Стили семейного воспитания
Оценка 4.7

Стили семейного воспитания

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
психологическая работа
22.04.2022
Стили семейного воспитания
Знакомство учащихся 11 класса со стилями воспитания в семье в рамках гендерного воспитания
Занятие 11 класс.docx

Государственное учреждение образования

 «Средняя школа № 4 г. Пружаны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие для учащихся 11 класса

 

«Методы семейного воспитания»

 

 

 

 

 

Автор

Мизюкевич Елена Витальевна

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Цель. Познакомить учащихся со стилями взаимоотношений родителей и детей.

Задачи.

1. Формировать представления о правильной модели семейного воспитания.

2. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к стилям воспитания в семье, побуждать познавательный интерес к воспитанию.

3. Воспитывать чувства ответственности за принятые решения.

 

Форма занятия: тренинг

Оборудование: карточки с героями по семьям, задания для форум –игры, задания для групп, листы А3, маркеры, клей.

1. Водная часть

Игра «Привет»

Цель: создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в классе, снять физическую зажатость и преодолеть тактильные барьеры.

Описание игры. Учитель даёт инструкцию: «Сейчас мы будем свободно ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из класса за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы сможете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из класса. Представили себе, как это происходит?» Когда все участники ответили, что инструкция им понятна, учитель даёт «старт».

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель: актуализация темы занятия и подготовить учащихся к её восприятию.

Описание упражнения. Учитель предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные слова, с которыми ассоциируется у них слово «воспитание». По завершению круга учитель задаёт вопрос:

- Сложно ли было подобрать ассоциации?

- Какие ассоциации подобрать было сложнее – положительные или отрицательные? Почему?

Учитель объявляет тему встречи участникам

Демонстрация презентации «Стили семейного воспитания»

Упражнение«Атомы  и  молекулы»

Участники группы разбредаются по классу под негромкую музыку. Учитель говорит: «Каж­дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ле я назову». Таким образом делим группу на три части.

Упражнение «Форум – игра».

Цель. Распознавать стили воспитания, анализировать ошибки и корректировать их; развитие эмпатии.

Каждой группе дается небольшая ситуация, которую им предлагается разыграть. Остальным участникам предлагается проанализировать ситуацию. Желающий становиться на роль родителя и ситуация проигрывается заново.

Вопросы для анализа:

1. Какой стиль воспитания мы видим в этой ситуации?

2. Какие черты характера формируются у ребенка?

3. Как изменить стиль общения родителей с ребенком?

 

Предлагаемые ситуации.

1. Воскресный день. Семья отец, мать двое детей завтракают.

Отец: «Саша тебе сегодня надо сходить с сестрой в зоопарк».

Саша, тихим голосом: «Папа я не могу, мы договорились с девочками готовиться к контрольной, у меня не все получается».

Отец, не слышит ребенка: «Вот вам пять рублей, на билеты»

Саша, ещё более тихим голосом: «Папа у меня контрольная, я не смогу»

Отец, смотрит на ребенка: «Ты меня плохо слышишь?» Саша опускает голову, молчит.

2. Маша собирается в школу. Мама суетится рядом, подает пальто, ищет перчатки. Маша, громко и требовательно: «Портфель принеси! Ты английский положила?» Мама улыбается, несет портфель: «Конечно, солнышко, словарик тоже положила» Мать поправляет дочери шарфик, она отталкивает её. «Отстань, надоела!» и уходит.

3. Мать дома, заинтересована читает информацию в телефоне.

Забегает Коля, бросает рюкзак, запихивает печенье в рот. Мать не обращает на него внимание.

- Ма, я возьму денег?

- Ок, не больше 20.

Коля берет деньги, уходит. Мать не отрывается от телефона.

Упражнение «Найди семью»

Цель: развивать навыки невербального общения; разделить участников на четыре группы.

Описание упражнения. Участникам раздаются карточки, на которых написано название животного и определяется его роль в семье: папа, мама, детёныш. Участники должны невербально договориться друг с другом, найти своих и объединиться в семьи. При этом не допускается речевое общение и голосовое сопровождение. Участницы передвигаются по комнате свободно и с открытыми глазами, жестами и мимически пытаются показать своего героя друг к другу.

ü ёж – ежиха – ежата

ü заяц – зайчиха – зайчата

ü лось – лосиха – лосята

ü селезень – утка – утята

 

Работа в группах

Цель. Закрепить знания участников о стилях воспитания; формировать умение общаться и работать в команде.

Каждой группе дается задание подобрать к предложенному стилю воспитания (демократичный, авторитарный,  гиперопека, гипоопека): особенности воспитания и формирующиеся черты характера ребенка. Группа оформляет плакат в соответствии со стилем воспитания и презентует его.

Предлагаемый материал.

Демократичный

Особенности воспитания:

o учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

o  равноправие;

o взаимная забота и ответственность;

Формирующиеся черты характера: поддержка, помощь доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие

Авторитарный

         Особенности воспитания:

o  ограничение свободы, выбора, самостоятельности

o  игнорирование нужд, желаний, потребностей,

o высокие требования;

o много обязанностей;

o отсутствие поддержки;

o жесткая система запретов, санкций, наказаний;

o  жесткое обращение;

o деспотизм, тирания;

o эмоциональное отвержение.

Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, ь

Гиперопека

   Особенности воспитания: 

o   удовлетворение прихотей

o  покровительство

o  освобождение от трудностей и неприятных обязанностей

o  преувеличение талантов и способностей

o слабо или совсем не регламентируется поведение

 Формирующиеся черты характера: потребительство, требовательность,  капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

Гипоопека

Особенности воспитания:

o  отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

o игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

o эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

o попустительство в сфере контроля за поведением;

o вседозволенность;

o жесткие требования; деспотизм,  тирания;

o упреки  во всех своих бедах.

 Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда

 

Рефлексивное упражнение «Круг»

Цель: подвести итоги встречи, развивать рефлексивные навыки.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

- Какие эмоции у тебя вызвала эта тема?

- Насколько эта тема актуальна лично для тебя?

- Какой вопрос в этой теме для тебя остался открытым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники

1. Стили семейного воспитания <iframe src="https://ppt-online.org/embed/310306" width="683" height="561" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no" style="border:1px solid #CCC; border-width:1px; margin-bottom:5px; max-width: 100%;" allowfullscreen> </iframe> <div style="margin-bottom:5px"> <strong> <a href="https://ppt-online.org/310306" target="_blank">Стили семейного воспитания</a> </strong></div>


 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 г

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 г

Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к стилям воспитания в семье, побуждать познавательный интерес к воспитанию

Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к стилям воспитания в семье, побуждать познавательный интерес к воспитанию

Каждой группе дается небольшая ситуация, которую им предлагается разыграть

Каждой группе дается небольшая ситуация, которую им предлагается разыграть

Цель. Закрепить знания участников о стилях воспитания; формировать умение общаться и работать в команде

Цель. Закрепить знания участников о стилях воспитания; формировать умение общаться и работать в команде

Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление,…

Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление,…

Стили семейного воспитания < iframe src =" https :// ppt - online

Стили семейного воспитания < iframe src =" https :// ppt - online
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022