Занятие для учащихся 11 класса
«Методы семейного воспитания»
Автор
Мизюкевич Елена Витальевна
педагог-психолог
Цель. Познакомить учащихся со стилями взаимоотношений родителей и детей.
Задачи.
1. Формировать представления о правильной модели семейного воспитания.
2. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к стилям воспитания в семье, побуждать познавательный интерес к воспитанию.
3. Воспитывать чувства ответственности за принятые решения.
Форма занятия: тренинг
Оборудование: карточки с героями по семьям, задания для форум –игры, задания для групп, листы А3, маркеры, клей.
1. Водная часть
Игра «Привет»
Цель: создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в классе, снять физическую зажатость и преодолеть тактильные барьеры.
Описание игры. Учитель даёт инструкцию: «Сейчас мы будем свободно ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из класса за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы сможете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из класса. Представили себе, как это происходит?» Когда все участники ответили, что инструкция им понятна, учитель даёт «старт».
Упражнение «Ассоциации»
Цель: актуализация темы занятия и подготовить учащихся к её восприятию.
Описание упражнения. Учитель предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные слова, с которыми ассоциируется у них слово «воспитание». По завершению круга учитель задаёт вопрос:
- Сложно ли было подобрать ассоциации?
- Какие ассоциации подобрать было сложнее – положительные или отрицательные? Почему?
Учитель объявляет тему встречи участникам
Демонстрация презентации «Стили семейного воспитания»
Упражнение«Атомы и молекулы»
Участники группы разбредаются по классу под негромкую музыку. Учитель говорит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Таким образом делим группу на три части.
Упражнение «Форум – игра».
Цель. Распознавать стили воспитания, анализировать ошибки и корректировать их; развитие эмпатии.
Каждой группе дается небольшая ситуация, которую им предлагается разыграть. Остальным участникам предлагается проанализировать ситуацию. Желающий становиться на роль родителя и ситуация проигрывается заново.
Вопросы для анализа:
1. Какой стиль воспитания мы видим в этой ситуации?
2. Какие черты характера формируются у ребенка?
3. Как изменить стиль общения родителей с ребенком?
Предлагаемые ситуации.
1. Воскресный день. Семья отец, мать двое детей завтракают.
Отец: «Саша тебе сегодня надо сходить с сестрой в зоопарк».
Саша, тихим голосом: «Папа я не могу, мы договорились с девочками готовиться к контрольной, у меня не все получается».
Отец, не слышит ребенка: «Вот вам пять рублей, на билеты»
Саша, ещё более тихим голосом: «Папа у меня контрольная, я не смогу»
Отец, смотрит на ребенка: «Ты меня плохо слышишь?» Саша опускает голову, молчит.
2. Маша собирается в школу. Мама суетится рядом, подает пальто, ищет перчатки. Маша, громко и требовательно: «Портфель принеси! Ты английский положила?» Мама улыбается, несет портфель: «Конечно, солнышко, словарик тоже положила» Мать поправляет дочери шарфик, она отталкивает её. «Отстань, надоела!» и уходит.
3. Мать дома, заинтересована читает информацию в телефоне.
Забегает Коля, бросает рюкзак, запихивает печенье в рот. Мать не обращает на него внимание.
- Ма, я возьму денег?
- Ок, не больше 20.
Коля берет деньги, уходит. Мать не отрывается от телефона.
Упражнение «Найди семью»
Цель: развивать навыки невербального общения; разделить участников на четыре группы.
Описание упражнения. Участникам раздаются карточки, на которых написано название животного и определяется его роль в семье: папа, мама, детёныш. Участники должны невербально договориться друг с другом, найти своих и объединиться в семьи. При этом не допускается речевое общение и голосовое сопровождение. Участницы передвигаются по комнате свободно и с открытыми глазами, жестами и мимически пытаются показать своего героя друг к другу.
ü ёж – ежиха – ежата
ü заяц – зайчиха – зайчата
ü лось – лосиха – лосята
ü селезень – утка – утята
Работа в группах
Цель. Закрепить знания участников о стилях воспитания; формировать умение общаться и работать в команде.
Каждой группе дается задание подобрать к предложенному стилю воспитания (демократичный, авторитарный, гиперопека, гипоопека): особенности воспитания и формирующиеся черты характера ребенка. Группа оформляет плакат в соответствии со стилем воспитания и презентует его.
Предлагаемый материал.
Демократичный
Особенности воспитания:
o учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
o равноправие;
o взаимная забота и ответственность;
Формирующиеся черты характера: поддержка, помощь доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие
Авторитарный
Особенности воспитания:
o ограничение свободы, выбора, самостоятельности
o игнорирование нужд, желаний, потребностей,
o высокие требования;
o много обязанностей;
o отсутствие поддержки;
o жесткая система запретов, санкций, наказаний;
o жесткое обращение;
o деспотизм, тирания;
o эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, ь
Гиперопека
Особенности воспитания:
o удовлетворение прихотей
o покровительство
o освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
o преувеличение талантов и способностей
o слабо или совсем не регламентируется поведение
Формирующиеся черты характера: потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Гипоопека
Особенности воспитания:
o отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
o игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
o эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
o попустительство в сфере контроля за поведением;
o вседозволенность;
o жесткие требования; деспотизм, тирания;
o упреки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда
Рефлексивное упражнение «Круг»
Цель: подвести итоги встречи, развивать рефлексивные навыки.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
- Какие эмоции у тебя вызвала эта тема?
- Насколько эта тема актуальна лично для тебя?
- Какой вопрос в этой теме для тебя остался открытым?
Используемые источники
1. Стили семейного воспитания <iframe src="https://ppt-online.org/embed/310306" width="683" height="561" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no" style="border:1px solid #CCC; border-width:1px; margin-bottom:5px; max-width: 100%;" allowfullscreen> </iframe> <div style="margin-bottom:5px"> <strong> <a href="https://ppt-online.org/310306" target="_blank">Стили семейного воспитания</a> </strong></div>
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.