План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:
«Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель урока: формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с русскими поэтами-фронтовиками,
- показать значение поэзии в годы войны;
развивающие:
- способствовать развитию речи;
- продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
- развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, кинематограф);
- активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Ход урока.
1.Организационная часть.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2.Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим на экран.
(Показ презентации)
С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.
3. Определение детьми темы и цели урока.
- Как вы считаете, ребята, какова сегодняшняя тема и цель урока
4. Слово учителя
Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
5.Беседа с классом.
- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
- Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?
- Какие песни о войне вам знакомы?
Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачом и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
6. Ученик читает о К.М. Симонове.
Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он являлся военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда».
Сейчас мы прочитаем о поэте статью в учебнике.
7.Чтение стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
8.Слово учителя.
- К кому обращается поэт в этом стихотворении?
- Верно, Симонов обращается к своему другу, писателю А.Суркову.
- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?
– Какие картины изображает поэт?
– Как создается образ русской земли в стихотворении?
9.Слово учителя.
И сегодня мне хотелось бы познакомить вас еще с одним замечательным поэтом фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт.
Подробнее о нем прослушаем выступление учащегося.
10. Чтение стихотворения «Сороковые».
11. Анализ стихотворения.
- Каким настроением пронизано стихотворение?
(Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..)
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
(Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни).
12.Слово учителя
Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошло 73 года после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежиссеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвященному 9 МАЯ, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему.
13.Подведение итогов урока.
– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой, она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
4.Домашнее задание
Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.