Тема: Знаешь ли ты причастие?
П
Р
И
А
Ч
С
Т
Е
И
Цель урока:
закрепить полученные на предыдущих уроках знания учащихся; показать
межпредметную связь уроков русского языка и биологии; совершенствовать
орфографические и пунктационные навыки ;
воспитывать любовь к природе.
Методы: индивидуальногрупповой, наглядный, словесный, поисковый
На доске нарисованы кружки, каждый кружочекстанция закрыты, и, открывая
их, каждая команда получает задание.
1 БУКВА – П
Дается текст:
Экология – это наука, изучающая отношения организмов с окружающей средой.
Она стремиться раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между
населяющими нашу планету животными. Раздел экологии, рассматривающий процессы, возникающие в природе под воздействием деятельности человека, и их
последствия для него самого, можно назвать социальной экологией.
Задание: заполнить таблицу
причастия наст. времени
изучающая
2 БУКВА –Р
глаголы 3 л., мн.ч., наст.
времени
изучают
неопред.форма глагола
изучать
Из данного текста выписать причастия, определить их разряд, выделить
суффиксы:
1. За исчезновением одного вида высохших растений автоматически вымирает до
30 видов беспозвоночных животных, связанных с ними.
2. Разумно создать международную экологическую инспекцию, применяющую
санкции против стран и организаций, наносящих вред природе.
3. Показателем процесса должно стать качественное улучшение жизни людей,
являющееся результатом разумного взаимоотношения Человека с Природой.
4. Экологическая безопасность должна стать делом не только политиков и ученых,
но и всех граждан, живущих на планете Земля.
5. Народ, не сохранивший свои лесные богатства, не имеет будущего.
3 БУКВА –И
Прочитать казахские пословицы, выбрать причастия, указать от каких
глаголов они образованы, и, если возможно, привести краткие формы:
1. Над оступившимся из нас никто пусть не смеется. Быть может, и смеющимся
в свой час упасть придется.
2. Побежденный снова рвется с победителем бороться.
3. Вкусна еда – жующий знает. Длинна ль тропа –идущий знает.
4. Впадает в море и река, рожденная от ручейка.
5. Растущий возле старых мудрецов юнец мудрецом становится.
6. В жизни ничего не сотворил человек, своих не знавших сил.
4 БУКВА – Ч « Подари букет».
На цветках написаны страдательные или действительные причастия настоящего и
прошедшего времени. « Букет» каждой из команд должен представлять один из
разрядов причастий. Кто правильно подберет свои цветы, у той команды получится
красивый букет.
5 БУКВА – А
Конкурс капитанов.
Они открывают букву и называют глагол и причастие. Потом
предлагается общий текст, в котором надо на слух найти глаголы и
образовать от них все возможные причастия.
В лесах и рощах, по берегам рек и озер растет множество разнообразных
растений. Яркие цветы, душистые ягодные поляны, хлеб и овощи, фрукты и
сладости, лекарства и техническое сырье, свежий и чистый воздух на нашей планете
– все это дарят людям растения. Поэтому надо их оберегать. Ведь исчезновение
одного вида растений может нарушить равновесие в природе.
Затем каждый капитан получает текст, который он должен
выразительно прочитать, определить основную его мысль,
охарактеризовать все причастия и сделать синтаксический разбор
предложения с причастным оборотом.
1.
Лес – это не только деревья. Это также вода и почва, на которой живет лес,
это птицы и звери, населяющие его, это кустарники и травы, микробы и
насекомые, климат и пейзаж. Лес – это сложный и устойчивый биологический
организм, все части которого неразрывно связаны между собой.
Растения и животные, охраняемые государством, занесены в Красную книгу.
Ее назвали так потому, что красный цвет – это цвет опасности и тревоги за все
живое на Земле – будь то огромные животные или маленький цветок. К
растениям, занесенным в Красную книгу, надо относится бережно, стараться не
рвать цветы, не топтать ягодники. 2.
Горы Заилийского Алатау особенно красивы утром. Солнце еще не поднялось
над ними, ущелья и склоны, покрытые сизыми елями, еще окутаны ночными
фиолетовыми тенями, но на снежных пиках уже лежит постепенно густеющий
розовый отблеск, и кажутся тогда горы таинственной и манящей страной.
Посветлевшие, приветливые, они повсюду в АлмаАте стоят перед вами. На их
склоны щедро наложили свои краски белые снега, зеленые леса и кустарники,
коричневые и серые скалы и осины. Эта пестрота цветов вошла в названия гор:
Алатау в переводе с казахского означает « Пестрые горы».
6 БУКВА – С
Творческая работа.
Каждая команда представляет свой проект химического или
биологического комбината, который расположен на территории села. При
защите проекта использовать причастия.
7 БУКВА – Т
Преобразовать предложения с причастным оборотом в СПП с союзным
словом который и наоборот.
1. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
2. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на
расстояние в 20 верст, и важная должна быть причина, его к этому
побудившая.
3. Филька нахмурил лицо, в недоумении обвел глазами вокруг и горячий
песок, и реку, сверкающую среди гор, подобно золотой долине.
4. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом
лесу, на берегу сурового моря.
5. А Таня шла по песку вдоль реки, и чистый ветер, прилетевший с того же
сурового моря, дул ей все время навстречу.
6. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой
перекладинке. 7. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим
дыханием осени.
8 БУКВА – И
Прослушать стихотворение М.Ю. Лермонтова « Родина», выразительно
прочитать, выписать причастия с определяемым словом.
9 БУКВА – Е
« Узнай героя»
Прослушать отрывок из произведений, назвать произведение, автора и героя,
о котором говорится в отрывке, найти причастие и сделать
морфологический разбор.
1. Это – маленький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет 65, с
вечно смеющимся лицом. ( А. Чехов «Ванька» дедушка Константин
Макарыч)
2. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и
татарские шаровары. ( А. Пушкин. « Капитанская дочка» Е. Пугачев)
3. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в
его руках.
( И. Тургенев « Муму» Герасим)
4. Это было бледное, крошечное существо, напоминавшее цветок, выросший без
лучей солнца. ( В. Короленко « Дети подземелья» Маруся)
Заключительный этап:
Подведение итогов
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.