Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur40_+.doc
Литературное чтение Урок 40. Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…» Тема: Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.  Подробный   пересказ   2­й   части   рассказа   «Мой   дом»   (6   человек, 2  2  1. Проверка домашнего задания. 1. последовательно по частям). 2. Чтение записей на страничке «Осень». 2. Введение в тему урока. Чтение авторского текста (с. 181 внизу). © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. –  Обязательно   ли   грустными   должны   быть   произведения   об   осени?  На   этот вопрос мы ответим в конце урока. 2  4  2  2  3  3  Чтение стихотворений. 1.     Работа с текстами стихотворений до чтения. 1. На с. 182–183 читаем имя автора, название, рассматриваем иллюстрации. –  Что   же   нам   предстоит   сейчас   читать?   Каким   оно   может   быть?   Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.) – Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? –  Что   сейчас   хранится   в   конвертах?   Кто   их   может   надписать?   Кому   они адресованы? 2. На с. 184 читаем имя автора, название. – Что можно предположить о содержании? 2. Работа с текстами во время чтения. 1. Первичное чтение. Оба стихотворения дети читают про себя. 2. Выявление первичного восприятия. –  Что   заметили,   почувствовали?   О   чём   хочется   сказать,   чем   поделиться? Хорошо,   если   дети   заметят,   что   стихотворения   совершенно   разные   по настроению,   одно   –   детское,   стихотворение­игра;   другое   –   «взрослое», серьёзное, это не только картины поздней осени, но и размышления о жизни. Если же дети этого не увидят и не скажут, нужно привести их к этому © ООО «Баласс», 2013 работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  2выводу в результате чтения и анализа. 3.  Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором). Генрих Сапгир ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА Вот конверт Большой и жёлтый. Как же нас, конверт, Нашёл ты? Листья по ветру неслись. И конверт летел, Как лист.  (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?) Через поле – Ниже, Выше, Прошуршал По скату крыши, (Крыша наклонная.) Соскользнул Тихонько Вниз И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков  [ж]  и  [ш].)  Что ещё заметили?  (В каждой строчке по одному слову   –   поэт   показывает,   как   летел   конверт.)  При   выразительном   чтении нужно передать с помощью интонации это движение.) Тут на стул Алёнка встала помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли  в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2013 3И конверт легко достала. На конверте адрес мой. А обратный чей? Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!) Смотрим не без интереса, Что же пишут нам из леса? Пишут Лисы, Пишут Лоси, Пишут Зайцы: «Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?) «Пожелтело всё вокруг», – Пишет   пёстрый   Бурундук.  (Вы   поняли,   почему   пёстрый   бурундук   обратил внимание именно на это?) Вот записка и от Белки. Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…) Полчаса мы разбирали, Над словами хмуря лбы, Наконец­то прочитали: «Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?    – Приходите за лесным урожаем!) Пишут Утки с озера: «Ночью подморозило. Ox, озябли Наши лапки. © ООО «Баласс», 2013 4Наши лапки Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.) Рано утром Мы собрались И на юг Лететь собрались. И решило Всё собранье Передать вам «До   свиданья».  (Каким   словом   «играет»   Генрих   Сапгир?  Собрались  –   1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки,   которые   собрались.   Уткам,   похоже,   нужно   ещё   поработать   над   своей речью!) Пишет Михаил Иваныч: «Отыскал берлогу на ночь.  (Как, всего на одну ночь?  Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…) Утки тянут В путь­дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.) До весны! Ложусь в берлогу». Пишет Ёжик: «Листопад. На пеньке – семья опят. Тут же под корнями пня © ООО «Баласс», 2013 5Комнатёнка у меня. На постели – Лист резной...  (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…) Ждите весточки – весной». Ящерица написала: «Бегать по лесу устала. Кто – в берлогу, Кто – в нору. Я же прячусь Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.) И ещё два Ерша Нацарапали спеша Извещение о том, Что река Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?) Переписка Прекращается. До весны Ерши прощаются. 4. Обобщающая беседа. а) – Кто же авторы письма? Перечислите. б) – Это стихотворение­игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же? в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.) © ООО «Баласс», 2013 6г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название…   Что   можно   предположить?  (У   автора   есть   продолжение.)  Какие творческие задания можете предложить?  (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.) 5. Выразительное чтение по ролям. Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом». Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение). Давид Самойлов ПЕРЕД СНЕГОМ И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?) И это означает близость снега. Вода устала быть ручьями, быть дождём, По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот­ вот сменится снегом, уснут деревья…) Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. Ей хочется утратить речь,  (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…) Залечь, И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1­й строфе повторяется много раз?) Под низким небом, тяжелей свинца, Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато­серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.) Она устала быть самой собой. Но предстоит ещё утратить чувства, © ООО «Баласс», 2013 7Но предстоит ещё заледенеть И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?  – Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.) Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.) Торчат кустов безлиственные прутья. Распутица   кончается. размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)  (Распутица   –   время   поздней   осени,   когда   дороги Распутья Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.) Но земля ещё черна. Вот­вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.  – Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…) 1. Обобщающая беседа. а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете? б) – Каким настроением проникнуто стихотворение? в)   –  Это   стихотворение   не   только   о   поздней   осени.   О   чём   ещё?  (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…) г) – Почему именно осень навевает такие размышления? 2. Творческое задание. Нарисовать словами картину «Усталая вода». 3. Выразительное чтение. 3. Работа с текстами после чтения. © ООО «Баласс», 2013 81. Беседа. –  Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются? 2. – Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: только ли грустными должны быть произведения об осени? Ι V. Домашнее  задание. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору детей). 2. Творческое задание по выбору: а) Записки от имени лесных обитателей на кленовых листочках. б) Письмо в белом, голубом или зелёном конверте. в) Иллюстрация к стихотворению «Перед снегом». © ООО «Баласс», 2013 9

Посмотрите также