Сценарий урока-консультации к заданию № 9 ОГЭ «Сочинение-рассуждение»
Слайд |
Содержание |
1 |
Добрый день! Тема сегодняшней консультации по русскому языку для учащихся 9-х классов посвящена написанию сочинения, тому, как определиться в выборе одного из трех предлагаемых сочинений. |
2 |
Работать мы будем на примерах задания № 9 ОГЭ. Чтобы правильно выполнить это задание, вспомним, что сочинение-рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, аргументами, которые перерастают в убедительные выводы. Сердцевиной такой работы являются именно аргументы, подтверждающие определённую мысль. Эту мысль принято называть тезисом.
|
3
|
Чтобы справиться с этими заданиями, нам необходимо обратиться к следующим теоретическим понятиям: сочинение-рассуждение, тезис, аргумент, комментарий, композиция сочинения, клише. Тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов. Аргументы - доказательства, подтверждающие определённую мысль. |
4 |
Композиция сочинения-рассуждения – это его построение. Клише - шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в тексте.
|
5 |
Комментарий к определению (9.3) – своё пояснение важности, значимости понятия: что я еще знаю об этом слове, какой дополнительной информацией я могу расширить данное мною определение. Например. Искусство - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно отвлекает нас от повседневности, переносит в мир мечты и фантазии, вселяет веру в чудеса, наполняет жизнь смыслом, помогает найти ключ к самому себе.
|
6 |
Как выбрать сочинение на ОГЭ? 1. Внимательно прочитать все три задания: 9.1, 9.2, 9.3 и проанализировать их. 2. Четко представить, о чем вы будете писать в выбранном вами сочинении: |
7 |
9.1 - сочинение-рассуждение лингвистического характера, раскрывающее смысл высказывания с приведением двух аргументов из текста. 9.2 - сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл предложения текста с приведением двух аргументов из текста. 9.3 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (по значению предложенного слова (понятия) с приведением одного аргумента из текста, второго – из жизненного опыта; или двух аргументов из текста.
|
8 |
Какие требования необходимо соблюдать? 1. Соблюдать требования к построению текста указанного типа речи. Вступление - тезис Основная часть – доказательства (аргументы) Заключение – вывод 2. Соблюдать абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения: оно должно иметь 3-4 абзаца: - 1 абзац - тезис - 2,3 абзацы – аргументы - 4 абзац – вывод 3. Соблюдать объем сочинения: не менее 70 слов. |
9 |
Разберем подробнее, как успешно справиться с написанием сочинения 9.1 - сочинение-рассуждение лингвистического характера, раскрывающее смысл высказывания с приведением двух аргументов из текста. Мне кажется, что это сочинение легко будет написать тем ребятам, которые любят русский язык, различают те оттенки значения, которые передают знаки препинания, средства выразительности, которые могут опереться на свои лингвистические знания. Задание 9.1 Первый этап работы. Внимательно читаем формулировку задания и определяем, какие языковые явления требуется объяснить в приведенном высказывании. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: "Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения". Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Что требуется от обучающегося? Объяснить такое языковое явление, как эпитет. Чтобы написать сочинение, мы должны дать определение слову эпитет и объяснить, какую роль эпитеты играют в тексте, рассказать о своей позиции и об этом средстве выразительности. |
10 |
Второй этап работы. Внимательно прочитав текст, находим те языковые явления, которые нам надо пояснить. В предложенном тексте находим примеры эпитетов. Их должно быть два. Этого будет достаточно. Приступая к написанию тезиса, мы записываем приведенную цитату, используя следующую речевую формулировку: «Известный лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь говорил: "Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения". Чтоб получить по критерию СК1 2 балла, мы должны после цитаты записать своё объяснение смысла высказывания, которое можем начать словами: «Действительно…» (ставим после вводного слова запятую) или «Смысл этого высказывания я понимаю так…» (ставим после этой фразы двоеточие). Действительно, эпитет – это образное определение. Являясь средством художественной выразительности, он позволяет ярко характеризовать предметы и явления, обогащает содержание текста.
|
11 |
Далее мы должны написать логическую связку между тезисом и аргументом в виде стандартной речевой формулировки. Попробую это доказать, обратившись к тексту писателя. Шаг второй. Записываем второй абзац сочинения. Это будет первый пример-аргумент из текста с указанием роли эпитета. Начинаем с вводного слова ВО-ПЕРВЫХ (не забудем после него поставить запятую), затем указываем номер предложения, описываем пример языкового явления и описываем его роль в тексте. Во-первых, в предложении номер 5 мы видим эпитет «золотые глаза», который автор использует, подчеркивая красоту героини. Шаг третий. Записываем третий абзац сочинения. Это будет второй пример-аргумент из текста с указанием роли эпитета. Начинаем с вводного слова ВО-ВТОРЫХ (не забудем после него поставить запятую), затем указываем номер предложения, описываем пример языкового явления и описываем его роль в тексте. Во-вторых, в предложении номер 10 писатель, создавая образ героя, употребляет эпитет «спокойный». Это помогает увидеть героя человеком скромным и несмелым, что усиливает наши впечатления от поступка, им совершенного. |
12 |
Шаг четвертый. Записываем четвертый абзац сочинения. Это будет вывод, заключение. Можно опять использовать стандартную формулировку: таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что… Пересказываем цитату из задания, используя КОСВЕННУЮ речь. Я думаю, мне удалось доказать, что эпитеты наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения.
|
|
Что у нас получилось! Известный лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь говорил: "Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения". Действительно, эпитет – это образное определение. Являясь средством художественной выразительности, он позволяет ярко характеризовать предметы и явления, обогащает содержание текста. Попробую это доказать, обратившись к тексту писателя. Во-первых, в предложении номер 5 мы видим эпитет «золотые глаза», который автор использует, подчеркивая красоту героини. Во-вторых, в предложении номер 10 писатель, создавая образ героя, употребляет эпитет «спокойный». Это помогает увидеть героя человеком скромным и несмелым, что усиливает наши впечатления от поступка, им совершенного. Я думаю, мне удалось доказать, что эпитеты наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения. (123 слова).
|
13 |
На подступах к ЕГЭ или 9.2 - сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл предложения текста с приведением двух аргументов из текста. Шаг первый. Внимательно читаем текст. Шаг второй. Внимательно читаем фрагмент текста и выделяем в нем ключевые слова. Шаг третий. Отвечаем на вопросы: - В какой части текста находится данное нам для анализа предложение? - Кому принадлежит высказывание: герою или автору-повествователю? - Как данное высказывание связано с основной мыслью текста? - Какую основную мысль автор хотел передать читателю? Подсказка. При ответе на этот вопрос рекомендую почитать формулировку задания 9.3. В большинстве случаев слово, которое необходимо объяснить в сочинении 9.3 является ключевым словом в объяснении фрагмента текста в сочинении 9.2. Оно нам поможет сформулировать основную мысль сочинения 9.2 |
14 |
Шаг четвертый. Подбираем в тексте предложения, которые будут служить примерами-иллюстрациями. Используя речевую формулировку, пишем вступление. Например. С предложением для анализа мы встречаемся в …части текста, когда повествователь (или герой, пишем о том, кода или при каких обстоятельствам это происходит) описывает состояние девочки во время просмотра спектакля. Смысл данного предложения (фразы) я понимаю так: героиня восхищена игрой артистов, ей нравится всё, что происходит на сцене. Именно поэтому так учащенно бьется её сердце, а глаза наполнены слезами. Далее мы пишем логическую связку между примерами и иллюстрациями из текста. Попробую это доказать примерами из текста. |
15 |
Начинаем с вводного слова ВО-ПЕРВЫХ, затем указываем номер предложения, описываем пример своими словами, указываем, как пример доказывает наше объяснение фрагмента текста. В предложении номер 13 автор описывает радостное состояние героини, когда ей предложили сходить на спектакль. Обычно так ведет себя человек, который любит ходить в театр По этой же схемы мы находим второй пример-иллюстрацию из текста и переходим к заключению, не забывая при этом, что мы должны вернуться к тезису, объяснению фрагмента текста. Таким образом, приведенный фрагмент текста показывает чувства героини, которая с восхищением вспоминает игру героев. Она любит театр и с нетерпением ждет новой встречи с ним. |
16 |
9.3 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (по значению предложенного слова (понятия) с приведением одного аргумента из текста, второго – из жизненного опыта; или двух аргументов из текста. Знакомимся с заданием. Как вы понимаете значение слова ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:»Что такое искусство?» взяв в качестве тезиса данное вами определение. |
17 |
Алгоритм работы на слайде |
18 |
Нам необходимо внимательно прочитать задание и правильно растолковать лексическое значение предложенного слова. Существует несколько способов толкования слова. Способ 1 - описательный. Мы перечисляем признаки предмета или явления, которое надо объяснить. Например. Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Способ 2 - синонимический. Мы объясняем значение слова, перечисляя его синонимы. Например. Нравственный выбор – это принятое человеком решение, как следует поступить в той или иной ситуации. |
19 |
Способ 3 - отрицательное определение. Мы объясняем значение слова, используя антонимы. Например. Нравственный выбор – это отсутствие духовной пассивности в сложной жизненной ситуации. Способ 4 - отсылочный. Мы объясняем значение слова, соотнося его с другим понятием. Например. Нравственный выбор – это выбор человека между добром и злом. Один из способы поможет вам правильно растолковать лексическое значение данного слова
|
20 |
Работаем с первым абзацем. В данном случае можно использовать шаблонную фразу. Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Далее записываем определение слова. Например. Что такое нравственный выбор? Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Нравственный выбор – это выбор человека между добром и злом. Чтобы получить максимальный балл по критерию С3К1 необходимо кроме толкования слова написать его комментарий, то есть объяснить, как это слово понимают в обществе или как его понимаете лично вы. Комментарий начать лучше с фразы: «Я думаю…». Например. Я думаю, что это выбор между верностью и предательством, любовью и ненавистью, совестью и бесчестием. Человек очень часто оказывается в подобной ситуации.
|
21 |
Работаем со вторым абзацем. Чтобы получить высший балл по критерию С3К2, мы должны привести 1 или 2 аргумента из прочитанного текста. Начать абзац можно со стандартной формулировки: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (ФИО автора текста). Затем описываем своими словами пример из текста и пояснение к нему. Например. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Михаила Веллера. Повествователь сообщает, как в ситуации нравственного выбора оказался друг рассказчика. В детстве, находясь в гостях, он из зависти уронил коробку с поделками. Став взрослым, нашел в себе силы признаться в этом поступке. В непростой нравственной ситуации герой выбирает честность.
|
22 |
Работаем с третьим абзацем. Чтобы получить высший балл по критерию С3К2, мы должны привести 1 пример из жизненного опыта или еще 1 пример из прочитанного текста. Примерами из жизненного опыта могут быть: - примеры из культурного (читательского) опыта; - исторические и научные факты; - высказывания писателей, ученых, специалистов; - результаты личных наблюдений. Например. Проиллюстрировать это понятие можно и на примере из литературы. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев встал перед выбором: перейти на сторону Пугачева или остаться верным присяге. Он не изменил своей клятве. В ситуации нравственного выбора герой поступает благородно.
|
23 |
Работаем с четвертым абзацем. Заключением. Заключение представляет собой обращение к первому абзацу, тезису, вашему объяснению значения слова. Его можно начать со стандартных речевых формулировок: «Таким образом, приведенные примеры доказывают, что…». Например. Таким образом, приведенные примеры доказывают, что нравственный выбор человека зависит от моральных ценностей личности. И если человек выбирает добро, честность, любовь, то и его поведение в обществе будет достойным.
|
24 |
Мы рассмотрели теорию написания сочинения-рассуждения, потренировались в выполнении задания 9.3. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, необходимо повторить теорию написания сочинения-рассуждения, критерии оценивания сочинений 9.1, 9.2, 9.3.
Помочь вам могут полезные ссылки, представленные кьюаркодами. Они обеспечат быстрый доступ к онлайн-тренажёрам |
25 |
Желаю успехов! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.