Данное пособие поможет логопедам в работе с детьми, имеющим различные нарушения речи. Здесь описана структура составления коррекционно-развивающих занятий для детей при ринолалии, дизартрии, заикании, для групп детей с ОНР и ФФНР. Этот материал поможет
логопедам составить конспект НОД на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи.
Структура логопедического занятия при дизартрии
Тема: звук «С».
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование:
Ход занятия
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общее расслабление.
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Массаж лица.
6. Развитие мимических мышц.
7. Развитие артикуляционной моторики.
8. Работа над развитием дыхания и голоса.
9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация,
дифференциация).
10. Формирование лексикограмматической стороны речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
13. Оценка работы детей на занятии.Структура логопедического занятия при ринолалии
Тема: звук «Ж»
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование: зеркала, артикуляционный профиль, слоговые дорожки и
таблицы, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.
3. Массаж твердого и мягкого неба.
4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.
5. Массаж лица.
6. Массаж губы.
7.Мимическая гимнастика.
8. Артикуляционная гимнастика:
а) для губ;
б) для языка.
9. Дыхательная гимнастика (формирование диафрагмального дыхания, силы
ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).
10. Работа над голосом.
11. Объявление темы.
12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация,
дифференциация).
13. Развитие лексико грамматической стороны речи.
14. Домашнее задание.
15. Итог занятия.
16. Оценка работы детей на занятии.Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
Тема: звуки "с" "з"
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные
картинки для сравнения словпаронимов, разрезная азбука, сюжетные
картинки, материал для графического письма.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные
упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и
другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое,
индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных
моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или
повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словамипаронимами,
звукослоговой и графический анализ слов.
11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с
графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, в
затем выделение из слов данных звуков.
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.15. Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия на этапе
автоматизации звука
Тема: звук “з”.
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и
таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической
записи, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой,
индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый
— мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая,
запись.
10. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической
записью.
11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
12. 3акрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.Структура логопедического занятия по коррекции ОНР III
уровня
Тема: цветы
Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.
Оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
3. Развитие зрительнопространственной ориентации:
а) развитие общей моторики;
б) развитие малкой моторики.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики.
6. Развитие дыхания и голоса.
7. Объявление темы.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.
11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.
12. Домашнее задание.
13. Итог занятия.
14. Оценка работы детей на занятии.Схема групповых занятий при заикании
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общая моторная зарядка:
а) снятие мышечного напряжения;
б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела
в) преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка:
а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плав¬ность
его);
б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса
в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих
артикуляционных движений.
4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности ритма речи).
5. Работа по закреплению навыков правильной речи:
а) сопряженная форма;
б) отраженная форма;
в) вопросноответная форма;
г) самостоятельная форма.
6. Домашнее задание.
7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.