Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».
Планируемые результаты:
- совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);
- формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);
- воспитание нравственных качеств (В)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент - Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Речевая разминка -Подготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитаем строчки из стихотворения медленно:
-Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Ой, досточка качается,
Сейчас я упаду.
-Прочитаем шепотом, чуть громче, громко. Прочитаем медленно, быстрее, быстро.
-Ребята, кто автор этого стихотворения?
-Агния Барто
Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?
Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».
Планируемые результаты:
совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);
формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);
воспитание нравственных качеств (В)Этап урока
1. Орг. момент
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу
и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы
спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю
вам хорошего настроения и бережного отношения
друг к другу.
2. Речевая разминка Подготовим наш речевой аппарат к работе.
Агния Барто
Мы продолжаем искать разгадку
тайны сатиры и юмора.
Прочитаем строчки из стихотворения медленно:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Ой, досточка качается,
Сейчас я упаду.
Прочитаем шепотом, чуть громче, громко.
Прочитаем медленно, быстрее, быстро.
Ребята, кто автор этого стихотворения?
Сегодня на уроке мы будем работать над
стихотворениями Агнии Львовны Барто. Как вы
думаете, почему стихи А. Барто включены в
«Путешествие 13»? (сл.1)
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии
Львовны Барто: « Улыбнись на счастье!»
Когдато давнымдавно, еще до войны сочинила А.
Барто шутливую песенку «Вежливый вальс»
(сл. 2)
Пусть грубость исчезнет навеки,
3.Сообщение темы
и цели урока
4.Подготовительна
я работаПускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Что и говорить хорошо бы иметь лекарство от
подобных болезней, проглотил лежебока пилюлю, и
его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый
хвастун в один день превратился в скромнейшего
человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел.
Надо, видимо искать другое средство. А оно
оказывается, уже найдено. Но хранится это средство
не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке,
в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга,
воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги
писала А.Барто – любимый поэт всех детей.
Агния Львовна Барто родилась в Москве 17
февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи
А.Барто начала писать в раннем детстве, в первых
классах гимназии. Самым строгим ценителем ее
стихов был ее отец Лев Николаевич Волохов,
ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без
букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она
самостоятельно стала читать. Отец требовательно
следил за ней, учил, как надо правильно писатьстихи. Но Агнию Львовну в то время манило другое
– музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей.
Поэтому и поступила учиться в хореографическое
училище, но и там продолжала сочинять стихи.
Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что
поэзия для нее важнее. И в 1925 г. ( ей тогда было
всего 19 лет) вышла в свет ее первая книжка
«Китайчонок Ван Ли и мишка воришка». Стихи
очень понравились читателям.
А. Барто часто можно было встретить среди ребят.
Она посещала школы, присутствовала на уроках,
встречалась со своими читателями в детских
библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния
Барто предлагала: «Уважаемые дети, я прочту
лишь первую строчку, а вы сами продолжайте
остальное». Не было случая, чтобы ребята не
вспомнили стихотворение.
А знаете ли вы творчество А. Барто? Назовите:
1) Имя мальчика, у которого добрая душа?
(Вовка)
2) Как звали девочку, у которой синенькая юбочка,
ленточка в косе? (Любочка)
3) Подруга Тамары, с которой она ходила парой?
( Таня)
4) Стихотворение, которое начинается словами:
Весна, весна на улице
Весенние деньки: (Веревочка)5) Продолжите:
«Три очка за:» (старичка)
«Ленточка с:» (букетом)
«Мы не заметили жука:» (и рамы зимние
закрыли)
«Леша, Лешенька, сделай одолжение:» ( выучи,
пожалуйста, таблицу умножения).
Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно
присматриваться, нужно знать их интересы,
увлечения. Чувствовать, о чем они думают. Есть у
Барто одна необычная книга «Переводы с детского».
Агния Барто много путешествовала, была в
Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила
стихи «невеликих поэтов» так она в шутку их
называла. «Переводы с детского» это стихи Агнии
Барто, написанные от имени детей, встреченных ею
во время этих поездок. Этот сборник оформлен
рисунками учеников художественных школ. Всю
жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила
нам много замечательных стихотворений. В рабочем
кабинете писательницы на стене в рамке висел
небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким
почерком написано:
Уронили мишку
на пол:
Ю. Гагарин
Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавтЗемли на встрече с писателями.
Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее
есть несколько сценариев для кинофильмов:
«Подкидыш», «Слон и веревочка», «Черный
котенок» и др. Многие стихотворение А. Барто
стали песнями: «Любитель рыболов», «Любаша»,
«Лешенька, Лешенька».
Агния Барто была не только детским писателем. В
годы Великой Отечественной Войны она написала
много стихов героических. Выступала по радио в
Москве, Свердловске, печатала военные стихи и
статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала
на Западном фронте, как корреспондент
«Комсомольской правды».
С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос
Агнии Барто можно было услышать на радио. Она
вела передачу «Найти человека».ей удалось
соеденить 927 семей разлученных войной. Из
полученных писем была составлена в 1969 первая
книга прозы «Найти человека»
Давайте предположим, каков может быть характер
стихотворении «Докладчик» и «Требуется друг».
Прочитаем эти стихотворения.
Какой общий заголовок вы бы дали к этим
стихотворениям «Юмористические портреты» или
«Сатирические портреты»? почему?
Давайте вспомним понятия «сатира» и «юмор».
5. Работа над
стихотворениями
А.Барто
«Докладчик» и
«Требуется друг».Сатирическое
Сатира художественное произведение, остро и
беспощадно обличающее отрицательные явления
действительности.
Юмор понимание комического, умение видеть и
показывать смешное, снисходительно
насмешливое отношение к чемунибудь;
насмешливая, шутливая речь.
Прочитаем выразительно стихотворение
«Докладчик».
Какое настроение автора нужно передать в
стихотворении?
С какой интонацией будем читать?
Над чем смеется поэтесса в стихотворении?
В стихотворении «докладчик» Барто смеется над
такими докладчиками, которые красиво и бодро
говорят с трибуны о труде и самостоятельности:
«Нужен труд всегда, везде», но как только дело
коснется их самих и самим нужно совершать самое
небольшое усилие, ну вот хотя бы поднять с пола
бумажку,
«тут докладчик морщится:
На это есть уборщица!»
Прочитаем выразительно стихотворение «Требуется
друг».
Какое настроение автора нужно передать при
чтении?6.Самостоятельна
я работа в группах с
сатирическими
портретами.
С какой интонацией будем читать?
Над чем смеется поэтесса в стихотворении?
В стихотворении «Требуется друг» А. Барто
поднимает серьезную тему. Она ведет откровенный
разговор об отношениях между ребятами, о дружбе
настоящей и мнимой. О девочке, с которой никто не
хочет дружить, потому что ее дружба никогда не
бывает бескорыстной.
А теперь выразительно на оценку будем читать
стихотворения.
Давайте проанализируем другие стихотворения
Агнии Львовны Барто, которые имеют сатирическую
направленность.
Сейчас вы будете работать в группах, каждая из
групп будет работать со стихотворением по плану
работы.
1 группа: «Квартет»
2 группа: «Шефы»
3 группа: «Копейкин»
4 группа: «Три очка за старичка»
План работы
1.Прочитай стихотворение
2.Каков главный герой?(Найди точные слова)
3.Решите вместе, о каких ребятах этот стих?
4.Над чем смеется автор?
5.Прочитайте это стихотворение так, чтобы
это поняли и слушатели.7. Итог урока
Согласны ли вы что стихи Агнии Барто – это
«незаметное воспитание»? Объясните вашу точку
зрения.
Сатира А.Барто острая, но не злая, автор знает, что
у ребенка все впереди и он может избавиться от
своих слабостей и временных недостатков, знает,
что дети способны многое понять и почувствовать,
доверяет уму ребенка.
Прошло уже более 100 лет со дня рождения А.
Барто и сколько бы лет не прошло, стихи Барто
будут читать, и они будут жить рядом с детьми,
будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят
и знают все. Они сохраняют свою актуальность,
направлены против всего того, что существует и в
современной жизни, с чем и сейчас ведется работа.
Поэтические сокровища Барто будут принадлежать
во все времена и всем поколениям (портрет).
8. Рефлексия
Ребята, интересно ли вам было на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
(покажите мимикой)