Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Оценка 5

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Оценка 5
Лекции
docx
администрации
Взрослым
24.04.2019
Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Самопознание.docx
Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания  обучающихся Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. На современном этапе развития общества перестраиваются основания и  способы жизнедеятельности, поддерживается и ценится постоянная генерация идей. Помогает человеку «строить отношения с самим собой меняющимся,  вчера думающим и действующим не так, как сегодня» самопознание, которое  необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. От  образования требуется такая организация процесса обучения, при которой, в  силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обучения, на  первый план выходит ориентация учащихся на самопознание. В отечественной психологии самопознание рассматривается как  начальный этап процесса самосознания. Через самопознание человек осознает  себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психофизиологические  особенности и способности, определяет потенциал. Самопознание – это процесс познания самого себя, своих возможных и уже имеющихся качеств и свойств личности, а также интеллектуальных  особенностей, черт характера, межличностных отношений, в которых  участвует индивид. Самопознание является психическим процессом, который отвечает за  целостность единства и развития личности. Процесс самопознания длится на  протяжении всей жизни. Рассмотрим основные аспекты формирования самопознания.  Формирование данного процесса происходит поэтапно по мере отображения  внешнего мира и познания самого себя.  Самопознание включает три уровня, которые соответствуют трем  сферам организации индивида:  ­ биологический уровень – происходит познание себя как отдельного  организма;  ­ социальный уровень – определяет способность к научению,  постижению умениям и нормам социального поведения;  ­ личностный уровень – проявляет возможность права выбора, принятия решений и дальнейшего определения свой жизни. В психологии существует научная концепция, согласно которой  процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики,  представленные определенными аспектами: ­ здоровье человека (психологическое и психическое); ­ личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); ­ гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Именно эти  аспекты взаимодействуют и работают целостно, отвечая за эффективность  самопознания личности. Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно  продолжительные процессы. Эти процессы протекают на протяжении всей  сознательной жизни человека. Саморазвитие личности ­ это внутренний процесс духовного и  нравственного, деятельностно­практического самопреобразования  личности,  осуществляемый для повышения способности к самостоятельному решению  жизненных задач. Саморазвитие более продуктивное при творческом  использовании учителями многогранных, стимулирующих личностный рост  возможностей образовательной среды.  Саморазвитие школьника проходит наиболее эффективно в  системе образования, если педагогами будет реализована деятельность  по: ­ интеграции содержания системы основного и дополнительного  образования, системы воспитательной работы как непрерывного ценностно­ смыслового контекста саморазвития учащегося; ­ вовлечению школьников в различные виды культивируемой в  образовательном пространстве школы индивидуализированной, проектной,  научно­исследовательской деятельности, активизирующей внутренние  механизмы саморазвития; ­ развитию корпоративной культуры образовательного учреждения, как  ресурса обогащения мотивации саморазвития личности школьника. Сегодня появилось понимание того, что приобретенные учеником  знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим  миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором  есть нечто, имеющее значение для ребенка, которое должно быть понято им,  осознано и принято. Возникновение принципиально новых «измерений» действительности,  себя и другого человека, которые раскрывают смысл его существования, есть  проблема, которая может быть решена при условии обучения ребенка  находить, порождать и интерпретировать личностные смыслы, познавать себя. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания детьми  не только самой информации и ее источников, но также себя и своей  жизненной позиции. Современная жизнь ставит перед ребенком непростую  проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире. Самопознание в системе образования должно быть нацелено на  развитие нравственно­духовной культуры личности учащегося, осознание  смысла своей жизни. Сегодня особое беспокойство вызывает дефицит нравственно­духовной  культуры у детей. Все это повышает социальный запрос на нравственно ­ духовную, творческую, развивающую личность. Поэтому основной целью  образовательного учреждения является такая организация образовательного  процесса, которая обеспечивала бы формирование общечеловеческих  нравственно­духовных ценностей, привитие навыков саморазвития,  ответственного подхода к себе и к окружающим, культуры поведения;  определение путей формирования нравственно­духовных качеств личности  через самопознание.  В системе образования самопознание должно быть нацелено на:            ­ развитие осознанной необходимости нравственно­духовного  самосовершенствования;           ­ воспитание гражданственности и патриотизма; ­ утверждение оптимистического взгляда на мир и чувства уверенности  в собственной успешности; ­ формирование чувства терпимости, стремления к взаимопониманию и  согласию, готовности прийти на помощь и оказать поддержку другим людям.            Неотъемлемой частью в системе самопознания школьников  является  педагогическая диагностика и мониторинг, где основными объектами  являются: ­ воспитанность и обученность личности; ­ поведение и деятельность учащихся; ­ влияние внешнего окружения; ­ обратная связь; ­ психолого­педагогическая коррекция.  Целенаправленная работа в данном направлении способствует  выявлению недостатков и формированию умений наметить конкретные пути к их устранению, а также вносит конкретность в работе, нацеливает на решение  практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно­ воспитательного процесса.  Самопознание необходимо для самостоятельной организации  своей деятельности. Если для осуществления необходимых действий  человеку не хватает умений и навыков, или внимательности, терпения,  настойчивости, то он сталкивается с трудностями в деятельности. В такой  ситуации дети школьного возраста часто отказываются от дальнейшей  деятельности. Задача педагога сделать так, чтобы дети, столкнувшись с  трудной задачей, начинали анализировать свои действия: почему задача не  решается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; могу ли я без  посторонней помощи найти способы и средства решения задачи. Дети,  которые знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные  силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже  выполненные и предстоящие действия, будут гораздо успешнее, эффективнее  в любой сфере жизнедеятельности. Самопознание необходимо для адекватного оценивания  человеком своих достижений и личностных качеств. Самооценка  ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется доминированием  общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адекватно. В некоторых случаях из­за такой «безусловной любви» к себе  ребенок не воспринимает информацию о неуспехах, т.е. имеет неадекватно  завышенную самооценку. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками.  Школьники с завышенной самооценкой склонны объяснять свои неудачи  внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны  критиковать за ошибки своих товарищей. Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно  только путем развития когнитивного компонента их самооценки –  самопознания.  Условия для развития когнитивного компонента самооценки,  интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого  воздействия на его самооценку со стороны взрослых, должны быть созданы  уже в младшем школьном возрасте. Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей  деятельности и личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать  способы исправления ошибок и достижения успеха. Школьник, у которого возникают трудности в обучении из­за слабого  развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и  выполнять все их советы по правильному запоминанию учебного материала.  Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием.  Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить  приемы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять  своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере. Самопознание необходимо в профессиональном и личностном  самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек  осознанно или неосознанно осуществляет выбор профессионального пути,  который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это  происходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор велик. Но даже  если подросток задумывается о том, какую профессию выбрать и куда пойти  учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения.  Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с  развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и  особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные  цели, видеть пути и способы их достижения. В младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над такими  вопросами, как «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?»,  «кем и каким хочу стать?». Сначала это происходит на самом простом  уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,  членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические  данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда  осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю,  нравится), желание иметь что­либо из предметов, называют увлечения,  пристрастия и т.п. Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание:  мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности,  желание получить в будущем привлекательную профессию, стремление стать  лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. В этих  рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а иногда и критично осознавать особенности своей личности, различные  стороны своей жизнедеятельности, стремления, потребности и мотивы.  младших школьный  возраст подростковый возраст «Я сильный, добрый, трудолюбивый» «У меня не очень хорошее поведение» «Я уверен в себе» «У меня всегда есть своя точка зрения»  «Я хочу добиться успеха в определенных  сферах деятельности» «По своей сущности я лидер». Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие  высокий уровень, соотносятся с такими характеристиками, как  перспективность, рефлексивность и критичность.  Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников.  Перспективные суждения отражают содержание Я­идеального и указывают на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или  далеком будущем, на желаемые качества и особенности личности, мотивы  учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это  содержание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором  качеств совершенного человека, например, «хочу стать хорошим, ученым  человеком», «хочу стать доброй, красивой». Такое осознание желаемых  положительных качеств обеспечивается сформированностью ценностных  ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем воспитанности  учащихся.  Часто Я­идеальное школьников проявляется через описания себя  взрослого, являющегося носителем какой­либо профессии и связанных с ней  качеств личности, например, «Я хочу очень стать каскадёром, они сильные и  смелые», «Я хочу быть врачом, как мама», «Я хочу в будущем стать  археологом. Мне нравится история, поэтому я хочу стать археологом». Это содержание Я­идеального возникает в процессе общения детей со взрослыми,  в первую очередь близкими и родными.  Еще один вариант содержания Я­идеального связан с отражением  желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной  личности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же  проявляются, но в недостаточной степени, например, «Я хочу быть хорошим  учеником», «Мне необходимо тренировать память». Осознание своего  желания измениться в лучшую сторону может появляется под влиянием  внешних оценок педагогов и родителей или в результате сравнения с  качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и  совместной деятельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников.   Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о  различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к  Я­реальному. Например, «Я очень веселая», «Я не знаю, какой я на самом  деле». Такие суждения отражают особенности личности, осознание которых  произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков,  отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может проявляться и при отражении Я­идеального, например, «Я сначала решила стать учителем, потом инженером, а сейчас хочу стать врачом, я думаю, что это моя последняя  профессия». Рассуждения по поводу своего будущего связаны с процессом  личностного самоопределения, планирования и проектирования своего  жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения являются для  старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значимые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести  желаемые личностные качества выражены слабо. Наличие рефлексивных  суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень  рефлексивности их самопознания. Наличие критических суждений в самоописаниях школьников. Не  менее важной характеристикой самопознания является способность к  критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Критические  суждения, относящиеся к Я­реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затрудняющие  жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт  (стыд, угрызения совести и т.п.), например, «Я плохо учусь», «Я умный, но  ленивый». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки)  и себя в будущем (Я­идеальное). Это проявляется в негативных  характеристиках, которые осознаются как мешающие развитию личности,  например, «Не знаю, смогу ли я когда­нибудь избавиться от лени», «Мне  нужно быть более внимательной, чтобы стать инженером». Наличие  критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень  критичности их самопознания. Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания  у каждого конкретного ученика могут быть разные. Школьники с высоким  уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества  личности, но и негативные черты. Они осознают возможность изменить их в  будущем, опираясь на внутренние ресурсы. В процессе развития детей в их образе «Я» рефлексивные, критические  и перспективные самохарактеристики могут проявляться по­разному. В  самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание  перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и  критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем,  часто называют несколько профессий, а желаемые качества указывают  довольно противоречивые. Их стремление к саморазвитию и  самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим  восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию. У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к  самокопанию. Они с удовольствием рассуждают о своей жизни, делах,  отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны  собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки  зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это  происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более  рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и  перспективу жизненного пути. Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно  критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих  способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание  избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе  отмечают. Они высказывают критичность даже по отношению к себе в  будущем, говорят, что им будет трудно избавиться от недостатков. Можно  предположить, что такое неверие в себя при сильном желании измениться  обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей. Самопознание школьников протекает по­разному в разных сферах  личности. При сравнении уровней рефлексивности и критичности их  суждений о себе в нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и  волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуждать о  своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью  волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания,  осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они  достаточно категорично определяют их наличие или отсутствие у себя в  настоящем, а также возможность их приобретения в будущем. Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и  интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качества в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к  управлению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о  желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п. Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и  коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не  выбирают такие самохарактеристики, как «злой человек» или «плохой друг».  В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические  суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно  встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной  желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других  умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на  восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более  нравственными и умеющими общаться с другими. Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную  роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои  способности и возможности, умеет анализировать разные стороны своей  жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего  развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с  окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их  реализации. Рекомендации для педагогов и родителей Для развития самопознания у детей школьного возраста педагогам и  родителям необходимо: ­ уделять особое внимание формированию направленности ребенка на  понимание и осознание собственного «Я» в различных ситуациях; ­ создавать как можно больше ситуаций для обсуждения об усвоенных  знаниях о мире и о себе, сопровождать данные ситуации рефлексией;  ­ организовывать взаимодействие в системе «учитель­ученик», «ученик­ ученик», «ученик­ученики», «ученик­сверстники» для приобретения и анализа уже имеющихся социальных навыков; ­ помогать детям в овладении как предметными знаниями, так и в  понимании других людей, самого себя; ­ включать детей в совместную деятельность и межличностное  взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задач, новых  личностных ориентиров при постижении учебной деятельности; ­ формировать интерес к познанию различных культур, социальных  систем, народностей для лучшего понимания собеседника и достижения  поставленных целей; ­ обсуждать новости, которые предоставляют средства массовой  информации для своевременной регуляции формирования нравственных  ценностей у ребенка; ­ учить воспринимать мир как систему, где человек является  участником глобального планирования; ­ учить вести конструктивный диалог. Список использованных источников 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические  труды в 4­х т.­ М., 1980 2. Андреева Г.М. Социальная психология.­ М., 1980. 429 с. 3. Берне Р. Развитие Я­концепции и воспитание.­ М., 1986.­ 420 с. 4. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание.­ М., 1984, 335 с. 5. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психол. журнал.­ 1981,т.2, № 3. С.  25­38 6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для  студ. сред. пед. учеб, заведений.—— 2­е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 7. Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших  школьников.­ Н­ Новгород, 1999.­ 243 с. 9. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе (пособие для  учителя).­ Н.Новгород, 1999.­ 53 с. 10. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания младших школьников //  Шестилетние дети: проблемы и исследования.­ Н.Новгород, 1998.­ С. 207­214. 11. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания  школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. ун­та. Серия «Педагогические науки».  2008. № 9 (33). С. 237–240. 12. Спиридонова С.Б. Исследование индивидуально­типологических  особенностей самопознания школьников // Психологическая наука:  теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы Междунар.  науч. конф. Карачаевск: КЧГУ. 2009. С. 222–227. 13. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя /  Психологическая наука и образование,­ 1996.­ №2.­ С. 27 ­43 14. Портал психологических изданий PsyJournals.ru  — http://psyjournals.ru/education21/issue/54163.shtml [Самопознание и его роль  в развитии школьников ­ Психология образования в XXI веке: теория и  практика]. 15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья. Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Статья.  Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019