Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur16-korr.doc
Литературное чтение Урок 16. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.  Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. 1) Хоровое чтение отрывка из «Азбуковного учения». 2) Чтение переводов (по тетради). 3)   Самостоятельное   составление   планов   рассказа   о   справщике   Савватии. Обсуждение   вариантов.   Составление   обобщённого   плана   рассказа   о   русских книжниках (задание 3 в тетради, урок 15). 1. Имя (мирское и монашеское). 2. Должность, занятия. 3. Известные тексты (дошедшие до нас). © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы  в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 4. Основные темы (о чём писал). 5. Значимость для нас. 2  4  2  3  1  2  3  4  Работа с текстами. 1. Работа с текстами до чтения. 1) – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми авторами, поэтами XVII века, писавшими   для   детей,   Симеоном   Полоцким   и   Карионом   Истоминым. Прочитайте рассказ о них Николая Александровича (с. 53). Вы узнаете много интересного. Постройте на основе  прочитанного рассказ  о любом писателе (по составленному и записанному на доске и в тетради плану). Недостающую  информацию   найдите  в  биографических   справках  о  писателях (справки даны в «Тетради по литературному чтению» – урок 16, задание III.1). 2) Рассказы учащихся о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине. Каждый рассказ заканчивается прогнозом, о чём мог писать С. Полоцкий (наставник, учитель, воспитатель), о чём – К. Истомин (автор букварей, повести, стихотворений и пр.). 2. Работа с текстами во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов Симеона Полоцкого. – Почувствовали ли вы, что они написаны учителем, наставником? Почему так думаете? – Какие тексты для вас оказались неожиданными? 2) Повторное чтение текстов. – Какое стихотворение особенно близко по теме стихам справщика Савватия? Прочитайте его и сразу же переведите («Чтение»). –   Какое   стихотворение   похоже   на   загадку?   Прочитайте   его   как   загадку («Дуга»). 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 2–   На   с.   54–55   помещены   отрывки   из   двух   книг   Симеона   Полоцкого («Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Одна из этих книг – поэтическая энциклопедия, в которой в стихах описывается 1155 понятий. – Вторая книга – сборник речей (декламаций, диалогов, приветствий), которые писались   специально,   чтобы   кто­то   их   произносил   и   учился   тем   самым словесной культуре. Какая книга из двух, по­вашему, энциклопедия, какая – сборник речей? – Прочитайте текст о Земле как энциклопедический материал. Какие сведения в нём содержатся? –   А   теперь   вы   –   маленькие   внуки,   которые   обращаются   к   своему   деду. Прочитайте. – Какую строчку (из двух) позволительно сказать именно маленькому ребёнку? –   Сравните   обращение   внука   к   деду   с   обращением   сына   к   отцу.   Что сохранилось? Что изменилось? Как это отразится на вашем чтении? Прочитайте стихи «сынолюбно». – Сделайте общий вывод о творчестве Симеона Полоцкого, о том, чему он учил царских детей. 3) Самостоятельное чтение стихов Кариона Истомина. – Чем поражают эти стихи? – Что общего между стихами К. Истомина и отрывками из «Рифмологиона» С. Полоцкого? 4) Повторное чтение текстов. – Чем подкупают нас стихи, обращённые к матери? – Найдите в них строчку «что я имею, тебе отдам». Прочитайте её. Как вы понимаете эти слова? – Какие строки также говорят о беспредельной любви и благодарности? Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3– Похож ли «Букварь» К. Истомина на наш современный («Буква­картинка»)? – Какие бы предметы вы нарисовали на букву «к»? – Какие слова­предметы были явно незнакомы москвичам в XVII веке, какие – нам сейчас? 3. Работа с текстами после чтения. 1) Вопрос 1, с. 56 учебника. 2) Окончание рассказа о писателях по плану. 3) Задание в тетради (урок 16, III.2). (Т) Задание III.2. Подсказки учащиеся могут найти в текстах задания III.1. Автор 1­го текста – Карион Истомин, ведь он писал приветствия царевне Софье Алексеевне. Автор 3­го текста – Симеон Полоцкий, так как стихотворение написано от имени члена царской сeмьи. Сильвестр Медведев пишет о Симеоне Полоцком. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина. © ООО «Баласс», 2014 4© ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также