Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».
Оценка 4.8

Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
география
8 кл
31.03.2018
Статья «Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».
В данной статье рассматриваются вопросы необходимости самостоятельной работы на уроках, как одного из условий формирования социальных компетенций обучающихся. Самостоятельная работа на уроках -залог будущей успешной деятельности обучающихся. Приводятся примеры заданий для самостоятельной работы на уроках географии. А так же схема для СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ( По Шамовой Т.И.).
Корщикова С.Н. Екатеринбург.doc
«Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций». С.Н. Корщикова. (Россия, Екатеринбург) e­mail: Svetlan­ka61@mail.ru «Если человека постоянно приучать  усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности  – разучить думать самостоятельно». Дистерверг В   последние   десятилетия   социально­экономическое   развитие   России   неизменно   соотносится   с   различными государственными программами инновационной направленности, успешная реализация которых требует психологической готовности   людей   к   участию   в   этих   процессах.   От   современного   человека   требуется   проявление   самостоятельности, способность критически оценивать и постоянно осознавать, что является важным, принимать ответственные решения. Эти  процессы  требуют  внесения  изменений  в систему   отечественного  образования,  организацию  обучения  таким образом, чтобы обучающиеся целенаправленно постепенно, продуктивно осваивали такие универсальные компетенции, как готовность и способность принимать самостоятельные решения, работать в команде, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые задачи деятельности, в том числе творческого характера. Эти   необходимые   качества   современного   человека   оказывают   существенное   влияние   на   целевые   ориентиры   и системные характеристики образования, приобретают статус ключевого элемента содержания образования. В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2­го поколения (ФГОС ­2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и   развитие   их   творческого   потенциала.   Усвоение   ребенком   способов   практической   и   интеллектуальной   деятельности признается   ведущей   целью   школьного   образования,   а   развивающий   эффект   учебного   процесса   по   новым   стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.  Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное ­ приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.  Одним   из   способов   активизации   познавательной   деятельности   учащихся   является   организация   различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.  Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.  Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.   Функции самостоятельной работы  • выработка способности работать самостоятельно;  • развитие познавательной активности;  • стимулирование творческого мышления; • повышение культуры умственного труда, интереса;  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");  • формирование умения планировать время;  • выработка ответственности и инициативности.  К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.  Под   самостоятельной   учебной   работой  понимают   любую   организованную   деятельность   учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их   осмысление,   закрепление,   формирование   и   развитие   умений   и   навыков,   обобщение   и   систематизацию   знаний. Розенштейн.  Требования к организации самостоятельной работы на уроке.  1.Наличие конкретной  цели и ученик должен знать пути ее достижения.  2.Наличие конкретного задания 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.  5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.  6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом • • • • • • • работы.  7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача­развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.  Виды самостоятельной работы по дидактической цели.  1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.  В зависимости от целей самостоятельные работы :  Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие.  Повторительные  Развивающие.  Творческие.  Контрольные.        Задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся:  наблюдение;  упражнение;  работа с текстом учебника  2.По звеньям учебного процесса  задание на восприятие  задание на систематизацию  задание на закрепление учебного материала  задание на повторение учебного материала  3.По характеру познавательной деятельности обучаемого  репродуктивные задание  творческие (продуктивные)  4.По характеру руководства  подробные инструкции  менее подробные инструкции.  В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:  Работа   с   книгой:   рисунок,   график,   поиск   ответа   на   вопрос,   конспектирование,   пересказ,   план   ответа,   обобщение   по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.  Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.  Решение задач и практические, лабораторные работы.  Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).  Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)  Ответы на вопросы по видеофильму Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.  Домашние лабораторные опыты и наблюдения.  Планируя самостоятельную работу необходимо:   предусматривать ее место в структуре урока;   оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;   предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;   определять форму заданий;  устанавливать оптимальную длительность работы;   предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.  Работа с книгой. Для развития умения работы с книгой важно систематически работать с учебником на уроках.  При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая,  поэтому необходимо детям  1.внимательно читать вместе с учителем определения 2.выделять главные мысли параграфа  3.работать с рисунками, схемами, таблицами Задание может быть направлено на:  1.подготовку по учебнику ответов на вопросы 2.составление плана параграфа или его части 3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом  4.составление схем и таблиц на основе текста учебника.  Далее мне хотелось бы привести примеры некоторых заданий для самостоятельной работы, которые я использую на своих уроках.  Задание   1.  Учащимся   предлагается   прочитать   соответствующий   текст   учебника   и   заполнить   таблицу.   (Первый уровень)    Типы воздушных масс Задание №2. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить кластер: Типы горных                          Их особенности пород. Задание №3. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и ответить на вопрос:  Какова соленость Балтийского и Красного моря и почему? (назовите не менее 5 ответов) Задание №4. Подписать части рисунка вместо вопросительных знаков, дать определение следующих понятий. (рис. Части реки) Задание №5. Пользуясь фотографиями рек, сравнить горные и равнинные реки, назвать не менее 3 различий. Задание №6. Пользуясь атласом. Заполните таблицу. (Горы: высокие (более 4000м), средние (1000­2000 м), низкие (менее 1000 м). Задание №7. Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода?  «У матери было  3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло. А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают.  А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы.  Так по сей день и спорят 3 родных брата: Синий лед, Густой туман, Частый дождь. Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. Бывает же такое на свете».  Задание №8. Пользуясь, интернет ­ ресурсами, письменно ответьте на вопросы: 1. Какие моря омывают Антарктиду и почему они так названы? 2. Какой пролив отделяет Антарктиду от     ближайшего материка? Почему он так назван? 3. Что вы знаете о Земле Грейама?  4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток? 5. Как называется климат в Антарктиде? 6. В чем особенность оазиса Ширмахера? 7. Самый большой ледник в Антарктиде? Задание №9. Пользуясь, интернет – ресурсами составьте презентацию «Национальные парки США».    Ожидаемые результаты: 1. Успешное обучение большинства обучающихся. 2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта. 3. Положительное отношение к предмету. 4.Умение   организовать   себя   на   выполнение   поставленной   задачи,   осуществлять   самоконтроль   и   самоанализ   учебной деятельности. 5.Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. Если   создать   условия,   помогающие   раскрыться   потенциальным   возможностям   обучающихся,   исключить   методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным. Практический опыт учителей показал, что:  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4.   при   систематической   организации   самостоятельной   работы     у   учащихся   вырабатываются   устойчивые   навыки самостоятельной   работы.   В   результате   для   выполнения   одинаковых   по   объему   и   степени   трудности   работ   учащиеся затрачивают   меньше   времени   по   сравнению   с   учащимися   классов,   где   самостоятельная   работа   не   организуется   или проводится   нерегулярно.   Это   позволяет   наращивать   темпы   изучения   материала,   увеличить   время   на   выполнение   работ творческого характера.  СХЕМА   ДЛЯ   СБОРА   ДАННЫХ,   ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ   ПОСТАНОВКУ   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ( По Шамовой Т.И.) Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность   реализовано полностью   реализовано частично   не реализовано. 1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа: ­ при проверке домашнего задания (время);  ­ при подготовке к усвоению новых знаний (время);  ­ при изучении нового (время);  ­ при закреплении (время). 4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа? ­ репродуктивный (время); ­ частично­поисковый (время); ­ исследовательский (время). 6. Формы организации самостоятельной работы: ­ общеклассная; ­ групповая; ­ парная; ­ индивидуальная. 7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока. Список используемых источников: 1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно­воспитательного процесса. ­ М.: Педагогика, 1982. ­ с.251­300. 2.Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. ­ М.: Педагогика, 1981. 3.Временные   требования   к   обязательному   минимуму   содержания   образовательной   области   “Технологии”   (Технология, трудовое обучение, черчение). ­ М.: Дрофа, 2001. 4.Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области “Технология”. ­ Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. ­ с.13­20. 5.Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. ­ М.: Прометей, 1995. ­ с.86­130. 6.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. ­ 2000.­ № 4. ­ с.15. 7.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. ­ Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998. 8.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. ­ 2000.­ № 4. ­ с.15. 9.Маслоу Абраахам. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Балла Г. А. и др. ­ М.: Смысл, 1999. – с.276. 10.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. ­ Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998. 11.Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. ­ М.: Внешторгиздат, 1992. ­ с.21­30.  12.Нильсон О.А. “Теория и  практика  самостоятельной  работы  учащихся”  ­Тал., 1976.  13.Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” ­ 1998. Интернет ресурсы 14. http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html 15. http://xreferat.ru/71/5690­1­samostoyatel­naya­rabota­uchashihsya­na­uroke.html 16. http://www.coolreferat.com/ 17.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/blog/samostoyatelnaya­rabota­uchashchikhsya­na­urokakh­biologii 18. http://referatwork.ru/refs/source/ref­4526.html 19. http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya­rabota­uchaschihsya­na­uroke/3/

Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».

Статья «Самостоятельная  работа суворовцев как условие формирования социальных компетенций».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018