Тема: «Сравнение звуков [г]- [г’] и [к]- [к’]»
Цели: формирование общего представления о парных согласных по звонкости-глухости и закрепления его; закреплять умение различать звуки [г], [г’] и [к], [к’] и обозначать их буквами «Г», «К»; формирование фонематического слуха и умения делать звуковую схему слов, умения подбирать слова, противоположные по значению; совершенствование способа чтения, ориентирование на чтение целыми словами; развитие чувства языка и умения анализировать содержание текста; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 часть. 1 кл. «Перспектива», презентация, электронное приложение к «Азбуке»(по УМК «Перспектива»), фото птиц.
Организационный момент.
- Наш урок мы начнём с игры «Доскажи словечко» и повторим правила работы на уроке:
-На уроке будь старательным, будь спокойным и…(внимательным).
-Говорите чётко, внятно, чтобы было всё …(понятно).
-Если хочешь отвечать, надо руку …(поднимать),
-Если друг стал отвечать, не спеши…(перебивать).
-А помочь захочешь другу- подними спокойно…(руку).
-Если вы услышите слово, которое начинается с гласного звука- сядут девочки, с согласного звука- сядут мальчики.
-Умницы! (девочки)
- Молодцы! (мальчики)
Сообщение темы и задач урока.
Для того, чтобы нам узнать тему урока, определить цели, отгадайте загадку. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки, беги без оглядки. (гуси)
Наших гусей зовут Гога и Кока. Они нам принесли речевую разминку. Кто внимательно будет произносить начальные звуки, тот определит тему урока.
ГА-ГА-ГА - вышли гуси на луга. КА-КА-Ка - просит кошка молока.
ГУ-ГУ-ГУ - по дорожке я бегу. КУ-КУ-КУ - кричит кукушка на суку.
ГИ-ГИ-ГИ - купили Мише сапоги. КИ-КИ-КИ - норки роют барсуки.
- Какие звуки нам встретились? [г-г’], [к-к’]
-Подумайте почему зовут наших гусей так? Сформулируйте тему урока.
- Вспомним рассказ «Артисты», который мы читали вчера. Что произошло во время выступления? Как изменилась песня гуся? (го-га. ко-ка)
-Замена какого звука в песне гуся сделала её из звонкой глухой? (г / к).
Работа по учебнику (стр.98)
Чтение слогов.
- Прочитайте, как говорил Гога вначале и как потом, когда у него пропал голос. Чем сходны эти звуки? (органы речи работают одинаково, встречается преграда)Чем различаются? (г произносится с голосом звонкий, к- без голоса глухой)
Чтение пар слов.
-Прочитаем пары слов. Чем они интересны? ( чередование звуков)
Звуки [ г] и [к] образуют пары по глухости и звонкости
Игра с Гогой и Кокой.
- Гога о Кока предлагают нам поиграть: если вы услышите в слове звонкие [г-г’] вы показываете колокольчик, а если [к-к’]- значок «наушники»
Грач-ключ, сороки-сапоги, гриб-крик, конец - огурец, гном-ком.
Звуковой анализ слов.
-В названиях каких птиц есть звуки[г] или [г’]? (грач, кукушка, голуби, кулик)
-Нарисуйте звуковую схему этих слов. (на доске)
Чтение отрывка «Гуси».
- Знакомы ли вам эти строчки?
Физминутка под песенку «Жили у бабуси…»
Задание «Гусиная семья». (гусыня, гусята. Это слова родственные)
Чтение текста «Игра»
-Сорока предлагает нам задание «Говори громко, чётко, ясно и понятно». Читаем слова парами.
Чтение текста «На лугу». (стр. 99)
- Рассмотрите картинку, прочитайте только заглавие рассказа и подумайте о чём он?
- Прочитаем текст самостоятельно. Читает Костя Дёмин.
- Каким был луг утром? Почему лягушке понравился утренний луг?
- С каким чувством нужно прочитать слова лягушки? Как изменился луг днём? Как вы понимаете выражение «Солнце выпило росу»? Почему ускакала лягушка?
Лексическая работа: подбор слов, противоположных по значению.
Поиграем в игру «Доскажи словечко»
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь:…(низко).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь:… (близко).
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты:...(храбрец).
-Теперь «начало» я скажу, ну отвечай:…(конец).
-Прочитайте слова в учебнике и составьте пары слов с противоположным значением.
- А являются слова «звонкий - глухой» противоположными по смыслу.(да)
- Вспомним какие звуки звонкие? [г]- [г’] глухие? [к]- [к’]
Рефлексия.
-Что узнали на уроке? Что запомнилось? Кто доволен своей работой на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.