«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»
Оценка 4.7

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

Оценка 4.7
Лекции
docx
администрации
Взрослым
04.12.2018
«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов
педсовет 2018 выступление.docx
Выступление на педагогическом совете  «Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития» 02.11.2018г. И.П.Гонтарь                                                              ГУ ЛНР «ЛОУ СШ №5», Г.ЛУГАНСК            В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую   роль,   так   как   посредством   неё   осуществляется   усвоение   содержания   А.В.Маргулиса, обучения.   Исследования   Л.П.Буевой,   В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности   и   качества   образовательного   процесса   в   целом   способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.        Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать   над   активизацией   познавательной   деятельности   ­   это,   значит, формировать   положительное   отношение   школьников   к   учебной   деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов         Формирование   познавательной   активности   возможно   при   условии,   что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.   Я стараюсь, пробуждая интерес   к   своему   предмету,   не   просто   осуществлять   передачу   опыта,   но   и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует   развивать   творческие   возможности   у   слабых   учеников,   не   давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.   Все   это   и   есть   воспитание   творческой   личности   в   самом   широком   и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету,   для   развития   их   познавательной   активности   необходим   поиск   стимулирующих   развитие   общей   активности, дополнительных   средств, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.         На   своих   уроках   предлагаю   ученикам   различные   виды   самостоятельной деятельности,   требующие   мобилизации   знаний,   умений,   способности   принимать решения,   брать   на   себя   ответственность,   воспитывающие   волю   к   победе   и преодолению   трудностей.   В   процессе   такой   работы   ученики   привыкают   к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.           В   качестве   средств   активизации   учения   школьников   выступают:   учебное содержание, формы, методы, приемы обучения.        В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные. Нетрадиционные   формы   уроков   позволяют   сделать   изучение   предмета   более доступным     и  увлекательным,  привлечь   интерес   всех   учащихся,  привлечь  их   к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие   уроки   повышают   эффективность   обучения,   предполагают   творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю  нестандартные уроки.        Нетрадиционные уроки увлекают учащихся своей необычностью проведения,   приемы   стимулирования   познавательной   и   развивающей приносят   радость   и   удовлетворение   учителю   и   ученику,   расширяют   кругозор, развивает зоркость, наблюдательность и смекалку. Методы, деятельности      Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных   отношений   на   ребенка   приводит   к   формированию   у   него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом. Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:  Методы эмоционального стимулирования.  Методы развития познавательного интереса.  Методы формирования ответственности и обязательности.  Методы   развития   психических   функций,   творческих   способностей   и личностных качеств учащихся Методы эмоционального стимулирования.  Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций   по   отношению   к   учебной   деятельности,   к   ее   содержанию,   формам   и методам   осуществления.   Эмоциональное   возбуждение   активизирует   процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными  методами эмоционального стимулирования служат: Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных   затруднений.   Поэтому   учитель   создает   цепочку   ситуаций,   в   которых учащиеся   добиваются   хороших   результатов,   что   ведет   к   возникновению   у   них чувства уверенности в своих силах. Один из приемов – это подбор для учащихся ряда   заданий   нарастающей   сложности,  другим   приемом   служит   оказание дифференцированной   помощи   с   использованием   карточек–помощниц, примеров­аналогий, планов ответов и др. Методы развития познавательного интереса.  Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой   одно   или   несколько   заданий   или   упражнений   дифференцированного   или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Использование занимательного материала. Подбор   яркого,   образного,   занимательного   учебного   материала   в   сочетании   с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности. Методы формирования ответственности и обязательности.   Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности.  Формирование понимания значимости учения.  Предъявления   учебных   требований.   Содержание   данного   метода   определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в   виду,   что   стимулирование   ответственности   в   учении   должно   сочетаться   с методами   приучения   школьников   к   выполнению   учебной   работы,   учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушение дисциплины. Методы   развития   психических   функций,   творческих   способностей   и личностных качеств учащихся. Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий   компонент,   для   решения   которого   учащемуся   необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий   и   упражнений,   составление   ребусов, стихотворений и т.д.    головоломок,   написание Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это   познавательная   задача,   которая   характеризуется   противоречием   между имеющимися   у   учащихся   знаниями,   умениями,   отношениями   и   предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся   стремление   к   самостоятельным   поискам   ее   решения   путем   анализа условий и мобилизации имеющихся у учащихся знаний.  Дискуссия. Организация обсуждения материала, основанная на обмене мнениями по   определенной   проблеме.   Точка   зрения,   высказанная   учащимся   в   ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц.

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство самореализации и саморазвития»
Скачать файл