Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Реферат
«Структура, функции и сущностные характеристики
патриотического воспитания школьников»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гладких Лариса Ивановна
г. Москва, 2017 г.
План
Введение |
стр. 2 |
Сущностные характеристики патриотического воспитания |
стр. 3 |
Структура патриотического воспитания школьников |
стр. 5 |
Функции патриотического воспитания школьников |
стр. 7 |
Задания, методы и способы патриотического воспитания в школе |
стр. 8 |
Заключение |
стр. 15 |
Список использованной литературы |
стр. 16 |
Введение
Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений – важнейшая составная часть воспитательного процесса в современной российской школе. Эти элементы имеют огромное значение не только в социально-гражданском, но и в духовном развитии личности ученика.
Достоинство Человека и Гражданина, любовь к Родине, чувство ответственности за ее честь, могущество и независимость; за сохранение материальных и духовных ценностей общества невозможно воспитать без опоры на принципы духовности и патриотизма.
Осмысливая роль патриотического воспитания в процессе личностного становления человека, многие философы и педагоги акцентировали внимание на их многостороннее влияние, оказывающее формирующее воздействие на воспитание личности.
В частности, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм – не только важная воспитательная задача, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм и культура межнациональных отношений выступают в органическом единстве, поскольку истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и таким образом оказывается неразрывно связанным с культурой межнациональных отношений.
Эти понятия определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Истинный патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса позитивных качеств личности. Основой этого развития должны стать духовно-нравственный и социокультурный компоненты.
Сущностные характеристики патриотического воспитания
Основные характеристики человека-патриота включают его отношение к общей и правовой культуре Родины, ее богатствам, гражданам, самому себе (рис. 1). [1]
Таким образом, понятие «патриотизм» вбирает в себя:
· чувство привязанности к малой Родине , где гражданин родился и вырос;
· уважительное отношение к языкам народов, населяющим страну;
· гордость за свою страну, за государственную символику, за соотечественников;
· гордость за социальные и культурные достижения Родины;
· осознание долга перед Отчизной, желание отстаивать ее честь, достоинство, свободу и независимость;
· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине (защита Отечества);
· уважительное отношение к истории своего Отечества, обычаям и традициям народов, его населяющих;
· ответственность за судьбу Отчизны и будущее своего народа. Стремление посвящать укреплению могущества и расцвету Родины свои таланты, способности и усилия.
Характерные черты патриота
Рисунок 1
Объединяющей силой, способной воспитать настоящих патриотов, не на словах, а на деле любящих свою Родину, должно стать патриотическое воспитание школьников. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной школы.
Требования государства и общества к морально-этическим установкам патриота и гражданина сформулированы:
· в «Конституции Российской Федерации»,
· в ФЗ «Об образовании»,
· «О воинской обязанности и воинской службе»,
· «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»,
· в Федеральном законе «Об общественных объединениях»,
· в Указах Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»,
· в постановлениях Правительства РФ «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях, «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»,
· в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; образовательный стандарт общего среднего образования.
Главные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения обозначены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы».
В этом документе прописано, что патриотизм, являясь «составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Социальное пространство для патриотического воспитания не должно ограничиваться школьными стенами. Ведущую роль в этом процессе призваны игратьсемья, и другие социальные общественные институты, включая СМИ, религиозные и общественные организации, учреждения культуры и спорта, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, учреждения здравоохранения, родственные, диаспорные связи и отношения.
Все эти многосоставные компоненты педагогам необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.
Структура патриотического воспитания школьников
Структура патриотического воспитания включает три компонента: патриотические убеждения, сознание и деятельность:
Рисунок 2
В то же время структуру патриотизма как явления практически невозможно описать, не рассматривая патриотическое воспитание как целостную и сложную систему. Только опираясь на такой системный подход, можно оценить главные характеристики патриотического воспитания:
· целостность,
· связь,
· структура и организация уровней системы, и их иерархия,
· управление,
· цель и целесообразное поведение системы,
· а также самоорганизация и функционирование этой системы.
Таким образом, в патриотическом воспитании выделяются следующие виды сущностных характеристик:
· многофакторность,
· длительность,
· перспективность,
· комплексность,
· ступенчатость,
· активность.
Многофакторность системы – главная сущностная характеристика патриотического воспитания школьников, которая определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды. В их число входят:
· семья,
· школа,
· формальное и неформальное общение школьника с окружающими его людьми,
· влияние литературы, искусства, СМИ на процесс патриотического воспитания школьников.
Длительность – целесообразность, плановость, комплексный подход к процессу патриотического воспитания. Он ведется с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей в условиях непрерывного изменения личности учащегося и образовательной среды.
Перспективность – эта характеристика определяет основные внутренние и внешние факторы, влияющие на успешность патриотического воспитания.
Комплексность – этот фактор позволяет рассматривать педагогический процесс патриотического воспитания, как единое целое.
Ступенчатость – патриотическое воспитание должно вестись последовательно: от элементарных представлений о патриотизме к высшему проявлению патриотизма, каким является служение Отечеству.
Активность – воспитание должно носить двусторонний характер., школьник сам постепенно должен включаться в различные виды деятельности и становится активным участником и субъектом этого процесса.
Функции патриотического воспитания школьников
Комплексное и разносторонее патриотическое воспитание должно включать в себя следующие функции:
· ориентирующую,
· мотивационно-мобилизационную,
· информационно- гностическую,
· организационную,
· преобразующую,
· координирующую,
· контролирующую,
· прогностическую,
· коррекционную.
Реализация всех вышеперечисленных функций является обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Ориентирующая функция дает возможность выявлять наиболее предпочтительные варианты проявлений патриотического поведения.
Мотивационно-мобилизующая функция призвана зарождать у учеников интерес к патриотической тематике, привлекать к ней внимание, побуждать к проявлению активности, переводить в практику полученные теореическое знания.
Информационно-гностическая функция требует от педагога убедительности и образности речи для того, чтобы учитель мог максимально полно донести до учащихся патриотические ценности.
Организационная функция требует от руководства учебных заведений организации условий для достижения поставленных целей в процессе патриотического воспитания учащихся.
Преобразующая функция предполагает творческий подход к организации образовательного процесса. Это требует от педагога специальной подготовки и навыков.
Координирующая функция призвана объединять и согласовывать содержание и направленность педагогического воздействия на школьников.
Контролирующая функция основывается на систематическом контроли за процессом формирования личности патриота в учебном заведении и в общественной жизни.
Задачи прогностической функции – предвидеть итоги ближайшего развития школьников и воспитательной системы образовательного учреждения.
Коррекционная функция должна изменять негативные моменты педагогического процесса, влиять на уровень патриотической воспитанности школьников и повышать качество патриотического воспитания учащихся.
Задания, методы и способы патриотического воспитания в школе
Воспитание у учащихся любви к Отечеству – достаточно сложная задача. В то же время этот период становления личности имеет огромный потенциал для формирования моральных устоев, в том числе и чувства патриотизма.
Работа по патриотическому воспитанию школьников младшего должна быть направлена на знакомство с символикой страны, ее особенностями, изучением истории родного края.
У подростков необходимо воспитывать духовно осмысленное чувство патриотизма, в котором любовь к своему народу, нации, Родине сочетается с чувством уважения к другим народам, с уважением своих и чужих прав и свобод.
Ответственность и действенность должны стать приоритетными чертами ценностного отношения к Родине у учащихся старшего школьного возраста .
Важно воспитать у молодых людей осознанное желание трудиться на благо России и ее народов, защищать свою страну; уважать Конституцию РФ и чтить законы; бережно относиться к культуре народа РФ; владеть родным и государственным (русским) языками; признавать приоритеты прав человека, уважать свободу, демократию, справедливость.
Рисунок 3
Для успешного воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы учащиеся не просто усвоили знания о сущности и способах проявления этих качеств, но и прошли через эмоциональные переживания и прочувствовали принципы такого поведения.
Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включают элементы дискуссий, борьбу мнений, отстаивание учащимися своих позиций и суждений, в результате чего у них должна сложиться собственная мировоззренческая позиция.
Основное средство для решения этой важной и сложной задачи – включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят:
· трудовая, спортивная и общественно полезная деятельность,
· туристическо-краеведческая работа,
· историко-этнографические экспедиции,
· празднование историко-юбилейных дат,
· связи с воинскими частями,
· встречи с ветеранами.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе должно учитывать возраст и ступени образования учащихся, и в зависимости от этих показателей меняться специфика, формы и методы используемых педагогических технологий.
Так, учащиеся начальной школы должны получать представление о природе родного края, общие начальные знания о прошлом и настоящем своей страны.
Элементарные знания о природе и обществе учат детей рассматривать взаимные связи и этапы развития изучаемых явлений учатся, находить их ближайшие материальные причины. В процессе обучения дети должны приобрести элементарные понятия о нравственности, чувстве патриотизма, дружбе и товариществе, коллективизме, честности и правдивости, овладеть навыками организованности и дисциплины.
В средней и старшей школе на основе углубленного и систематичного изучения естественно-математических и гуманитарных предметов должен повышаться уровень всей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического мировоззрения, убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Мировоззрение человека, его убеждения в большей степени формируются на основе гуманитарных знаний. Гуманитарные знания развивают гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельность в выборе стратегии и тактики жизненного поведения.
Учитывая это, особое место в патриотическом воспитании школьников должны занимать именно гуманитарные науки.
Гуманитарное познание позволяет повысить общую культуру, интеллигентность человека, обеспечить его всестороннее и комплексное развитие: социальное, психическое, физическое; обеспечить его готовность к выполнению профессиональных и человеческих обязанностей.
Осваивая общественные науки, школьники получают информацию об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития мира и места России в нем; о географической среде, об основных областях общественной жизни.
Это знание позволяет школьниками осмыслить опыт взаимодействия людей в настоящем и прошлом, сформировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
Реализация учащимися собственной гражданской позиции также способствует. наиболее полному решению задач патриотического воспитания. С этой целью необходимо:
· привлекать учащихся к деятельности органов школьного самоуправления,
· проигрывать модели социально-экономического взаимодействия людей,
· давать опыт политических дискуссий,
· поощрять личное участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев,
· обеспечивать взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
Патриотический воспитательный потенциал заложен и в естественно-математических науках (математике, физике, химии, биологии, физической географии).
Изучение основ этих наук позволяет школьникам осознать закономерности развития мира, взаимной связи и обусловленности природных явлений и их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Знакомство с достижениями отечественной науки и техники также способствует патриотическому воспитанию.
Основные факторы, оказывающие патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин:
· содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
· четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
· отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;
· влияние личностных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
· общая атмосфера протекающего учебного процесса в учебном заведении.
Воспитание учебным материалом служит один из основных факторов патриотического воспитательного воспитания школьников. Его эффективность зависит от способностей учителя вычленять стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовывать материал вокруг патриотических идей и доводить его до подсознания обучающихся.
Такая методика обучения приносит нужные результаты, если педагог лично:
· осознает образовательную и воспитательную цель занятий;
· обеспечивает строгую, обоснованную последовательность учебного процесса;
· применяет различные методики обучения, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся; придающие ей творческий, исследовательский характер; стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
· подводит итоги занятия и своевременно вносит коррективы в систему запланированных познавательных и воспитательных задач;
· создает нужный психологический настрой на обучение.
В федеральный компонент государственных образовательных стандартов вводятся формулировки воспитательных целей преподавания конкретных учебных дисциплин, причем они различаются в зависимости от ступени образования.
В преподавании учебных дисциплин сегодня актуальны методы традиционного и активного обучения. В частности, при преподавании обществознания для получения обучаемыми опыта познавательной и практической деятельности эффективно использовать следующие методы и приемы:
1. Получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников;
2. Подвергать осмыслению представленные в них подходы и точки зрения; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации из жизни.
3. Формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе, сопоставляя и интерпретируя факты.
4. Наблюдать и оценивать явления и события, происходящие в социуме.
5. Оценивать собственные действия и действия окружающих с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности.
6. Участовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых). организовывать тренинги, моделирующих ситуации из реальной жизни.
7. Выполнять творческие работы по обществоведческой тематике и т.п.
Такие методы, формы и приемы обучения способствуют овладению школьниками патриотическими знаниями, упрочению у них патриотических убеждений и установок.
Приемы воспитания
Приемы воспитания в ходе обучения делятся на следующие подгруппы в зависимости от направленности и характера используемых средств и методов:
· Включенные в содержание излагаемого учебного материала.
· Основанные на личном опыте и примерах из жизни.
· Прямые и косвенные непосредственные педагогические требования.
· Опосредованные педагогические требования.
Основные приемы воспитания школьников содержанием излагаемого материала:
· Примеры из жизни (героизм воинов, в том числе земляков учащихся, превосходство отечественной техники, профессионально компетентные и мужественные действия российских специалистов в экстремальных условиях, добросовестное и самоотверженное выполнение конституционного долга гражданами России и др.);
· Сравнение, сопоставление, противопоставление (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.).
· Яркие эмоциональные рассказы (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, эстетика служения Отечеству, нравственный облик российского гражданина и др.);
· Разъяснения, разоблачения (фальсификация истории Великой Отечественной войны, необоснованных нападок на политику государства в Кавказском регионе и др.);
· Анализ фактов и явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества).
Личность учителя в деле патриотического воспитания
Большое влияние на воспитательное воздействие оказывает сама система отношений, складывающаяся в ходе уроков. Способствуют активной деятельности каждого участника процесса обучения, формируют у него необходимые личностные качества принципиальность, тактичность и доброжелательность педагога, его личность и педагогическое мастерство.
Учитель должен обладать:
· идейной убежденностью,
· высокоразвитым гуманитарным мышлением,
· патриотизмом и безупречной нравственностью,
· иметь научную подготовку,
· сочетать высокий уровень общей культуры с профессиональным мастерством.
Педагог обязан быть примером для подражания, включая:
Внешний вид: опрятность, доброжелательность, грамотная речь, осанка, походка. Педагог должен сформировать уважительное и доверительное отношение с учениками, не допускать ущемления их личного достоинства.
Добросовестную подготовку к занятиям: продуманность содержания, методики и организации проведения уроков; подготовка наглядных пособий; учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании им индивидуальных заданий;
Качественное проведение уроков: максимально продуктивное использование учебного времени на занятии; демонстрация умений и навыков в выполнении упражнений, заданий, поручаемых школьникам; соблюдение методических требований по проведению урока.
В патриотическом воспитании актуальны приемы, характеризующие социально-личностную позицию учителя:
· Позитивное личностное отношение к макро- и микросреде;
· Использовать положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.
· Конструктивно судить о стратегии и приоритетах развития страны в современных условиях, о проблеме экологической безопасности региона, о необходимости качественного выполнения гражданского и воинского долга и т.д.;
· Формировать у будущих выпускников школы позитивное отношение к народным традициям, истории России.
· Конструктивно высказываться о положении дел в школе и классе.
В патриотическом воспитании детей принципиально важно учитывать особенности учебной деятельности школьников как субъектов; их мотивацию и личностные возможности в осмыслении патриотической проблематики.
Заключение
Таким образом, патриотическое воспитание в учебных заведениях предполагает не только качественное усвоение учащимися научных знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но требует формирования личностного отношения школьников к усваиваемым им мировоззренческим и моральным понятиям. Задача педагогов – на основе этих понятий выработать систему идейных взглядов и убеждений.
Добиться решение этой задачи можно лишь на основе активной, эмоционально окрашенной патриотически-ориентированной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Лишь активная самостоятельная, познавательная и практическая работа учащихся обеспечивает сознательное усвоение знаний и создаст условия для их творческого применения.
Список использованной литературы
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,(Педагогика. Психология. Управление).
Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23
Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Институтов . Просвещение ,1988-192с.
Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.
Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.
Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред.А. Быкова, В. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.