«Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: открытие нового знания Номер урока в системе уроков: первый урок в теме Цель: познакомить с понятием „научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова. Планируемые результаты: предметные: - прогнозирование со¬держания раздела и произведения, - определение особенностей фантастических рассказов. метапредметные: регулятивные: - формулирование учебной задачи урока, - планирование вместе с учителем деятельно¬сти по изучению темы урока, - оценивание своей работы на уроке. коммуникативные: - от¬веты на вопросы на основе фантастических произведений учебни¬ка, - обсуждение в паре ответов на вопросы, - доказательство своей точки зрения. личностные: - проявление бережного отноше¬ния к учебной книге, - осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста. Оборудование: проектор, ноутбук, учебник литературного чтения ч.2, презентация по биографии Е.С. Велтистова, листы с речевой разминкой, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника», текст песни, презентация – тест, листы для записи ответов тестовых вопросов,
Иконка файла материала 1 (39).docx
Тема:  «Страна Фантазия.  Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя  ручками»» Тип урока: открытие нового знания Номер урока в системе уроков: первый урок в теме  Цель:  познакомить   с   понятием   „научно­фантастическая   литература»,   с   жизнью   и творчеством Е. С. Велтистова. Планируемые результаты:  предметные:  ­ прогнозирование содержания раздела и произведения,  ­ определение особенностей фантастических рассказов.  метапредметные:  регулятивные: ­ формулирование учебной задачи урока,  ­ планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, ­ оценивание своей работы на уроке. коммуникативные:  ­ ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника,  ­ обсуждение в паре ответов на вопросы,  ­ доказательство своей точки зрения.  личностные:  ­ проявление бережного отношения к учебной книге,  ­ осознание пользы книг и чтения для себя,  для своего личностного роста. Оборудование:  проектор,   ноутбук, учебник литературного чтения ч.2, презентация по биографии   Е.С.   Велтистова,   листы   с   речевой   разминкой,   видеозапись   отрывка   из 1художественного фильма «Приключения Электроника», текст песни, презентация – тест, листы для записи ответов тестовых вопросов,  2Х о д   у р о к а   I. Организационный момент Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Приготовимся сначала, Теперь готов начать урок? ­ Здравствуйте, ребята и гости! Желаю всем позитивного настроения, удачной работы.  ­ Покажите мне, пожалуйста, какое у вас настроение (с помощью символов). ­Отлично! Наш урок начинаем с речевой разминки. II. Речевая разминка ­ На каждой парте, где вы сидите, есть листочек с текстом. Внимательно  прочитайте текст, про себя. Моя Вообразилия В моей Вообразилии, В моей Вообразилии – Там царствует Фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения  Сейчас же превращаются  В смешные приключения! Страна  Вообразилия  Удобно расположена! И попадёт в неё лишь тот,  Кто наделён  воображением!  Б. Заходер ­ Прочитайте  а) шепотом  б) увеличивая силу голоса,  в) с ускорением. ­ Молодцы!    (Самооценка.) 3III. Сообщение темы и постановка целей урока — О чем стихотворение Б. Заходера? — Кто может попасть в эту страну? — Как вы понимаете слово «фантазия»?  Фантастика Древние греки называли бога сна Морфеем, а его брата ­  Фантазом. Фантаз заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Благодаря фантазии человек способен творить.  А слово «фантастика» (от греч. «искусство воображать») ­ термин для обозначения литературных   произведений,   изображающих   нереальное   как   реальное   и   реальное   как нереальное. К   существительному   «фантастика»   часто   добавляют   эпитет   «научная».   Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко. Элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении.  Авторам фантастических произведений принадлежит часть технических предвидений. Еще   до   нашего   столетия   были   предсказаны   и   телевидение,   и   антигравитация,   и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал. Дело   в   том,   что   фантастика   —   это,   прежде   всего,   художественная   литература,   а значит, ее предметом всегда был и остается человек. ­   Проверим, как вы запомнили. На доске расположены в 1 столбике термины, а во 2 толкование. Соедините так, чтобы определение совпадало с термином. (Самооценка. Самоконтроль. Самокоррекция.) — Откройте учебник и прочитайте на с. 143 название раздела, который мы начинаем изучать. — Как вы понимаете название? — Какие, по­вашему, произведения должны войти в него? — Прочитайте, с чем мы познакомимся.  (С  произведениями  писателей­фантастов  Е. Велтистова, К. Булычева о наших сверстниках и их удивительных приключениях.) — Чему научимся? (Определять особенности фантастических рассказов.) — Чему   будем   учиться?  (Самостоятельно   придумывать   фантастические рассказы.) 4IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова — Прочитайте на с. 144 учебника, чье произведение мы будем сегодня читать. — Расскажите, что вы знаете о писателе. — Сформулируйте ещё одну задачу по теме. (презентация) V. Физкультминутка  VI. Продолжение работы по теме урока Работа над отрывком из повести «Приключения Электроника» ­  Сегодня  мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Евгений Серафимович Велтистов. (Чтение отрывка учителем и учащимися на с. 144—149 учебника)  ­ Понравился вам отрывок? Чем? ­ Какие эмоции и чувства вы испытали, после прочтения? ­ Назовите главных  героев отрывка? ­ И сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы поняли смысл отрывка. Берём листочки. Пишем: Фамилию, имя. На экране вам будут показаны вопросы с вариантами ответов. Вам нужно выбрать одни правильный. (заготовки листочков – для записи ответов). ­ Меняемся листочками, проверяем, исправляем ошибки карандашом. ­ Оцените работу своего соседа. (взаимопроверка, взаимооценка) ­ Молодцы!   ­  Предлагаю   вашему   вниманию   просмотр   видео,   где   показано,   что   делает Электроник, после того, как он убежал от профессора. (видео + слова песни у детей)* ­ ориентация на время. VII. Рефлексия ­ Продолжите предложения. • Сегодня на уроке я узнал ... 5• На этом уроке я похвалил бы себя за ... • После урока мне захотелось ... • Сегодня я сумел ... ­ Настроение каково ­ ? Встаньте те, кто оценивает свою работу на – 5,                                                              поднимите руку – кто на 4,                                                             сидите те, кто оценивает себя на  ­ 3 VIII. Подведение итогов урока ­ Какой раздел мы начали изучать на уроке? ­ Почему фантастика — отдельный жанр литературы? ­ Все ли задачи достигли на уроке? ­ На какие вопросы нам еще нужно найти ответы?  Домашнее задание: (дифференцированное)­ на листочках 1. Перечитать отрывок, найти объяснения непонятных слов – обязательно для каждого 2. Придумать фантастический рассказ                            любое по желанию: или 3 или 4 3. Нарисовать 4 сюжетных иллюстрации Краткий обзор биографии Е.С. Велтистова Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Его первой научно­фантастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» в 1960 г. Писатель был членом редколлегии альманаха «Мир приключений». Наиболее   известные   произведения   писателя   вошли   в   цикл   повестей,   объединенных главным героем — Электроником.  Электроник ­  это робот, внешний вид которого был скопирован   с   реального  мальчика   —   московского   школьника   Сергея   Сыроежкина. Первая   книга   цикла   «Электроник   ­   мальчик   из   чемодана»   впервые   увидела   свет   в публикации издательства «Детская литература» в 1964 г. По мотивам повестей «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» в 1980 г. вышел в телеэфир художественный фильм «Приключения Электроника». 6Произведения   Е.С.   Велтистова   неоднократно   переиздавались,   и   полная   библиография включает десятки изданий. Умер Е.С. Велтистов в 1989 г. 7

Посмотрите также