
Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников.
Перспективные суждения отражают содержание Яидеального и указывают на
привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или
далеком будущем, на желаемые качества и особенности личности, мотивы
учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это
содержание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором
качеств совершенного человека, например, «хочу стать хорошим, ученым
человеком», «хочу стать доброй, красивой». Такое осознание желаемых
положительных качеств обеспечивается сформированностью ценностных
ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем воспитанности
учащихся.
Часто Яидеальное школьников проявляется через описания себя
взрослого, являющегося носителем какойлибо профессии и связанных с ней
качеств личности, например, «Я хочу очень стать каскадёром, они сильные и
смелые», «Я хочу быть врачом, как мама», «Я хочу в будущем стать
археологом. Мне нравится история, поэтому я хочу стать археологом». Это содержание Яидеального возникает в процессе общения детей со взрослыми,
в первую очередь близкими и родными.
Еще один вариант содержания Яидеального связан с отражением
желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной
личности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же
проявляются, но в недостаточной степени, например, «Я хочу быть хорошим
учеником», «Мне необходимо тренировать память». Осознание своего
желания измениться в лучшую сторону может появляется под влиянием
внешних оценок педагогов и родителей или в результате сравнения с
качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и
совместной деятельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях
школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.
Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников.
Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о
различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к
Яреальному. Например, «Я очень веселая», «Я не знаю, какой я на самом
деле». Такие суждения отражают особенности личности, осознание которых
произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков,
отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может проявляться и при
отражении Яидеального, например, «Я сначала решила стать учителем, потом
инженером, а сейчас хочу стать врачом, я думаю, что это моя последняя
профессия». Рассуждения по поводу своего будущего связаны с процессом
личностного самоопределения, планирования и проектирования своего
жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения являются для
старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить
значимые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести
желаемые личностные качества выражены слабо. Наличие рефлексивных
суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень
рефлексивности их самопознания.
Наличие критических суждений в самоописаниях школьников. Не
менее важной характеристикой самопознания является способность к
критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Критические
суждения, относящиеся к Яреальному детей, представляют собой негативные
характеристики личности, которые осознаются как затрудняющие
жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт
(стыд, угрызения совести и т.п.), например, «Я плохо учусь», «Я умный, но
ленивый». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки)
и себя в будущем (Яидеальное). Это проявляется в негативных
характеристиках, которые осознаются как мешающие развитию личности,
например, «Не знаю, смогу ли я когданибудь избавиться от лени», «Мне
нужно быть более внимательной, чтобы стать инженером». Наличие
критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень
критичности их самопознания. Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания
у каждого конкретного ученика могут быть разные. Школьники с высоким
уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества
личности, но и негативные черты. Они осознают возможность изменить их в
будущем, опираясь на внутренние ресурсы.
В процессе развития детей в их образе «Я» рефлексивные, критические
и перспективные самохарактеристики могут проявляться поразному. В
самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание
перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и
критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем,
часто называют несколько профессий, а желаемые качества указывают
довольно противоречивые. Их стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим
восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.
У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к
самокопанию. Они с удовольствием рассуждают о своей жизни, делах,
отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны
собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки
зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это
происходит изза того, что их самопознание, становясь все более
рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и
перспективу жизненного пути.
Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно
критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих
способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей
личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание
избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе
отмечают. Они высказывают критичность даже по отношению к себе в
будущем, говорят, что им будет трудно избавиться от недостатков. Можно
предположить, что такое неверие в себя при сильном желании измениться
обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.
Самопознание школьников протекает поразному в разных сферах
личности. При сравнении уровней рефлексивности и критичности их
суждений о себе в нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и
волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуждать о
своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью
волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания,
осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они
достаточно категорично определяют их наличие или отсутствие у себя в
настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.
Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и
интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение
в возможности приобрести эти качества в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к
управлению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о
желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и
старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми,
настойчиво добиваться своей цели и т.п.
Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и
коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не
выбирают такие самохарактеристики, как «злой человек» или «плохой друг».
В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические
суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно
встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной
желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других
умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на
восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более
нравственными и умеющими общаться с другими.
Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную
роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои
способности и возможности, умеет анализировать разные стороны своей
жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего
развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с
окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их
реализации.
Рекомендации для педагогов и родителей
Для развития самопознания у детей школьного возраста педагогам и
родителям необходимо:
уделять особое внимание формированию направленности ребенка на
понимание и осознание собственного «Я» в различных ситуациях;
создавать как можно больше ситуаций для обсуждения об усвоенных
знаниях о мире и о себе, сопровождать данные ситуации рефлексией;
организовывать взаимодействие в системе «учительученик», «ученик
ученик», «ученикученики», «учениксверстники» для приобретения и анализа
уже имеющихся социальных навыков;
помогать детям в овладении как предметными знаниями, так и в
понимании других людей, самого себя;
включать детей в совместную деятельность и межличностное
взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задач, новых
личностных ориентиров при постижении учебной деятельности;
формировать интерес к познанию различных культур, социальных
систем, народностей для лучшего понимания собеседника и достижения
поставленных целей;
обсуждать новости, которые предоставляют средства массовой
информации для своевременной регуляции формирования нравственных
ценностей у ребенка; учить воспринимать мир как систему, где человек является
участником глобального планирования;
учить вести конструктивный диалог.
Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические
труды в 4х т. М., 1980
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 429 с.
3. Берне Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
4. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984, 335 с.
5. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психол. журнал. 1981,т.2, № 3. С.
2538
6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб, заведений.—— 2е изд., стер. — М.: Издательский центр
«Академия», 2004. — 256 с.
7. Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших
школьников. Н Новгород, 1999. 243 с.
9. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе (пособие для
учителя). Н.Новгород, 1999. 53 с.
10. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания младших школьников //
Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н.Новгород, 1998. С. 207214.
11. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания
школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Серия «Педагогические науки».
2008. № 9 (33). С. 237–240.
12. Спиридонова С.Б. Исследование индивидуальнотипологических
особенностей самопознания школьников // Психологическая наука:
теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы Междунар.
науч. конф. Карачаевск: КЧГУ. 2009. С. 222–227.
13. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя /
Психологическая наука и образование, 1996. №2. С. 27 43
14. Портал психологических изданий PsyJournals.ru
— http://psyjournals.ru/education21/issue/54163.shtml [Самопознание и его роль
в развитии школьников Психология образования в XXI веке: теория и
практика].
15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.