В данной статье рассматривается такой приём технологии развития критического мышления , как "Тонкие и толстые вопросы". Этот приём учит ребят думать над прочитанным, понимать произведение. Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Тонкие и толстые вопросы.docx
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Каков вопрос — таков и ответ. (Народная мудрость)
Вам приходилось когданибудь слышать выражения типа «Какой вопрос,
такой и ответ!», «На правильно заданный вопрос ответ не нужен» и т. п
Из своего жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко
ответить «да» или «нет» (например, «Сейчас ночь?» Если вы читаете эту
книгу в ночное время, вы ответите «да»; если нет, то «нет»). Гораздо чаще
встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее,
мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий слишком
общий вопрос, требует на него однозначного ответа. Если вы не ответите
прямо сейчас, он может даже обидеться.
Мы считаем, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей
необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный
ответ (их мы назовем «тонкими»), и те, на которые ответить столь
определенно не представляется возможным (их назовем «толстыми»).
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся
в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и
конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам
определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной
стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с
информацией.
Работа по вопросам ведётся в несколько этапов.
1й этап — школьники учатся по таблице задавать вопросы, записывая в ней
продолжение каждого вопроса. Сначала они самостоятельно придумывают
тонкие вопросы, затем толстые
. 2й этап — учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала —
тонкие, а затем толстые.
3й этап — при работе с текстом учащиеся к каждой части записывают в
каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают
своим товарищам. Для того чтобы учащиеся успевали записывать вопросы,
учителю необходимо останавливаться во время чтения.
«Толстый и тонкий вопросы»
Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема. ?
?
В эту графу мы записываем те
вопросы, на которые предполагается
развернутый,
«долгий»,
обстоятельный ответ.
Например,
«какова связь между временем года и
поведением человека?».
В эту графу мы записываем
вопросы, на которые предполагается
однозначный, «фактический» ответ.
Например, «который сейчас час?».
Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих
обучающих ситуациях:
Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся
предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса,
связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,
используя свои таблицы.
Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас
интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся
необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления
попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую
графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы,
которые интересуют учащихся.
Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения
темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое
потребуется для ответа. Учителя такие вопросы могут называть неуместными
и несвоевременными. Описанный прием развивает умение оценивать
уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех
фаз урока: на стадии вызова это вопросы до изучения темы, на стадии
осмысления способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания,
при размышлении демонстрация понимания пройденного.
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить
пройденный материал. На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их
изложения (например, в процессе чтения текста или составления
конспекта).
В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках
«Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут
продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его
применением строится в 3 этапа:
I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом
«толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать
дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам
следует учиться составлять их полностью.
II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а
затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые
паузы, если материал представляется в устной форме.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг
знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в
дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на
поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку
и знания.
Примерные вопросы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
«Тонкие» вопросы
Кто главный герой?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему Павел
и Николай Кирсановы вели разный
образ жизни?
Что связывало Базарова с Аркадием? Объясните, почему Базарова тяготили
его родители?
Когда они познакомились?
Почему, вы думаете, Аркадий дружил
с Базаровым?
Как звали возлюбленную главного В чём различие взглядов на жизнь героя?
Анны Сергеевны и Фенечки?
Было ли чувство взаимным?
Мог ли Базаров жениться и зажить
тихой семейной жизнью?
Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по литературе в
6 классе на стадии рефлексии после изучения текстов о мести Ольги .
(Месть княгини Ольги древлянам — легендарное историческое событие,
произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое
монахами КиевоПечерского
под
руководством Нестора) в Повести временных лет.)
«Тонкие» вопросы
Как с каждым разом меняется месть
Ольги?
«Толстые» вопросы
Можно ли считать действия Ольги
оправданными?
монастыря (предположительно
О каких чертах характера Ольги
говорят её поступки?
И все же по пафосу повествования,
можно ли догадаться, с каким
чувством автор описывает поступки
княгини?
Можно ли считать поведение Ольга
нормальным для женщины?
Важно ли для Ольги, за что убили ее
мужа?
Что означает принцип «око за око»?
Можно ли применить этот принцип к
действиям Ольги?
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
Необходимо осуществлять обратную связь.
1.
2. Акцентировать внимание детей, что на толстые вопросы возможно
несколько ответов, а на тонкие только один.
3. Заполненная таблица ответов окончание работы над этим приёмом. Эта
таблица –справочник при подготовке к сочинениям, проверочным работам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг
знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в
дальнейшей доработке.
Литература для учителя
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 13 № 10 (58)
октябрь 2015 г.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТРУКТОР УРОКА М. В.
Коновалова
Статья "Тонкие и толстые вопросы"
Статья "Тонкие и толстые вопросы"
Статья "Тонкие и толстые вопросы"
Статья "Тонкие и толстые вопросы"
Статья "Тонкие и толстые вопросы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.