Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русская литература
Взрослым
30.01.2017
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. Они должны не только давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением отдельного предмета сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. С целью разностороннего развития личности в общеобразовательных учреждениях была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях.
Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.
В статье представлены формы и методы организации внеклассной работы по литературе.Статья «Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения» может быть использована для выступления на ШМО, семинаре, педсовете.
Доклад Стафеевой В.docx
Доклад Стафеевой В.Н.
Тема «Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая
ФГОС второго поколения».
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным
учреждениям. Они должны не только давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением
отдельного предмета сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности
реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. С целью
разностороннего развития личности в общеобразовательных учреждениях была введена внеурочная
деятельность, которая реализуется в разных направлениях
В стандартах второго поколения идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как
можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить
его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы
образования является
формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”.
Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Почему мы заинтересованы в организации
ВД? Наша заинтересованность и объясняется ориентацией на новые образовательные результаты. Если
предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении
метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов
человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит
своей целью прежде всего развитие личности обучающихся.
В Пункте 13 раздела III «Требования к структуре основной образовательной программы основного
общего образования» говорится, что основная образовательная программа основного общего
образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под
внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классноурочной и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте
воспитания и социализации.
Задачи внеурочной деятельности:
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
Улучшить условия для развития ребенка
Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ
организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию обучающихся и в формах отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и
метапредметных). Различают три уровня воспитательных результатов.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, т.е. социально
значимые знания, которые планируется передать детям; приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.д.) (Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом).
Второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым
ценностям общества, а также социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
(Достигается в дружественной детской среде коллективе).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия, т.е. тот опыт социально значимого действия, приобретение которого
школьниками планируется организовать. (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами).
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование
результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Внеурочная деятельность обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений,
творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования
личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой
творческий потенциал.
В свою очередь три уровня воспитательных результатов мы можем сформировать только тогда,
когда занятия внеурочной деятельностью будут ориентированы на формирование УУД. Внеурочная
деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует
современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества.
Замечено, что потребность учащихся в творчестве и самовыражении реализуется полнее, если
внеурочная деятельность является органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в
своей практике я не ограниваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей
учащихся, а организую и различные формы внеклассной деятельности.
Внеклассная работа помогает тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их
языковую и коммуникативную компетентности, способствует духовнонравственному воспитанию.
Внеурочная деятельность по литературе
Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и
оценить успех каждого ученика.
Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята
должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной
речи учащихся;
Освоение знаний о русской литературе, её духовнонравственном и эстетическом значении, о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы.
Цели и задачи внеурочной работы по литературе. Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы в
школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные,
организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними,
выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к
родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе
такой деятельности:
1.Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем
вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице
литературы;
2.Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов,
склонностей;
3.Повышение общей языковой культуры;
4.Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
5.Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;
6.Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности,
инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
7.Воспитание коммуникативной культуры школьников;
8.Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
9.Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе,
культура общения.
Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке
сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Виды и формы внеурочной работы по литературе.
По времени действия виды внеурочной работы делятся на:
А) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение
занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.
Б) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают
как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или
даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью). Этим занимаются уже учителя литературы.
По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:
1.массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными
участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы
школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или
школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в
активную работу в течение мероприятия; 2.групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);
3.индивидуальные (консультации).
По степени активности участников внеурочного мероприятия:1.активен каждый участник;2.активна
группа участников;3.активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.
1. Викторина.
По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это
игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из
словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой
нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую
классификацию викторин.
В зависимости от формы проведения:
устные,
письменные.
В зависимости от предлагаемого материала:
тематические,
нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.
Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо разных.
2. Лингвистические и литературные конкурсы.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы
(С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами»,
«регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя
игра», «Умники и умницы», «Слабое звено».
Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую
стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или
лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут
проводится по какойлибо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по
различным изучаемым темам.
3. Конференции.
В словаресправочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как
собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какогото вопроса.
Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение
подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научнопопулярной литературой по
языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и
используются как прием развития устной речи учащихся.
Мною проводилась конференция, посвященная жизни и творчеству поэтов «серебряного века»,
роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Разновидностями конференций можно считать следующие: Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых
лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических
явлениях.
Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение
(обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.
4. Конкурс литературных газет.
Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:
1.Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над
сочинениями в публицистическом стиле.
2.Развитие художественного, эстетического вкуса.
3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на
определенном формате стенгазеты.
Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для
определения лучших исполнителей:
Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими
сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же
теме.
Научнопопулярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной
форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной
литературы фактов языка или литературы на заданную тему.
Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное
написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами
членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и
буквы класса).
Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).
Объем – 1 лист ватмана.
5.Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу
в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.
Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой
культуры, развитие творческих способностей учащихся.
Выделяются устные журналы двух типов:
1.Тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос.
2.Обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору
художественной литературы и популярных книг о языке.
Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество
учащихся. Кроме того, эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с
индивидуальной. 6. КВН.
В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету
стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу
творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и
частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.
7. Лингвистические и литературномузыкальные вечера, литературные гостиные,
балы литературных героев.
Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по
русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:
Литературномузыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются
предельно кратко, четко, эмоциональновыразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение
материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В
монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературномузыкальный монтаж
придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие
сообщаемого материала более глубоким и ярким.
Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны
быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких
классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из
них.
Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные
газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.
8. Дни, Недели русского языка и литературы.
Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка и литературы.
День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна
только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики
участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу
по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать
праздником, итогов внеурочной работы.
Подготовка Дня, Недели, ведется в течение длительного времени методическим объединением
учителей русского языка и литературы.
9. Проектная деятельность.
Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную
деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития
личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и
сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному
образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение
знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области
познания.
10. Олимпиады Задачи:
повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы;
выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной
литературы учащихся, активизация их творческого потенциала ;
повысить общекультурный уровень учащихся;
вызвать интерес учащихся к творческой научноисследовательской деятельности;
развить творческие способности учащихся;
пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову;
выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных
произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.
Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с
практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной
деятельности.
Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является
общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что
материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных
требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие
требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не
только на уроках, но и во внеклассной работе.
Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый
количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того
или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:
добровольное участие школьников в мероприятиях
комфортность ( мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной
форме.
Задача педагога, – помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение
окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам, которые я
преподаю.
Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания.
Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется
в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия являются жизненно необходимыми в
школе, так как:
соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо
подготовленных – на участие в мероприятии
соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность
учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия
соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и
вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.
Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не
стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу
большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются
игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это
способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у учеников естественное
желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.
Над вышеизложенной темой я работаю с первого года моей педагогической деятельности. Есть
определённые успехи, победы. Но всё время нахожусь в творческом поиске и на достигнутом не
останавливаюсь. С моими учениками принимаем участие в литературных, поэтических, творческих
конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.
Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в
изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного
творческого дела.
Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно
получение знаний. И для учителей естественно стремление искать (и находить) новые эффективные
приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать
образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая
является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы школы.
Считаю, что внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная
таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой
личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой
к успешной самореализации в современном обществе.
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.