Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".
Оценка 4.8

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
28.01.2020
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".
Лермонтов 6 класс.doc

 

 


 


ТЕМА УРОКА : М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».

ЦЕЛИ УРОКА : 1) дать обучающимся представление о

                                 целостном анализе художественного

                                 текста;

                             2) подвести к выводу об особенностях

                                 мироощущения  поэта;

                             3) повторить размеры стихосложения;

                             4) развитие самостоятельного мышления;

                             5) воспитание положительных челове-

                                 ческих качеств: любовь к природе,

                                 сострадание, терпение.

ОБОРУДОВАНИЕ : проектор, рисунки, карточки

                                    с вопросами.

МЕТОДЫ : лекция, беседа по вопросам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

1.     Оргмомент ( 3 мин.)

2.     Опрос домашнего задания (7 мин.)

3.     Основная часть (20 мин.)

4.     Закрепление (10 мин.)

5.     Итог урока (3 мин.)

6.     Домашнее задание (2 мин.)

 

                 ХОД УРОКА:

1.     ОРГМОМЕНТ.(3 мин.)

Проверка посещаемости. Запись учителем  на доске и в тетрадях учащимися числа и темы урока.

2.     ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.(7 мин.)

Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». ( 3-4 человека).

3.     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.(20 мин.)

1) Вступительное слово учителя.

- В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером  может служить его стихотворение «Три пальмы». Давайте внимательно послушаем это стихотворение. ( на проекторе ставится презентация, озвученная чтецом Алексеем Борзуновым.)

        2) Словарная работа по тексту.

Аравийская земля- пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары,

Караван- группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями, использующая для передвижения вьючных животных (верблюдов, ослов, мулов, лошадей).

 Оазис- расположенный около естественного водоёма, изолированный от других крупных массивов растительности и воды, островок растительности в пустыне.

 Вьюк- ноша животного, кладь.

 Шатры- временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей, разновидность палатки.

Арабы- группа народов, населяющих государства Ближнего  Востока и Северной Африки. 

Фарис- здесь : сильный всадник.

Урочный- определённый, условленный.

Роптать- выражать недовольство, обиду .

        3) Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.

- Кто главные герои произведения? (три гордые пальмы и звучный ручей.)

- Как проходит их жизнь? ( неспешно, спокойно, но скучно : никогда не приходят к ним путники.)

- Почему пальмы недовольны своей жизнью? (никто не восхищается их красотой, они растут и цветут без пользы.)

- Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? ( появление людей)

- При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ( «звонков раздавались нестройные звуки», «прыгал, бросал и ловил», «пестрели вьюки», «с криком и свистом неслись по песку», «подходит, шумя, караван» )

А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

( Учащимся по рядам раздаются карточки с заданиями)

1-й ряд – Найдите, какими красками автор рисует караван. ( золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

2-й ряд – Какими звуками наполняет? (звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)

3- й ряд – Найдите сравнения в тексте. ( караван как челнок, люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)

- Что мы узнаем дальше из стихотворения? ( пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева) Прочитайте.

- Что же случилось с наступлением вечера? (людям стало холодно, и они вырубили деревья)

Прочитайте.

- С кем сравнивает пальмы Лермонтов? ( с живыми людьми)

- С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?          ( пали – упали, одежду сорвали – сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах)

- Почему Лермонтов говорит о них как о живых существах?                ( потому что пальмы были как живые : приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева)

- Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?       ( возникает желание отобрать топор, чувство жалости, чувство протеста.)

- Как развивались дальнейшие события? ( утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

- Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий, живительный уголок природы?           (в никому не нужное, дикое, пустое место) Прочитайте.

- Что было ценно для этих людей? ( для них был ценен собственный уют и комфорт)

- Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?

- Чем является для путешественников этот оазис? (ценностью)

- Как обошлись люди с этой ценностью? ( они уничтожили эту ценность).

Для других путешественников уничтожение этой ценности  может стоить их жизни и жизни животных. Ведь жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.

- Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? ( пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые бы радовались их красоте и восхищались ими)

- Справедливо ли такое наказание с точки зрения Лермонтова? (нет, поэт жалеет о погибших пальмах и погибшем роднике. Ведь пальмы хотели приносить радость!)

- Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?          ( нет. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют, могли бы дать тень, ночлег, воду еще многим путникам в пустыне. Поэт возмущен и огорчен поведением людей)

- О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении?              ( Люди! Прежде, чем совершать какой – либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим людям?)

4) А теперь сделаем вывод. Лирика Лермонтова многообразна. В ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре. Но талант Лермонтова – талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

     4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (10 мин.)

 - Ребята, а почему М.Ю.Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание» ? ( потому что действие происходит на Востоке, «в песчаных степях аравийской земли». Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов.)

- «Три пальмы» - не просто стихотворение. Это баллада. Запишите в тетради определение : Баллада – это лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

- Давайте вспомним, какие изобразительно – выразительные средства вы знаете? Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

- Какие размеры стиха вы знаете? Определите размер стихотворения «Три пальмы». (амфибрахий)

5. ИТОГ УРОКА.(3 мин.)

 

- Что вы поняли главного из сегодняшнего урока? ( Прежде чем совершать какие – либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающих людях и окружающем мире.)

Объявление оценок за урок ( с комментированием).

 

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(2 мин.)

Прочитать выразительно стихотворение «Три пальмы» и записать данный текст прозой, в виде рассказа.

 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020